Смекни!
smekni.com

Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв (стр. 4 из 5)

Овод считал, что то, что он пережил, а именно бродячий цирк, болезни, издевательства, превышает любые страдания, которые в течение всей своей жизни испытывали Джема и кардинал. Но здесь я могу с ним не согласиться. Мне кажется, что какие бы физические страдания ни пережил Овод, это не позволяет ему так жестоко относиться к тем людям, которые его когда-то любили и которые, скорее всего, любят его до сих пор. Он заставляет их мучаться, думать: а вдруг это и есть тот Артур, которого они убили, пусть и по своей воле? Овод невольно дает им подсказки: тот же голос, те же глаза, те же нервные тонкие пальцы… Это не дает Джемме покоя, ее груз становится еще тяжелее. Теперь ей кажется, что было бы гораздо лучше, если бы она его по-настоящему убила, чем обрекла на такие муки. На мой взгляд, Овод слишком жесток по отношению к Джемме и кардиналу. Ведь они, так же как и он, совершенно одни в этом мире. Другого мнения Таратута Е., полагая, что «все поступки Овода глубоко мотивированы и психологически, и социально».

Глава 4. Джек Лондон и его рассказ «Мексиканец»

4.1

Джек Лондон родился 12 января 1876 в Сан-Франциско. После рождения мальчику было дано имя Джон Чейни. Лондон — фамилия отчима, разорившегося фермера: когда Джону Чейни было около восьми месяцев, его мать вышла замуж, и у будущего писателя появилось новое имя — Джон Гриффит Лондон. Он сменил множество профессий и даже сидел в тюрьме за бродяжничество. В 1893, поступив на службу матросом, Джон отправился в первое морское путешествие к берегам Японии. В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США. Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учебу, вынужден был уйти. Весной 1897 Джек Лондон поддался "золотой лихорадке" и уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898, испытав на себе все прелести северной зимы. 22 ноября 1916 – Лондон умер в Глен-Эллене (шт. Калифорния) от смертельной дозы морфия, которую он принял или с целью умерить боль, вызванную уремией, или сознательно, желая покончить собой.

Рассказ Д.Лондона «Мексиканец»- реалистическое произведение. Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам. Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-хгг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество".

4.2.

В рассказе «Мексиканец» Д. Лондона повествуется о революционере, который вступил в партию. Это сообщество в 1910-1917 гг. пыталось свергнуть диктатуру П. Диаса. В ходе революции развернулась крестьянская война под руководством Ф. Вильи и Э. Санаты, были пресечены попытки восстановления диктаторского режима. Завершающий акт революции - принятие конституции. Джек Лондон был горячим сторонником революции, пока не увидел собственными глазами, какие беды она несёт народу.

Революционер Фелипе Ривера, скрытный, неразговорчивый молодой человек. Он готов сделать всё для того, чтобы помочь революции, и это пугает не только остальных герое рассказа, но и читателей. «Он был их «маленькой загадкой», их «великим патриотом» и по-своему работал для грядущей революции не менее рьяно, чем они»,- пишет Лондон. Начинает Фелипе с малого: он убирает комнаты после встреч революционеров, работает посыльным. И всё это он делает тоже для революции. Он не брал денег, говоря, что работает для революции, и все свои деньги приносил в штаб союзников. И всё же они не могли заставить себя полюбить этого «мальчика». Ривера почти не разговаривал, никогда не улыбался и мог часами стоять не шевелясь, слушая споры о революции. Но ему всё-таки поручили первое важное дело: восстановить связь между Лос - Анжелосом и Нижней Калифорнией. Несмотря на все опасения, Фелипе безукоризненно выполнил это дело. Но при этом он убил предателя, который разорвал эту связь.

Всё уже готово для последней операции: еще один рывок, и революция победила. Но денег катастрофически не хватает. Ривера решает выйти на ринг вместо бойца, сломавшего руку. Сначала никто не верит, что этот мальчик сможет побить «короля ринга», одного из лучших бойцов. Но тренер Фелипе даёт ему очень хорошую рекомендацию, и он выходит на ринг за 5000$.

В сцене боя раскрывается истинный характер Риверы. Он не знает страха. Даже старый продуманный трюк Денни Уорда, где он заставляет себя ждать, не выводит юношу из равновесия. Ривера не любил, презирал бокс: «Это была ненавистная игра ненавистных гринго». Фелипе твёрдо знал, зачем ему нужно выиграть этот бой. Он выигрывает главный приз, но и это не помогает юноше завоевать симпатию остальных членов партии. Ему это не нужно…

Ривера убил предателя, разорвавшего связь между Лос-Анжелосом и главным штабом. Неужели для благого дела, для народа необходимо убивать? Когда мы узнаем, что это был предатель, то думаем: это ему по заслугам. Но ведь люди в борьбе за свободу преследуют благую цель, и этот предатель, в свою очередь, пытался сделать то, что он считал правильным. Разве для достижения цели хороши все средства? Когда Джек Лондон только узнал про революцию, он ее поддерживал, но когда он понял, какими способами достигается главная цель, он перестал ее понимать. Мне кажется, что автор написал этот рассказ с целью предостеречь нас, показать, какими жестокими и беспощадными могут стать люди, когда они идут к цели. И это не всегда лучше того диктаторского режима, который царит в стране. Подобное понимание типа революционера-борца характерно, например, для работы Б. Гиленсона.

Глава 5.

5.1

Рассмотрим темперамент каждого героя. В произведениях описываются 2 итальянца, швейцарец и мексиканец.

Когда мы говорим про какую-либо нацию, у нас сразу же срабатывает стереотип. Например, говоря о французах, мы подразумеваем, что они элегантны и что у них хороший вкус, а когда говорим о китайцах, сразу же вспоминаем их трудолюбие.

Стереотипы есть и у тех национальностей, к которым принадлежат наши герои. Итальянцы и мексиканцы, кажется, должны быть говорливыми и энергичными, эмоциональными и любвеобильными. Швейцарцы, как «холодная» нация, кажутся нам медлительными и спокойными. Но это не всегда так.

Например, Боннивар, страдания которого описываются в поэме «Шильонский узник». Он не был спокойным и равнодушным, когда сражался за независимость своей страны, или когда видел смерть собственных братьев. В этих эпизодах мы видим человека, который ко всему относится как к собственному горю. Но освобожден был уже совершенно другой человек: изможденный, сломленный, потерявший все. Это придает традиционному характеру швейцарца новые оригинальные черты.

Или Пьетро Миссирили из произведения Стендаля. В общем и целом он подходит к «своему» стереотипу. Юноша эмоционален, у него вспыльчивый и гордый характер. Он не подходит под описание только в одном аспекте: в его жизни может существовать любовь только к революции. И даже такая девушка, как Ванина, не может с этим ничего поделать. Если даже предположить, что ее план бы удался и они поженились, мне кажется, они не смогли бы жить вместе. Пьетро пытался бы сделать все заново, он опять бы стал тем самым героем, который сделал бы все ради ИДЕИ.

Еще один итальянец, Овод из одноименного романа, в душе был самым настоящим итальянцем, несмотря на то, что жил у своих родственников в Англии. И, инсценировав свое самоубийство, он это подтверждает. Ведь, как известно, у итальянцев есть свойство все преувеличивать и совершать необдуманные поступки.

Бытует мнение, что темперамент мексиканцев схож с национальным характером итальянцев: они такие же нетерпеливые, подвижные и вспыльчивые, однако на примере Фелипе Риверы из рассказа «Мексиканец» можно убедиться, что это совсем не так: юноша мало говорит, может часами стоять, не двигаясь, совершенно равнодушен к нападкам и обидным словам. Однако в душе у него горит огонь, который отражается иногда лишь во взгляде: «Эти глаза не могут любить, они угрожают; они злые, как у тигра».

Таким образом, можно высказать предположение, что авторы данных произведений безусловно учитывали такую важную составляющую образов своих героев, как темперамент. Тем не менее, темперамент является только основой для создания образа глубокой равносторонней индивидуальности.

5.2

На наш взгляд, на примере этих четырех произведений 19-20 вв. можно составить образ идеального революционера. Например, цель можно позаимствовать Пьетро Миссирили: он боролся за свободу всех живущих в стране людей. Любил страну так, как любила его Ванина, и в свою очередь готов был сделать совершенно все для того, чтобы помочь главному делу его жизни. Его основные качества - умение бороться с собой (ведь он смог отречься от Ванины в пользу революции), патриотизм (не каждый может отказаться от свободы ради спасения страны)