Смекни!
smekni.com

Деятельность ивана федорова (стр. 3 из 4)

Из заставок Апостола в Библии использовании только одна, ее пришлось из прямоугольной ,путем наращивания внизу и по бокам, превратить в «покоеобразную». Ею открывается первая книга Библии - «Книга Бытия». Новых заставок было вырезано 15, концовок – 12 . Кроме того, был вырезан герб Острожского и типографский знак самого печатника. Для книги Нового завета, печатаемой одновременно, были вырезаны рамка титульного листа, шесть заставок, девять инициалов, герб Острожского и несколько концовок.

Подготовка текста и редактирования вскрыли массу неисправностей в присланной из Москвы рукописи Библии; были привлечены другие тексты библейских книг. Были от отправлены уполномоченные в различные страны, к патриарху Константинопольскому и даже в « римская пределы», чтобы они разыскали так и привезли оттуда « зводов добре неправленых». Можно считать, что среди этих уполномоченных находился и Иван Федоров. Думают, что он принимал участие и в редактировании текстов, полученных со стороны [ 6,с.21].

Острожская Библия поражает своим объемом. В ней 628 листов или 1256 страниц, отпечатанных в два столбца красивой, убористой печатью шестью различными шрифтами. Много мастерски выполненных заставок и заглавных букв. Титульный лист Библии обрамляет рамка, в которую в московском Апостоле было заключено изображение Луки. Книга снабжена гербом князя Острожского и типографским знаком Ивана Федорова. В предисловии от имени князя Острожского говорится о связи начатого в Остроге дела с Москвой, со всем историческим прошлым русского народа.

Тираж книги приблизительно 1000-1200 экземпляров. Сохранилось до нашего времени около 250 экземпляров. И это понятно – книга большого объема и формата, обращались с ней весьма бережно. Все же большая часть тиража – около 1000 экземпляров - не дошла до нас. Редкость книги отмечалась уже в XVII веке в предисловии к Московской Библии 1663 года [ 1, с.31].

Со стороны типографской Острожская Библия безукоризненна. Это первая Библия, напечатанная кириллическим шрифтом. Она «послужила оригиналом и образцом для дальнейших русских изданий Библии». Доски инициалов вместе с одной из федоровских типографий приобрело львовской братство, и оттиска с них встречаются в его изданиях и в XVIII веке. Рисунок рамки Острожской Библии был скопирован для двух литовских «постилл» и одной польской.

Тираж Библии по тем временам был велик. После её напечатания Острожский прислал её Ивану Грозному, очевидно, не в единственном числе, Грозный смог подарить экземпляр англичанину, находившемуся тогда в Москве. Уезжая из Острога, Иван Федоров вывез с собой 4 Библий [ 6, с.21].


5. Возвращение Ивана Федорова во Львов.

После напечатания Библии между Иваном Федоровым и Острожским произошел разрыв. Случилось это, по мнению И.В.Капустина, после 1582 года. Федоров возвращается во Львов. Острожский же накладывает арест на имущество Федорова, сняв его только более чем через полтора года после смерти первопечатника. Часть инвентаря Федорова, вывезенного им еще из Москвы и Заблудова, осталось с Остроге: много книжных украшений в Острожской «Книге о постничестве» 1594 года и дерманском Октоихе 1604 года оттиснуты с московских и заблудовских досок. Возвратившись во Львов, Федоров лихорадочно ищет средства для устройства новой друкарни :

продает какие-то шкурки, обязуется отлить пушку, берет взаймы деньги, заказывает бумагу, заключает условие с Гринем, начинает печатать какую-то книгу. После его смерти нашли её набор; названия книги документ неприводим. Как все выдающиеся люди Ренессанса, Иван Федоров был знатоком в целом ряде областей: энтузиаст, создавший шедевры книжного мастерства, литературно образованный человек, художник, гравер и прежде всего просветитель в самом высоком значении этого слова. «Гуманистически просвещенным ученым» называет его академик Р.Ю.Виппер. В разгаре созидательной работы по устройству пятой типографии Ивана Федорова настигла смерть [ 1, с. 22]. Похоронили первопечатника в Онуфриевском монастыре и над могилой положили плиту с надписью «Друкарь книг, пред тем не виданных» [ 4,с.125].

6.Преемники Ивана Федорова

В Москве

После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Литву книгопечатание в Москве не прекратилось. Продолжили дело Ивана Федорова его ученики - Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев.

В 1567-1568 годах в Москве ими была оборудована типография из которой в 1568 году вышло первое «послефедорское» русской издание Псалтыри. В оформлении книги , весьма ощутимо влияние орнаментики Ивана Федорова, но появляются и новые черты, в частности большая декоративность и рельефность инициалов.

При пожаре Москвы 1571 года сгорел Печатный двор .Иван Грозный поручил Андронику Невеже устроить типографию в Александровской слободе. Здесь в 1577 году вышло еще одно издание Псалтыри ,с точки зрения полиграфической и оформительской менее интересное ,чем московское. В Александровской слободе ,по сведениям, приводимым известным русским библиографом XVIII века Д.Е. Селиновым – Рудневым , печатались светские книги. Он упоминает ,в частности, две книги о внешней политике Ивана Грозного, до нас , к сожалению, не дошедшие.

После 12-летнего перерыва, в 1589 году, в Москве Андроник Невежа выпускает Триодь постную. Андроник Невежа руководил московской типографией до 1602 года. Затем во главе её становится его сын Иван Андроников Невежа [ 1,с.31].

В Львове

Начало работы Ивана Федорова на Украине именно здесь, по мнению И.В.Капустина , – естественно, как и то, что во Львове его дело получило продолжение и развитие. После смерти Ивана Федорова часть его типографского оборудования перешла в руки Сачко Сеньковича и Сенько Корунки. Они пытались заняться книгопечатанием ( в источниках их именуют «друкарями»),однако вскоре продали шрифты и оборудование виленскому печатнику Кузьме Мамоничу. Другая часть оборудования Федорова, оставшаяся во Львове, была выкуплена членами львовского братства из рук ростовщиков , к которым имущество первопечатника попало в качестве залога. Позже путем сделка между кредиторами Федорова права на всю типографию перешли к одному из них , у которого уже «усе варстаты» были куплены «панами мещанами»(т.е. горожанами) «за тую ж суму , яко и заведены были , за полторы тысячи золотых».Мероприятия Львовских горожан по выкупу типографии Федорова были связаны «с реформой» их общественно-политической организации – львовского успенского братства.

Первый документ о выкупе типографии Федорова – это послание львовского епископа Гедеона Балабана 8 ноября 1585 года, когда завершалась подготовка братства, призвавшего к жизни прочную братскую организацию. Выкуп типографии Федорова ,сбор пожертвований среди широких слоев населения на эту цель, - все это показало львовским горожанам возможность иметь сплоченную организацию. С середины 80-х годов XVI века львовское братство развертывает активную деятельность в защиту национальных прав украинского населения, против политической и культурной экспансии католицизма. Оно занялось созданием школы высшего типа. Типография была нужна, чтобы печатать учебные пособия. Братская школа привлекала образованных людей, используя их в качестве редакторов , корректоров, переводчиков , авторов книг.

Типография братства начала действовать во второй половите 80-х годов XVI века, Были пущены в ход «варстаты» Федорова , но и изготовлено новое оборудование. В 1589 году горожанин Лесько Малейкий завещал братству часть металлических изделий из своего дома для отливки шрифтов.

Первые сохранившиеся издания «друкарни братской» помечены январем 1591 года, Это грамоты константинопольского патриарха Иеремии и Братского собора 1590года, отпечатанные симметрично на двух половинках одного листа, и «Просфонима» , брошюра с текстом виршей , декламировавшихся учениками львовской школы в честь посещения братства киевским митрополитом. В том же 1591 году вышел «Адельфотис» («Учение детям»), «Грамматика доброглаголиваго еллинославенского языка».Первая постоянная украинская типография действовала вплоть до упразднения Львовского братства австрийскими властями в 1787 году.

В XVII – XVIII веках братство сумело привлечь для работы в своей типографии многих «мастеров друкарского искусства». В первой половине XVII века типографией заведовали в разное время монах П. Кулич ,знаменитый украинский лексикограф Памво Берында, И. Кунотович , М. Слёзка. Возможно , что с братством был связан также С. Буязына , который в 1602-1602 годах печатал в типографии Г.Балабана в Стрятине , позже жил во Львове. Во второй половине XVIIвека в типографии братстве работали Д.Кульчицкий и его жена , «друкарка Дмитрова», С. Половецкий , С. Ставницкий, в 1694-1730 годах сын последнего , Василий.

В разные периоды тематика изданий братской типографии была различной. В первые годы существования братской типографии она обслуживала общественно-политическую и просветительную деятельность братства. Она начала свою деятельность с издания книги светского содержания. Первое издание братства – Греко-славянская грамматика 1591 года, составленная учениками братской школы, была грамматикой греческого и церковнославянского языка и сыграла важную роль в развитии филологической науки восточнославянских народов. Из тринадцати сохранившихся изданий , вышедших из братской типографии за первое 25-летие её существования (1591-1616), только два богослужебных – те , которые использовались в школе для обучения детей грамоте (Часослов в 8-ю долю листа и Псалтырь). Было издано три книги богословского характера : полемический трактат Мелетия Пигаса и два произведения византийского происхождения – «О священстве» и «О воспитании чад»,приписываемые Иоанну Златоусту.