Смекни!
smekni.com

Международная борьба с преступностью в России (стр. 16 из 27)

Эти причины носят и еще длительное время, вероятно, будут носить универсальный характер, ибо стереотипы сознания людей и глубинные механизмы неудовлетворенности жизнью в значительной степени консервативны. Они обусловливают и сегодня поведение, выражающееся в увеличении корыстных преступлений в сфере экономики, росте их криминальной профессиональности, сращивании корыстных преступников — должностных лиц с общеуголовными элементами, организованной преступностью и созданием "мафиозных" сообществ. Последние, словно "государства в государстве", включают в себя высокопоставленных должностных лиц, контролируемые ими коммерческие структуры и бандитские группировки. Причем власть в этих криминальных "мини-государствах" целенаправленно пытаются захватить как авторитеты преступного мира, так и часть предпринимателей, тесно связанных с криминальными структурами либо сотрудничающих с криминалом для развития коммерческой деятельности[33].

Как отмечает известный юрист В.В. Лунеев, у преступности динамичный, творческий, "рыночный характер". Она мгновенно, безо всяких бюрократических проволочек заполняет все проявляющиеся и доступные ей неконтролируемые или слабо контролируемые государством и обществом ниши, адекватно обстановке меняет виды, формы и способы своей "деятельности", непрерывно изобретает новые и нередко изощренные методы сокрытия своих следов, не ограничивает свои действия никакими правовыми, нравственными, психологическими и даже техническими нормами и правилами[34].

В системе "преступность — борьба с ней" преступность первична, самозащита общества от преступности по своему происхождению вторична. Первые ходы делает преступность, борьба с ней — всего лишь ответ общества и государства на ее вызов. Новые качественные характеристики преступности требуют не только адекватных, но и упредительных мер борьбы с нею — социально-профилактических, экономических, законодательных — уголовно-правового, уголовно-процессуального характера, криминалистических, организационно-управленческих, оперативно-розыскных направлений деятельности, психологически оправданных и обоснованных. Необходимо глубокое, в том числе психологическое понимание причин и условий возникновения новых "ходов" преступности, предвидение психологических факторов, порождающих ее развитие при принятии любых мер, прежде всего, на государственном уровне.

Как известно, функция борьбы с экономической преступностью в нашей стране реализуется комплексом социальных учреждений. Наиболее важная роль в этом комплексе принадлежит специальным органам государства — прокуратуре, органам внутренних дел, службе безопасности, таможенным органам, налоговой полиции, в определенной мере — службе внешней разведки. Каждый из этих органов действует в рамках своей компетенции, своими специфическими, только им присущими формами и методами деятельности, установленными законами. Важнейшим условием успехов выступает глубокая разведка криминального "экономического подполья". Она должна быть направлена в первую очередь на выявление системы его функционирования, финансовых и материальных источников, организации деятельности, структур, иерархии, лидеров, коррумпированных связей и т.п. и уже на этой основе — на выявление конкретных преступных проявлений[35]. В ведении такой разведки масса психологических явлений, условий и зависимостей, нуждающихся в тщательном учете и подготовке сотрудников, организующих и ведущих ее. Специальные службы в процессе защиты экономики от преступлений, выявляя, пресекая и раскрывая их, должны совместно со следственным аппаратом, другими службами органов внутренних дел и правоохранительными органами решать еще одну важную, имеющую свой психологический аспект, задачу — принимать меры к обеспечению, возмещения ущерба, причиненного экономическими преступлениями субъектам собственности.

Психологические проблемы борьбы с преступностью, особенно экономической, исследованы еще совершенно недостаточно. Юридическая психология призвана дать не только теоретический[36], но и прикладной ответ практическим органам. Важны исследования по трем направлениям:

• психологии преступного поведения "экономических" преступников, психологии их личности;

• психологических особенностей правоохранительной (профилактической, следственной, оперативно-розыскной и т.д.) деятельности по борьбе с экономической преступностью;

• психологии работников, осуществляющих борьбу с экономической преступностью, и всех аспектов их отбора, подготовки, обеспечения.

Психологические аспекты уголовно-правовых мер по борьбе с экономической преступностью. Уголовное законодательство — эффективное средство борьбы с экономической преступностью в современных условиях. Развивая и совершенствуя его, не следует исходить из публицистических оценок ситуации с преступностью как "разгула" преступности, "беспредела" или из приравнивания ее силы и силы государства ("кто кого"). Конечно, ситуация в сфере борьбы с преступностью вообще и экономической преступностью, в частности, может быть оценена как сложная. Однако — и это главное — ее нельзя рассматривать изолированно от состояния общества в целом. Экономическая преступность — лишь одно из явлений, в которых проявляется уровень социальной стабильности или нестабильности общества и его экономического состояния. Темпы прироста зарегистрированной преступности в последние годы связаны главным образом не с качеством правоохранительной деятельности, а с болезненными процессами перехода общества в новое состояние, хотя это не означает, что состояние правоохранительной деятельности не влияет на развитие ситуации.

Поэтому исходно важна задача формирования у работников, ведущих борьбу с преступностью, понимания важности своей социальной роли и правильной профессиональной ориентации на упорную и действенную борьбу с повседневными проявлениями экономической преступности. Тем более что оптимальным является не многолетнее слежение за деятельностью преступных сообществ, а предупреждение самого их формирования и активная постоянная работа по их разобщению. Здесь к компетенции правоохранительных органов в первую очередь относится использование уголовно-правовых мер двойной превенции: обезвреживание организаторов и "кандидатов" в активные участники сообщества безотлагательным привлечением их к уголовной ответственности за менее тяжкие, но легко доказуемые преступления — незаконное хранение и ношение оружия, хранение наркотиков, хулиганство, угрозы убийством и т.п. Этот метод борьбы с организованными формами преступности эффективно используется полициями зарубежных стран. Необходимо и законодательное установление объема преступной деятельности, позволяющего применить квалификацию "по максимуму".

Характерны психологическое отношение значительной части работников правоохранительных органов к УПК как к внешнему ограничителю, непонимание, что законность и подлинная целесообразность неразделимы, неумение применять нормы общего характера к частным (особенно нетрадиционным) ситуациям, как и использовать базу, которую дает закон для активных действий (например, положения добровольного отказа от совершения преступлений, освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примечанием 2 к ст. 201 УК РФ в случае причинения вреда преступлением исключительно коммерческой организации и др.).

В доказывании экономических и связанных с ними должностных преступлений такое профессиональное неумение проявляется в недооценке косвенных доказательств (ценность обнаруженного имущества, жизнь не по легальным средствам, отсутствие объяснений происхождения обнаруженных средств и ценностей, быстрота прохождения документов и реализации решений по определенным операциям и т. д.). Успех крупных дел, например, о взяточничестве (крупных и по нынешним масштабам) должен базироваться на правиле: доказательств должно быть достаточно и без признания обвиняемого. Профессиональное неумение проявляется и в беспомощности установления мотивации преступника, когда решение по делу ставится в зависимость от того, что говорит обвиняемый о своем мотиве вместо того, чтобы выявить его по характеру деяния, предшествующим и последующим действиям, образу жизни, информации о высказываниях в "своем" кругу и т.д. Столь же негативные последствия наблюдаются и применительно к уровню профессионального умения применять уголовный закон. Неправильно утверждение, что без закона о борьбе с коррупцией невозможно реальное противодействие злоупотреблениям чиновников. Противоречит закону мнение некоторых представителей практики о том, что активные действия по захвату с поличным взяточника или вымогателя, когда заявителю разрешается передача денег или ценностей (признаки которых фиксируются), являются провокацией. Много и иных упущений по применению уголовного законодательства, зачем внимательно следят в преступной среде, обдумывая свое поведение на случай провала.