Смекни!
smekni.com

Международная борьба с преступностью в России (стр. 22 из 27)

О стратегии правового развития Российской Федерации.

Мы вводим уже второй год в докладе "О состоянии законодательства в Российской Федерации" понятие стратегии правового развития России. Нуждаясь в нем, прежде всего, для того, чтобы понять, какие законы крайне необходимы в ближайшие годы для страны, а какие могут и подождать. То есть, стратегия правового развития - не красивая научная формулировка, а внутренняя потребность управления развитием общества и государства с точки зрения конституционного критерия правового государства. Без такой стратегии будет очень трудно совершенствовать качество законодательства, потому что будут сохраняться ведомственное лоббирование, политическая конъюнктура момента, манипулирование отсутствием строгих процедур. Беда, когда закон принимается в трех чтениях в один день, или когда годами лежит законопроект. Это все те выводы, которые мы год за годом делаем.

Эти же выводы подтверждают наши партнеры - Минюст, прокуратура, суды. Мы предлагаем объединиться. И уже сейчас завершается работа по доведению до достойного уровня двух принципиальных законов, отсутствие которых качественно отражается на всех наших результатах. Это закон "О нормативных правовых актах Российской Федерации" и закон "О принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов". Десятилетняя история и у того, и у другого: вносились, обсуждались, откладывались, находились, терялись, создавались инициативные новые группы. Сейчас мы эту работу предлагаем осуществить на основе нашего трехлетнего мониторинга, и она превращается уже в стратегически необходимую. То есть эти два закона могут упорядочить весь процесс законотворчества и, самое важное, легитимировать сам институт мониторинга, поскольку до сегодняшнего дня правовой процесс рассматривался на уровне правотворчества и правоприменения, а мы убедились, что мониторинг законодательства и правоприменения - это важнейшая внутренняя потребность, чтобы качество законов и эффективность их применения были адекватны.

Мы приходим к идее, что нужна концепция и долговременная программа законопроектных работ в Российской Федерации как естественное дополнение к стратегии правового развития. Ведь мы хотим все иметь эффективное государство, достойное активное общество, мы хотим все иметь гражданина, хорошо знающего свои права и обязанности, и, одновременно, умеющего права отстоять, а обязанности исполнить, опираясь на законы.

Поэтому каждый гражданин должен знать, что сегодня у государства на этот год, на три года есть такие-то правовые задачи, они ему обеспечат такой-то уровень новых возможностей, а где-то введут для него некоторые новые ограничения. Но это не должно падать на человека как град с неба. Это должно быть предсказуемо, экспертно контролируемо, прозрачно и долговременно.

Вот такова идея концепции законопроектных работ, в разработке которой и переплавления ее в программу заинтересованы и будут участвовать, в одинаковой мере, Президент, Администрация Президента, Правительство, субъекты Федерации, Дума, Совет Федерации, общественные организации и Общественная палата как квинтэссенция нашего зарождающегося гражданского общества.

О системной экспертизе законодательства.

Мы настаиваем на системной, комплексной экспертизе интегральных последствий каждого закона, независимо от того, в какой отрасли права будет действовать данный закон.

Более того, мы сейчас вместе с учеными пытаемся найти внятные показатели так называемой гуманитарной экспертизы. То есть каждый закон, это образ человека, который этот закон, либо стимулирует развиваться, активно жить и ответственно, либо его парализует. Каждый закон - это права и свободы человека либо конституционно обеспеченные, либо, по каким-то причинам, деформированные.

Вот эти обновления представлений об экспертном сопровождении законотворческой деятельности, будут, на наш взгляд, серьезно обсуждаться в том издании, которое все согласны сейчас поддержать, это периодический журнал "Мониторинг права в Российской Федерации". И, может быть, пятилетняя наша работа в этом направлении, которую мы сегодня делаем, по большому счету для самих себя, позволит в какой-то момент создать независимый центр мониторинга права в России, чтобы это была принципиальная, профессиональная, с международным опытом синхронная работа по практическому сопровождению деятельности парламента, чтобы в этом центре могли находить поддержку те или иные инициативы, в том числе и из общественных структур.

В этом смысле мы говорим, что качественный и своевременно принятый закон, это самое желанное место встречи общества и власти, гражданина и государства. И я иногда даже добавляю, что это-то свидание, на которое мы каждый день готовы прийти, и которое по разным причинам все откладывается и откладывается, и уже теряется интерес, внимание, доверие и все, из чего складывается нормальная жизнь конкретного человека в родной стране.

3.3 Современные проблемы борьбы с преступностью в России

Преступность в России представляет собой в настоящее время одну из наиболее болезненных общественно значимых проблем. В течение нескольких лет мы наблюдаем беспрецедентный количественный рост преступности и ухудшение ее качественных показателей. Начну с ее общей характеристики.


Рис. 1. Динамика преступности в СССР, СНГ и РФ, 1920-2000 гг.

Рисунок 1 отражает динамику преступности в СССР и России за весь советский и постсоветский период. Следует иметь в виду, что многие данные, на которых основан график, были в свое время секретными и не публиковались. Теперь есть возможность увидеть кривую преступности за длительный временной интервал. В годы гражданской войны, с которых здесь ведется отсчет, уровень преступности был высоким: например, в 1921 г. зарегистрировано 2 500 тыс. преступлений[48]. Затем последовали два спада: первый - между войнами, следующий - после второй мировой войны. Если в 1939 г. общими судами было осуждено около 950 тыс. человек, то в 1947 г. - 1 млн. 400 тыс. [49] Наибольшее снижение преступности приходится на 60-е годы (в 1965 г. зарегистрировано 752 тыс. преступлений, а осуждено около 500 тыс. человек)[50].

Причины столь заметных колебаний в динамике преступности имеют сложную, комплексную природу, включая изменения социально-экономического, политического, демографического и правового характера. Достаточно сказать, что введение в начале 60-х годов товарищеских судов, передачи виновных на поруки и других форм освобождения от наказания "оттянуло" от правоохранительных органов существенное число правонарушений. Затем преступность вновь начала возрастать, и этот процесс продолжается до сих пор. В 1998 г. в Российской Федерации зарегистрировано 2 млн. 582 тыс. преступлений (на 7.7% больше, чем в 1997 г.), если же учитывать всю территорию СНГ, то 3 млн. 500 тыс. Это невиданная прежде цифра. Да и в самой России масштабы преступности превышают худшие показатели для Союза ССР, хотя территория уменьшилась вдвое, а население сократилось до 147 млн. чел.

Рис. 2. Прогнозы и реальная тенденция преступности в РФ, 1971-2005 гг.

В 1982 и 1997 г. предпринимались попытки прогнозировать развитие преступности в стране. На рисунке 2 представлены эти прогнозы (нижняя 1 кривая - 1982 г., верхняя кривая - 1997 г.), а также фактическое положение дел (ломаная линия). Как видим, первый прогноз был несколько более оптимистичным, чем второй, реальная же тенденция проходит между этими экстраполяциями. Как далее будут развиваться события? В 1996-1998 гг. уровень правонарушений стабилизировался; возможно, имеет место, так называемое насыщение преступности, и она уже не превысит показателя 2.5-3 млн. преступлений в год.