Смекни!
smekni.com

Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв (стр. 3 из 5)

Чувство Ванины оказалось сильнее всего, и девушка не смогла его сдержать. Со временем любовь княжны становится требовательнее и толкает ее к измене. Девушке казалось, что любовь к Италии заставляет Пьетро забыть о ней. Раскрыв адреса и фамилии единомышленников карбонария, княжна полагает, что наконец-то любимый будет принадлежать только ей. Но девушка невольно становится виновницей его ареста. Для Ванины это был удар. Чтобы устроить свидание с Пьетро, она проникает в дом к министру. У неё это получается, и вскоре Ванина видится с Пьетро в тюремной церкви. Княжна откровенно рассказывает о своем страшном поступке, о своей измене, надеясь, что любимый поймет: она делала это только ради него. Но вместо благодарности Ванина слышит злое проклятие. Этот неожиданный ответ изменяет жизнь главной героини: она в скором времени выходит замуж за аристократа Ливио Савелли.

В своей новелле Стендаль не только превозносит революцию, но и отвергает такую эгоистичную любовь, которая ведет только к разрушению. Он восхищается чистой любовью, способной защитить любимого человека от опасности, подарить ему счастье и покой.

Лучше всего характер Миссирили раскрывается в сцене, где Ванина приходит в тюрьму, чтобы помочь юноше. Мы можем видеть, насколько любовь к родине сильнее любви к княжне. Девушку он любит, но к Италии питает истинную страсть. «Будем отныне чужими друг к другу» - говорит Миссирили, когда девушка пришла к нему. После того, как Ванина призналась в преступлении, Пьетро даже попытался убить девушку, его остановил только тюремщик. Он не хотел опускаться до того, чтобы брать что-либо, даже помощь революции, от предателя: «Я не хочу ничем быть тебе обязанным!». Ненависть и непонимание мы слышим в его голосе, когда он кричит: «О чудовище!». Мы понимаем, что характер у юноши непростой: это гордый, свободолюбивый и преданный революции человек.

Глава 3. Этель Лилиан Войнич и ее роман «Овод»

3.1

Этель Лилиан Войнич родилась 11 мая 1864 г. в Ирландии, в городе Корк, графстве Корк, в семье известного английского математика Джорджа Буля. Своего отца Этель Лилиан не знала. Он умер, когда ей исполнилось всего полгода. В 1882 году получив небольшое наследство, она окончила консерваторию в Берлине, но болезнь руки помешала ей заниматься музыкой. Одновременно она слушала лекции по славяноведению в Берлинском университете. В молодости сблизилась с политическими эмигрантами, находившими убежище в Лондоне. В их числе были русские и польские революционеры. Романтика революционной борьбы в те времена была самым модным увлечением интеллигенции. В конце 1886 г. она встретилась с жившим в Лондоне эмигрантом - писателем и революционером С.М.Степняком-Кравчинским, автором книги "Подпольная Россия". Знакомство с книгой побудило ее поехать в эту загадочную страну, чтобы своими глазами увидеть борьбу народовольцев с самодержавием.

Весной 1887 г. юная англичанка отправилась в Россию. В Петербурге она сразу же попала в окружение революционно настроенной молодежи. Летом 1889 г. Этель Лилиан возвратилась на родину, где приняла участие в созданном С.М.Кравчинским "Обществе друзей русской свободы", работала в редакции эмигрантского журнала "Свободная Россия" и в фонде вольной русской прессы. После поездки в Россию Э.Л. Войнич начала работу над романом "Овод". Он был опубликован в Англии в 1897 г., а в начале следующего года уже вышел в переводе на русский язык. Именно в России роман обрел наибольшую популярность.

В 1890 году Этель Лилиан вышла замуж за Вилфреда Войнича, польского революционера, совершившего побег из сибирской каторги. Этель Лилиан Войнич умерла 28 июля 1960 г. в возрасте 96 лет.

Роман Э.Л. Войнич - произведение неоромантизма.

Неоромантизм - условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма.

3.2.

Роман Э.Л. Войнич «Овод» посвящен итальянской революции. Этель Лилиан была сторонницей революции, что сказалось на её произведениях. В 1887-1889 гг. Войнич жила в России и была связана с революционными движениями в Польше и России. В её романе описывается буржуазная революция, которая была проиграна. Но в это время в Италии был наивысший подъем буржуазно-политического характера. В 1831 году знаменитый итальянский революционер Джузеппе Мадзини (1805-1872), изгнанный из родной страны, основал подпольную революционную организацию "Молодая Италия". В нее входила передовая итальянская интеллигенция - писатели, адвокаты, студенты. Постоянно преследуемая полицией, "Молодая Италия" сыграла, однако, большую роль в борьбе итальянского народа, который наконец-то в 1870 году добился объединения страны.

Действие романа "Овод" начинается в 1833 году. В это время в разных областях Италии происходили вооруженные восстания. Австрийская полиция, действуя заодно с местными властями, подавляла эти восстания с неслыханной жестокостью. Особенно обострилась борьба позднее, перед 1848 годом, когда революционная волна поднялась по всей Западной Европе. В 1846 году, устрашенный общественным подъемом, римский папа сделал вид, что идет навстречу народным требованиям: из тюрем выпустили некоторых политических заключенных, цензура не так яростно преследовала каждое вольное слово, но все это, конечно, нисколько не улучшало положения страны. Во второй и третьей частях романа действие происходит как раз в эти дни. В своём произведении Войнич описывает жизнь революционера Артура, который через 13 лет после мнимого самоубийства появляется на родине с журналистским псевдонимом Овод. Некогда молодой, наивный и красивый юноша предстаёт перед своими друзьями с изуродованной внешностью, исковерканной судьбой и исстрадавшимся характером. Одно в нем остаётся неизменным: любовь к Джемме, подруге детства, когда-то оклеветавшей его.

Овод - сильный духом, мужественный человек. Он не боится смерти. Овод сам командовал своим расстрелом, что еще больше подтверждает его силу духа и цинизм. Но перед смертью он пишет любимой письмо. Хотя оно и без подписи, Джемма сразу понимает, кто его написал. Во-первых, обращение: мало кто помнил её детское прозвище- Джим. И, во-вторых, они вместе учили стихотворение, которое Артур оставил вместо подписи:

Счастливой мошкою

Летаю,

Живу ли я

Иль умираю.

Джемма уже знает, что напрасно оклеветала Артура, и постепенно узнаёт его в Оводе. Но это уже не имеет значения: ведь революционер умрёт. На мой взгляд, стихотворение как нельзя лучше описывает жизнь Овода. Он сам не знает, что произойдет в ближайшем будущем, и, кажется, даже не задумывается над этим. Его не волнует, умрет он или нет при выполнении очередного задания. Он преследует лишь одну цель: отомстить и заодно освободить народ.

На самом деле жизнь Артура-Овода разделена на две части: до и после «смерти». Сначала юноша действительно хочет покончить жизнь самоубийством, но после того, как он узнает, что настоящим его отцом был не кто иной, как Лоренцо Монтанелли, его духовный наставник, он понимает, что вся жизнь - сплошная ложь: «Беспросветной ямой мог оказаться неведомый мир, но вряд ли в нем будет столько пошлости и грязи, сколько остается позади». Особенно показательным в этой ситуации является тот факт, что он разбивает распятие. Это означает, что для него нет теперь никаких идеалов, что помочь может только он сам, и не словами, а делом. Артур прорывается на корабль, подкупая матроса, и даже не гнушается просидеть в бочке какое-то время: ведь теперь он уже не тот нежный мальчик, что был до этого…

Вторая часть романа начинается с собрания революционеров тринадцать лет спустя. Мы узнаем, что Джемма вышла замуж за Боллу, юношу, которого якобы предал Артур, и у нее умер и муж, и маленький ребенок. В конце своего собрания революционеры решают пригласить журналиста, некого Овода, который пишет для Парижских и Лондонских газет.

Первая встреча Овода и Джемы происходит на светском вечере у одно из революционеров. Феличе Риварес сразу не понравился девушке, как, впрочем, и она ему. И это можно объяснить: Овод своим жестким характером, острым языком и манерой поведения не только не вызывает жалости как «калека», но и провоцирует против себя других людей. Он начинает писать для революции. Овод пишет памфлеты, высмеивая нового Папу, Лоренцо Монтанелли и иезуитов. Но совет считает, что эти стихи слишком жесткие и народ к ним ещё не готов.

В одной из сцен второй части романа Овод и Джемма спорят о том, в чем заключается предназначение революции и какими способами ее нужно добиваться. Э.Л. Войнич показывает здесь две кардинально разные точки зрения. Овод пытается доказать, что насилие необходимо в борьбе за свободу, что это неотъемлемая часть революции. В свою очередь Джема говорит, что если все будут применять насилие друг к другу, то «народ приучают смотреть на жестокости и насилие как на самое обыкновенное дело». Она также доказывает, что «революция - переходящий момент в жизни народа». Затем они начинают спорить на самую больную для Овода тему – тему религии. Овод считает, что терроризм – самый лучший способ подорвать авторитет церкви. Овод предлагает Джемме помочь ему переправить оружие из Англии в Италию, и девушка соглашается.

Во время этой операции Оводу приходится ехать в костюме старики через город, в котором проповедует Миссирили. История старика такова: он случайно убил своего сына, добровольно сдался полиции и решил отмаливать свои грехи, поэтому шел в Рим именно через этот город. Там у Овода была запланирована встреча с революционерами, которые должны были помочь ему переправить оружие. Позже, уже после окончания встречи, Овод случайно зашел в церковь, где кардинал Монтанелли замаливал свой грех, убийство сына, перед Богом. Он чуть не выдал себя, чуть не сказал, что он и есть Артур, сын кардинала, но сдержался.