Смекни!
smekni.com

и затем написать IF (I > 0) THEN BEGIN A = 1;

B = 2 END Имеется также возможность определения макроса с аргументами, так что заменяющий текст будет зависеть от вида обращения к макросу. Определим, например, макрос с именем MAX следующим образом:

#DEFINE MAX(A, B) ((A) > (B) ? (A) : (B)) когда строка X = MAX(P+Q, R+S);

будет заменена строкой X = ((P+Q) > (R+S) ? (P+Q) : (R+S));

Такая возможность обеспечивает “функцию максимума”, которая расширяется в последовательный код, а не в обращение к функции. При правильном обращении с аргументами такой макрос будет работать с любыми типами данных; здесь нет необходимости в различных видах MAX для данных разных типов, как это было бы с функциями.

Конечно, если вы тщательно рассмотрите приведенное выше расширение MAX, вы заметите определенные недостатки. Выражения вычисляются дважды; это плохо, если они влекут за собой побочные эффекты, вызванные, например, обращениями к функциям или использованием операций увеличения. Нужно позаботиться о правильном использовании круглых скобок, чтобы гарантировать сохранение требуемого порядка вычислений. (Рассмотрите макрос

#DEFINE SQUARE(X) X * X при обращении к ней, как SQUARE(Z+1)). Здесь возникают даже некоторые чисто лексические проблемы: между именем макро и левой круглой скобкой, открывающей список ее аргументов, не должно быть никаких пробелов.

Тем не менее аппарат макросов является весьма ценным.

Один практический пример дает описываемая в главе 7 стандартная библиотека ввода-вывода, в которой GETCHAR и PUTCHAR определены как макросы (очевидно PUTCHAR должна иметь аргумент), что позволяет избежать затрат на обращение к функции при обработке каждого символа.

Другие возможности макропроцессора описаны в приложении А.

Упражнение 4-9.

Определите макрос SWAP(X, Y), который обменивает значениями два своих аргумента типа INT. (В этом случае поможет блочная структура).

98

5.Указатели и массивы Указатель - это переменная, содержащая адрес другой переменной. указатели очень широко используются в языке “C”.

Это происходит отчасти потому, что иногда они дают единственную возможность выразить нужное действие, а отчасти потому, что они обычно ведут к более компактным и эффективным программам, чем те, которые могут быть получены другими способами.

Указатели обычно смешивают в одну кучу с операторами GOTO, характеризуя их как чудесный способ написания программ, которые невозможно понять. Это безусловно спрAведливо, если указатели используются беззаботно; очень просто ввести указатели, которые указывают на что-то совершенно неожиданное. Однако, при определенной дисциплине, использование указателей помогает достичь ясности и простоты. Именно этот аспект мы попытаемся здесь проиллюстрировать.

5.1. Указатели и адреса

Так как указатель содержит адрес объекта, это дает возможность “косвенного” доступа к этому объекту через указатель. Предположим, что х - переменная, например, типа INT, а рх - указатель, созданный неким еще не указанным способом.

Унарная операция & выдает адрес объекта, так что оператор

рх = &х;

присваивает адрес х переменной рх; говорят, что рх “указывает” на х. Операция & применима только к переменным и элементам массива, конструкции вида &(х-1) и &3 являются незаконными. Нельзя также получить адрес регистровой переменной.

Унарная операция * рассматривает свой операнд как адрес конечной цели и обращается по этому адресу, чтобы извлечь содержимое. Следовательно, если Y тоже имеет тип INT, то

Y = *рх;

присваивает Y содержимое того, на что указывает рх. Так последовательность

рх = &х;

Y = *рх;

присваивает Y то же самое значение, что и оператор Y = X;

Переменные, участвующие во всем этом необходимо описать: INT X, Y;

INT *PX;

99

с описанием для X и Y мы уже неодонократно встречались.

Описание указателя

INT *PX;

является новым и должно рассматриваться как мнемоническое;

оно говорит, что комбинация *PX имеет тип INT. Это означает, что если PX появляется в контексте *PX, то это эквивалентно переменной типа INT. Фактически синтаксис описания переменной имитирует синтаксис выражений, в которых эта переменная может появляться. Это замечание полезно во всех случаях, связанных со сложными описаниями. Например,

DOUBLE ATOF(), *DP;

говорит, что ATOF() и *DP имеют в выражениях значения типа DOUBLE.

Вы должны также заметить, что из этого описания следует, что указатель может указывать только на определенный вид объектов.

Указатели могут входить в выражения. Например, если PX указывает на целое X, то *PX может появляться в любом контексте, где может встретиться X. Так оператор

Y = *PX + 1 присваивает Y значение, на 1 большее значения X;

PRINTF(“%D\N”, *PX) печатает текущее значение X;

D = SQRT((DOUBLE) *PX) получает в D квадратный корень из X, причем до передачи функции SQRT значение X преобразуется к типу DOUBLE. (Смотри главу 2).

В выражениях вида Y = *PX + 1 унарные операции * и & связаны со своим операндом более крепко, чем арифметические операции, так что такое выражение берет то значение, на которое указывает PX, прибавляет 1 и присваивает результат переменной Y. Мы вскоре вернемся к тому, что может означать выражение

Y = *(PX + 1) Ссылки на указатели могут появляться и в левой части присваиваний. Если PX указывает на X, то *PX = 0

100

полагает X равным нулю, а *PX += 1 увеличивает его на единицу, как и выражение (*PX)++ Круглые скобки в последнем примере необходимы; если их опустить, то поскольку унарные операции, подобные * и ++, выполняются справа налево, это выражение увеличит PX, а не ту переменную, на которую он указывает.

И наконец, так как указатели являются переменными, то с ними можно обращаться, как и с остальными переменными. Если PY - другой указатель на переменную типа INT, то

PY = PX копирует содержимое PX в PY, в результате чего PY указывает на то же, что и PX.

5.2. Указатели и аргументы функций

Так как в “с” передача аргументов функциям осуществляется “по значению”, вызванная процедура не имеет непосредственной возможности изменить переменную из вызывающей программы. Что же делать, если вам действительно надо изменить аргумент? например, программа сортировки захотела бы поменять два нарушающих порядок элемента с помощью функции с именем SWAP. Для этого недостаточно написать

SWAP(A, B);

определив функцию SWAP при этом следующим образом: SWAP(X, Y) /* WRONG */ INT X, Y;

{ INT TEMP;

TEMP = X;

X = Y;

Y = TEMP;

}

из-за вызова по значению SWAP не может воздействовать на агументы A и B в вызывающей функции.

К счастью, все же имеется возможность получить желаемый эффект. Вызывающая программа передает указатели подлежащих изменению значений: SWAP(&A, &B);

так как операция & выдает адрес переменной, то &A является указателем на A. В самой SWAP аргументы описываются как указатели и доступ к фактическим операндам осуществляется через них.

SWAP(PX, PY) /* INTERCHANGE *PX AND *PY */ INT *PX, *PY;

{ INT TEMP;

TEMP = *PX;

*PX = *PY;

*PY = TEMP;

}

Указатели в качестве аргументов обычно используются в функциях, которые должны возвращать более одного значения.

(Можно сказать, что SWAP вOзвращает два значения, новые значения ее аргументов). В качестве примера рассмотрим функцию GETINT, которая осуществляет преобразование поступающих в своболном формате данных, разделяя поток символов на целые значения, по одному целому за одно обращение. Функция GETINT должна возвращать либо найденное значение, либо признак конца файла, если входные данные полностью исчерпаны. Эти значения должны возвращаться как отдельные объекты, какое бы значение ни использовалось для EOF, даже если это значение вводимого целого.

Одно из решений, основывающееся на описываемой в главе 7 функции ввода SCANF, состоит в том, чтобы при выходе на конец файла GETINT возвращала EOF в качестве значения функции;

любое другое возвращенное значение говорит о нахождении нормального целого. Численное же значение найденного целого возвращается через аргумент, который должен быть указателем целого. Эта организация разделяет статус конца файла и численные значения.

Следующий цикл заполняет массив целыми с помощью обращений к функции GETINT: INT N, V, ARRAY[SIZE];

FOR (N = 0; N < SIZE && GETINT(&V) != EOF; N++) ARRAY[N] = V;

В результате каждого обращения V становится равным следующему целому значению, найденному во входных данных. Обратите внимание, что в качестве аргумента GETINT необходимо указать &V а не V. Использование просто V скорее всего приведет к ошибке адресации, поскольку GETINT полагает, что она работает именно с указателем.

Сама GETINT является очевидной модификацией написанной нами ранее функции ATOI: GETINT(PN) /* GET NEXT INTEGER FROM INPUT */ INT *PN;

{ INT C,SIGN;

WHILE ((C = GETCH()) == ' ' &bsol;!&bsol;! C == '&bsol;N' &bsol;!&bsol;! C == '&bsol;T'); /* SKIP WHITE SPACE */ SIGN = 1;

IF (C == '+' &bsol;!&bsol;! C == '-') { /* RECORD SIGN */ SIGN = (C == '+') ? 1 : -1;

C = GETCH();

} FOR (*PN = 0; C >= '0' && C <= '9'; C = GETCH()) *PN = 10 * *PN + C - '0';

*PN *= SIGN;

IF (C != EOF) UNGETCH©;

RETURN©;

}

Выражение *PN используется всюду в GETINT как обычная переменная типа INT. Мы также использовали функции GETCH и UNGETCH (описанные в главе 4) , так что один лишний символ, кототрый приходится считывать, может быть помещен обратно во ввод.

Упражнение 5-1.

Напишите функцию GETFLOAT, аналог GETINT для чисел с плавающей точкой. Какой тип должна возвращать GETFLOAT в качестве значения функции? 5.3. Указатели и массивы

В языке “C” существует сильная взаимосвязь между указателями и массивами , настолько сильная, что указатели и массивы действительно следует рассматривать одновременно. Любую операцию, которую можно выполнить с помощью индексов массива, можно сделать и с помощью указателей. вариант с указателями обычно оказывается более быстрым, но и несколько более трудным для непосредственного понимания, по крайней мере для начинающего. описание

INT A[10] определяет массив размера 10, т.е. Набор из 10 последовательных объектов, называемых A[0], A[1], ..., A[9]. Запись A[I] соответствует элементу массива через I позиций от начала. Если PA - указатель целого, описанный как

INT *PA то присваивание PA = &A[0] приводит к тому, что PA указывает на нулевой элемент массива A; это означает, что PA содержит адрес элемента A[0]. Теперь присваивание