Смекни!
smekni.com

Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв (стр. 5 из 5)

Умение бороться с собой свойственно и Боннивару, борцу за независимость Женевы. Но в его случае цель борьбы несколько отличалась от той, что преследовал Пьетро в произведении Стендаля, да и ситуация была иная. Дж. Байрон показывает нам, что люди отдают в борьбе за свободу. «Шильонский узник» сидит в тюрьме без любимого дела и борется с собой и со смертью. С одной, стороны он считает, что ему нет смысла жить дальше, а с другой, - закаленный в борьбе характер не позволяет ему сдаться и умереть.

Самый глубокий образ- Артур из романа Войнич «Овод». Его заставили обстоятельства стать революционером. Но для своей миссии он делал не меньше, чем все остальные, и был не меньшее патриотом. У него есть все положительные качества, нужные революционеру, но любовь, его главное чувство, не покидает Артура всю жизнь. Может показаться, что Овод не ценит свою жизнь, и это действительно так. Он готов сделать все для дела его жизни.

Четвертый образ - Фелипе Ривера из рассказа «Мексиканец». Этот персонаж находится несколько в отдалении от остальных, так как в рассказе мы не можем увидеть в нем никаких положительных качеств, кроме упорства. С первого «взгляда» нам представляется, что это холодный юноша, которого не волнует ничего. Начинает казаться, что Фелипе хочет свергнуть диктатуру Диаса не для страны, а просто потому, что этот человек ему неприятен. И это действительно так. Отец Риверы был революционером, и люди Диаса убили его. Так что цель юноши - месть.

Итак, на наш взгляд, идеальный революционер - это хладнокровный, решительный, упорный человек, который ценит свою жизнь, который умеет бороться с собой и который предан своему делу. Он должен бороться не только ради своих личных целей, но и ради всех людей, которые не могут сделать этого. Мы видим эту цель только у трех первых героев: Боннивара, Пьетро Миссирили и Овода. Фелипе Ривера сражается как раз потому, что он хочет отомстить за своего отца.

Из этого также можно сделать вывод, что со временем меняется не только герой, но и представление людей об идеальном герое.

Заключение.

Проанализированные нами произведения принадлежат к разным эпохам и написаны разными авторами. Тем не менее у них есть общие черты: интерес писателей к исключительной личности, которая реализует себя в революции. Революционная эпоха 19-20 вв. воспринималась многими как праздник социального освобождения от угнетения и тирании. Поэтому все авторы в той или иной степени восхищаются своими героями, восхваляют их, героические и трагические моменты их жизни и борьбы.

Особое место в этом ряду героев во имя революции занимает образ мексиканца. С одной стороны, он воплощение революционной воли, страсти, доходящей до фанатизма, и это не вызывает авторского осуждения. Но, с другой стороны, Лондон наделяет своего героя такими чертами, которые вызывают настороженность и даже страх у его соратников. И прежде всего обращают на себя внимание современного читателя.

Можно отметить, что у каждого героя есть своя причина бороться с врагами. Например, Овод и Фелипе Ривера хотели отомстить: Фелипе - за своего отца, которого убили люди Диаса, а Овод - потому, что у него никогда не было отца, и Монтанелли скрывал свое родство с ним.

Но ни у Боннивара, ни у Пьетро Миссирили не было никакой другой причины бороться за свободу, кроме любви к стране, которую они «спасали», и любви к народу.

В ходе исследования мы выяснили, что в процессе историко-литературного развития образ революционера-борца становится все более реалистичным. Если у Байрона и Стендаля Боннивар и Миссирили героизированы до идеализации, то в романе Э.Л. Войнич Овод показан живым человеком в богатстве и разнообразии жизненных появлений: отрицательные черты показаны только в его обыденной жизни, но как революционер он также идеален. Наконец, у героя Д. Лондона появляются черты не только героические, но и настораживающие своей бесчеловечной жестокостью, пусть даже и по отношению к врагу.

Тип революционера-борца, изображенного в этих произведениях, интересует авторов прежде всего с психологической стороны. Социальный аспект (происхождение) не вызывает у них особого интереса. И поэтому, скорее, только обозначен, чем подробно описан. Именно поэтому человеческая «яркость» обусловила высокую степень привлекательности этих образов для современного читателя.

Литература

1. Елистратова А.А. Байрон.//Москва, 1993 г. 2. Шайтанов И. Байрон Джордж Ноэл Гордон//зарубежные писатели. Библиографический словарь. Часть 1. Москва, 2003 г. 3. Воропанова М.И. Войнич Этель Лилиан// зарубежные писатели. Библиографический словарь. Часть 1. Москва, 2003 г. 4. Гиленсон Б.А. Лондон Джек// зарубежные писатели. Библиографический словарь. Часть 1. Москва, 2003 г. 5. Храповицкая Г. Н. Стендаль, Фредерик// зарубежные писатели. Библиографический словарь. Часть 2. Москва, 2003 г. 6. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов//Москва «Просвещение» 1974г. 7. Стендаль. Расин и Шекспир, собрание сочинений, т.7 // Москва, 1959 г. 8. Этель Лилиан Войнич, Овод// Санкт-Петербург, 2005 г. 9. Стендаль, собрание сочинений, том 6// Москва, 1978г. 10. Дж. Байрон, стихотворения и поэмы// Москва, 2004г. 11. Джек Лондон, собрание сочинений, том 10//Москва, 1976г. 12. Таратута Е.Е. «По следам Овода»// 3-е издание, Москва, 1972г. 13. http://liberte.newmail.ru/gfr-km.html