Смекни!
smekni.com

Деятельность ивана федорова (стр. 4 из 4)

Издание братством богословских книг следует связывать и с реформационными тенденциями в братском движении конца XVI- начала XVIIв. В конфликте с епископом Г. Балабаном львовское братство настаивало на праве мирян читать и комментировать писание и богословские книги, епископ же стремился помешать распространению среди «простонародья» произведений «отцов» церкви, «говоря яко благословенна всякая душе проста ,многие же книги в неистовство влагают».

Братство печатало различные документы – грамоты церковной иерархии и собственные послания; сохранилась только часть таких изданий. Интересна грамота , заготовленная в 1608 году для сборщиков пожертвований в пользу братства. Яркими красками изображая угнетенное положение украинского народа во Львове, братство излагало свою программу культурно-просветительской деятельности , доказывало необходимость поддержки типографии и школы.

В первой половине XVII века братская типография опубликовала серию школьных декламаций , отличавшихся большей или меньшей степенью драматизации («Просфонима»,1591г, «Вирши» Берынды,161г, «Христис Пасхон» Скульского,1630г , «Розмышляне» И. Волковича , 1631г). Если допустить , что «стены львовского братства и его школы были колыбелью старинной украинской драмы» , то братский типографии принадлежит часть публикаций произведений , расцениваемых как зачатки украинской драматургии.

Братство издавало также панегирики , являвшиеся характерными для той эпохи литературным жанром. Начиная с 1630 года , направление братского издательства изменилось. В 1630-1648 годах оно уделяло основанное внимание подготовке к печати изданий главных богослужебных книг. С середины XVII столетия братство издает почти исключительно богослужебные книги более чем 15 наименований , причем ряд книг в разных вариантах.

Большое место среди изданий занимали книги малого формата, напечатанные мелким шрифтом , предназначенные для самостоятельного чтения. Часто издавались сокращенные часословы малого формата.

Во второй половине XVII века и первой половине XVIII века большинство литургических книг были механической перепечаткой старых изданий, как это оговаривалось в контрактах с друкарями. Конечно , и в то время сохранялась традиция прибавлять некоторые светский элементы к литургическим книгам , в первую очередь посвящения разным влиятельным

лицам и стихотворные надписи к их гербам. Во многих изданиях даны «эпиграммы» на герб львовского братства . Они повторяют в разных вариантах мысль о том , что гербом братства является лев . предоставленный

ему галицко-волынскими князьями , и «вежа» символизирующая стойкость братства в борьбе с трудностями. Важной частью литературных изданий являются также предисловия и послесловия. На фоне литургической литературы , выпускавшейся братством во второй половине XVII - первой половине XVIII веков , исключением остаются издания букварей. Наверное , братство издавало буквари и ранее , но они до нас не дошли. Издания букварей достигли крупных тиражей. Букварь 1662 года имеет тираж 600 экземпляров , Букварь 1692 года – 1787 экземпляров , Буквари 1698-1722 годов издавались тиражами в 5900 – 7000 экземпляров [ 6,с. 23-25].

В Остроге

После ухода из Острога Ивана Федорова книгопечатание в Острожской типографии через два-три года возобновилось и с перерывами продолжалось до 1612 года . Книги ,напечатанные здесь, делятся на два группы : это или церковные, или полемические, в которых давался отпор католикам , стремившимся навязать украинцам и белорусам унию с католическим Ватиканом.

В изданиях 80-х годов рассматривается вопрос о календарных системах , причем защищается старая. Этому посвящены первая книга после Библии , напечатанная около 1584 года - «Послания константинопольского патриарха Иеремии», и сочинение Г. Смотрицкого «Календарь римски новы», вышедшее в Остроге в 1587 году.

«Книга о постничестве» Василия Великого вышла в 1594 году , это фолиант , имеющий 603 листа , напечатанный крупным шрифтом. Из 5 его заставок 4 оттиснуты с досок Евангелия Мстислава ; с досок того же

Евангелия оттиснуты инициалы «В» и «П». В «Книге о постничестве» есть 4 книжных украшения , восходящих к Ивану Федорову , есть вязь. В 1595году или 1596году из Острожской типографии вышел «Маргарти» Иоанна

Златоуста , в 4-ю долю листа. Тем же шрифтом напечатаны и другие книги. На титульном листе , в послесловии и других местах – Федоровский доострожский шрифт; семь заставок , оттиснутых с четырех досок ; плетеный инициал «П» и московская , та же , что и в «Книге о постничестве» , концовка, повторенная дважды . В «Книжице,., о единой … вере» 1598 года ,написанное клириком Острожским Василием ,только одна заставка ,оттиснутая , очевидно , с той же доски , что и в федоровском Часовнике 1565 года. Напечатана «Книжица» тем же шрифтом , что и «Маргарит»

После ухода Ивана Федорова из острога типография все более и более клонилась к упадку. Книг было издано мало , по объему это скорее брошюры. Оформление их носит случайный характер. Шрифтовое хозяйство бедно. Шрифтов порой не хватало для набора очередной книги. В конце 1596 года типография обращается с просьбой одолжить шрифты к львовским мещанам , хотя князь Острожский был богатейшим магнатом. Примерно 20 книг, которые вышли почти за 30 лет деятельности типографии,- это немного

И все же книги , в ней напечатанные , сослужили свою службу , воспитывая национальное самосознание украинцев и белорусов.