Смекни!
smekni.com

Деятельность ивана федорова (стр. 2 из 4)

Деятельность Ивана Федорова продолжалась еще год. В 1565 году быстро, один за другим, он вместе с Петром Мстиславцем выпускает два Часовника, впервые создавая в Москве новый тип малоформатного печатного сборника общеупотребительных молитв, книжки, по всей вероятности, бывшей также и учебною [ 6, с. 6]. Учебный характер и небольшой формат объясняют исключительную редкость этого издания. Книга быстро зачитывалась и ветшала[1, с.27].

В послесловии к Часовнику говорится, что напечатан он «подвигом и прилежанием, трудами и изысканием Ивана Федорова да Петра Мстиславца». Очевидно, не только исполнение, но и инициатива издания была в их руках; два издания Часовника отличаются различною редакцией текста. Иван Федоров все время шел к живой речи, к общепонятности языка, по мнению И.В. Капустина, следует признать, что Иван Федоров завоевал место в истории русского искусства как замечательный мастер книжной гравюры. Он как художник – это мастер, знающий и понимающий достижения искусства Возрождения и помнящий вместе с тем в первую очередь практику замечательных художников русской рукописной книги.

Его старопечатный стиль – энергичная пластическая лепка листьев и ветвей. Он соединяет эффекты черного и белого, линии и фона. В этом его новаторство. Он отчетливо сознает и воплощает специфику гравюры на дереве, ксилографии. Функции заставок, или фигурных наборных окончаний старой книги, когда спусковая полоса оканчивалась как треугольник, обращенный вершиной книзу, были художественно – декоративными и имели практически – общественное значение, помогая процессам чтения, раздельного восприятия частей, на которые делилась книга. Шрифт Ивана Федорова тесно связан по рисунку со шрифтами безвыходных книг. Но он имеет и свои особенности. Букву “ Ж ”, например, Федоров вырезает и отливает со своеобразно нависающим слева верхним завитком. Его шрифт чуть наклонный, буквы как бы упруго гнутые, хорошо читаются [ 6, с. 6].

Вскоре после издания Часовника Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Известно, что Иван Федоров подвергся в Москве гонениям за свою деятельность. Упоминание в послесловии к львовскому Апостолу о «многих обвинениях в ереси», заставляет предположить, что одной из главных причин преследования Ивана Федорова и Петра Мстиславца было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство» [1, с. 28].

2.Иван Федоров в Заблудово.

Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец отправились в Литву. Они остановились в имении Заблудово,к западу от Белостока, принадлежавшем гетману Григорию Александровичу Ходкевичу,

Белорусско-литовскому магнату, но русской ориентации. Ходкевич предложил Ивану Федорову печатать русские православные книги с целью сохранения национальной самобытности русско-белорусского населения, боровшегося против насильственного ополячивания и католицизма, за свой родной язык и национальное достоинство.

Первой книгой, напечатанной московским мастерами в Заблудово, было Евангелие Учительное, вышедшее в свет 17 марта 1569 года. Это был сборник «бесед» с толкованием евангельских текстов. Эта книга уже значительно отличалась по оформлению от московских изданий. В ней имеется титульный лист и предисловие, написанное Ходкевичем. Шрифты и заставки те же, что и в московских изданиях. После отпечатания Евангелия Мстиславец расстался с Иваном Федоровым и перебрался в Вильнюс. Причины, побудившие его к отъезду, не известны. В Вильнюсе Петр продолжал печатать книги.

Вторым заблудовским изданием была Псалтырь с Часословцем, печатавшаяся с 26 сентября 1569 года по 23 февраля 1570 года. Это-одно из лучших изданий Ивана Федорова, напечатанное уже им самим без помощи Мстиславца.

В 1569 году произошло объединение Литвы и Польши, и гетман Ходкевич отказался от продолжения политической борьбы и предложил Ивану Федорову заняться сельским хозяйством в подаренном ему имении [ 6, с. 28-29] . Но заманчивое предложение не прельстило московского книгопечатника, и он сказал гетману: «Не пристало мне в пахании и в сеянии семян жизнь свою коротать. Вместо сохи у меня ремесло художественное, вместо семян житных- духовные семена подлежит мне по вселенной рассеивать.»[ 4, с. 123].

3. Книгопечатание во Львове.

Иван Федоров глубоко верил в свое призвание и высоко ценил искусство книгопечатания как могучее средство просвещения и общественной деятельности. Он покинул Заблудово и в конце 1572 года перебрался в Львов. С большим трудом собрал Иван Федоров необходимую сумму для приобретения типографии. Она была оборудована в предместье Львова, называемом Подзамчье. Печатнику помогали его сын Иван, который был переплетчиком, и подмастерье Гринь[ 1, с.29] .

15 февраля 1574 года Иван Федоров выпустил во Львове новое издание Апостола. В нем помещено исключительно содержательное послесловие. Здесь он прямо говорит о себе не как простой типограф, исполнитель заказа, а как инициатор издательского дела. И.В. Капустин утверждает, что нет сомнений: в Львове, в среде горожан, пользовавшихся правами и объединенных в корпорации и братства, Федоров чувствовал себя свободнее и вел себя активнее, чем в Москве эпохи Ивана Грозного. Иван Федоров входит в украинскую культурную общественность. В убранстве Апостола 1574года принимает участие местный мастер гравюры, подписавшийся буквами W.S. [ 6, с. 20].

В 1954-1955 года стало известно, что во Львове первопечатник выпустил одно из самых замечательных своих изданий – «Азбуку» [ 1,с.29] . Это первая российская печатная учебная книга, изданная более 400 лет назад выдающимся московским печатником-просветителем Иваном Федоровым. Единственный известный ныне экземпляр этой Азбуки находится в библиотеке Гарвардского университета (США). К сожалению, в книге нет заглавия и титульного листа. В связи с этим нельзя определенно сказать, как она называлась. В работах , посвященных книге Ивана Федорова , нет ни единого мнения о её названии, но чаще всего употребляется название Азбука. Учебное пособие, созданное Федоровым, представляет собой книгу , составленную из пяти восьмилистовых тетрадей, т.е. в ней сорок листов, или восемьдесят страниц, в странице по пятнадцать строк. Два страницы ( обороты четвертого и сорокового листов) пустые. В книге отсутствуют нумерация страниц и ныне принятая сигнатура листов. Азбука скромно оформлена пятью заставами и тремя концовками. Заставки варьируют характерный для других изданий

Федорова мотив листьев с цветками , бутонами , маковыми головками и шишками. Концовки представляют собой готический плетенки , одна из них дополнена элементом растительности. Завершают Азбуку две гравюры : на одной - герб города Львова ,на другой - типографский знак первопечатника. Иван Федоров, положив основу книги распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух-и трехбуквенных слогов. Первая часть книги - азбука – включает в себя также и материалы по грамматике .Во второй части приводятся тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения. Азбука Ивана Федорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению.[ 5,с.17-20 ] .

4.Иван Федоров в Остроге.

Во Львове Иван Федоров испытывал тяжелые финансовые затруднения. В это время он получает предложение устроить типографию в имении князя Константина Острожского . В 1575 -1576 году Иван Федоров исполнял по назначению князя Острожского обязанности управителя Дерманского монастыря. В эти годы в типографии он не работал.[ 1,с.30] .

Княжескую резиденцию в Остроге современники считали центром просвещения. Там было много греческих ученых , целая улица называлась «Греческой». Стояла настоятельная задача - оборудовать типографию для напечатания Библии , огромнейшей книги , требовавшей мелкого шрифта [ 6,с.20] . Пока шла подготовка к изданию Библии , Иван Федоров выпустил в свет две книги в небольшом изящном формате. В 1580 году –

«Новый завет с Псалтырью» и « Книжку собрания вещей нужнейших».

«Книжка» - первый в истории отечественной библиографии алфавитно-предметный указатель и одновременно первый в истории нашей словесности сборник афоризмов [ 4,с.124] . Так же в Остроге было отпечатано новое издание Азбуки и два букваря. Азбука напечатана 18 июня 1578 года. Книга напечатана шестью разными шрифтами, в том числе двумя греческими. На обороте титульного листа - герб князя Острожского. Имеется и типографский знак Ивана Федорова . На титульном листе название и объяснение цели издания [ 1,с.30]. Принципы построения , текст и набор Азбуки ,изданной в Остроге ,повторяют львовскую Азбуку 1575 года . Отличием же острожской Азбуки от львовской является включение Иваном Федоровым в книгу замечательного памятника славянской литературы, созданного в IX веке Черноризцем Храбром. Кроме того , в ней убраны нумерация параграфов и кирилловские числа в конце страниц [ 5,с. 21].

5 мая 1581 года из Острожской типографии Ивана Федорова вышла (без указания имени печатника) « Хронология» белорусского поэта – кальвиниста Андрея Рымши. Это однолистка большого формата; на двух страницах напечатаны двустишия на каждый месяц года - своеобразный стихотворный календарь [ 1, с.30] .

Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова явилось знаменитая Острожская Библия. Хотя существуют два варианта титульных листов с выходными данными – на одном указана дата 12 июля 1580 года , на другом – 12 августа 1581 года, все же , как предполагают специалисты , было выпущено лишь одно издание Библии. Различие выходных данных объясняется сложностью работы – многократными исправлениями, повторным редактированием, нарушением последовательности в наборе и напечатании отдельных частей [1,с.31] .Для Библии Иван Федоров взял украинский полуустав, стоявший на грани перехода в скоропись. В Остроге Федоров создал не менее пяти шрифтов. Нарисовать все литеры пяти шрифтов – большая работа, как и изготовление пунсонов , отбивка матриц , отливка самих шрифтов, надо было изготовить гравюры вязи для названия книг Библии , вырезать доски для инициалов. Некоторые из последних имеют большое число вариантов.