Смекни!
smekni.com

Методика обучения графическому редактору Adobe Photoshop в профильном курсе информатики (стр. 3 из 10)

Наибольшее количество часов информатики наблюдается в профильных курсах физико-математического профиля и информационно-технологического. При этом курс информатики физико-математического профиля традиционно ориентирован на изучение формальных систем, алгоритмов, программирования. Методика изучения этих вопросов вполне разработана и активно используется в практике, а обучение школьников информатике в рамках информационно-технологического профиля является не чем иным, как углубленным обучением этому предмету [16]. В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов для профильного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в Х классе – 140 учебных часов и XIклассе 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю.

В программу курса информатики физико-математического профиля растровая графика не входит, так как их программа больше ориентирована на технический уровень и в рамках графики там больше рассматриваются «Основы автоматизированного проектирования, изучение же растровой графики и растровых редакторов входит в курс социально-гуманитарного профиля, в котором часов информатики гораздо меньше, и в курс информационно-технологического профиля.

Таким образом, изучению растровых редакторов в профильном курсе информатики уделяется недостаточное внимание, и даваемые знания носят поверхностный характер. При этом наибольшее количество учебников и учебных пособий посвящено программированию и созданию баз данных СУБДД, а преподавание растровой графики ведется по учебникам средней школы и разработкам самих преподавателей.

В ходе исследования учебников, используемых для преподавания в школе растровых редакторов, удалось выделить несколько.

В основу учебников Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» [18] заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Учебник состоит из шести глав. Глава «Информация и информационные процессы» содержит параграф «Представление нечисловой информации в компьютере». В данном параграфе есть тема «Представление графической информации в компьютере». Здесь рассматриваются следующие понятия: растровое изображение, объем растрового изображения, глубина цвета, объем графического файла, формат графического файла (BMP, GIF, TIFF, JPEG, PCX), векторное изображение, графический примитив. Глава под названием «Информационная технология работы с объектами текстового документа» содержит практикум «Создание и редактирование графических изображений», в котором рассматриваются следующие вопросы: создание и редактирование графических изображений, виды компьютерной графики, положение графического изображения в тексте, особенности создания векторного изображения в среде Word2003. В практикуме содержится сравнительная характеристика растровой и векторной графики, в которой рассматриваются вопросы построения, редактирования, масштабирования и применения графики. Практикум содержит контрольные вопросы и 5 заданий. Это не отдельный практикум, а часть практикума по подготовке текстовых документов для дальнейшей проектной работы.

В учебнике Макаровой Н. В. «Информатика. 11 класс» [19] теории и практики по компьютерной графике нет.

В учебнике Угриновича Н. Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов» [29] растровой и векторной графике отведена глава 7, которая называется «Технология обработки графической информации». Глава разделена на три части: растровая и векторная графика; графические редакторы; система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. В первой части рассматривается растровая и векторная графика, форматы графических файлов. Вводится понятия растр, пиксель, битовая глубина, графический примитив и алгоритм сжатия. Во второй части содержатся параграфы, посвященные растровым и векторным графическим редакторам. Растровый редактор на примере Paintи векторный редактор, входящий в состав текстового редактора Word. Вводится понятие графический редактор. Каждый параграф содержит контрольные вопросы, упражнения или практические задания.

Учебник для 10 класса Бешенкова С.А., Ракитиной Е.А. «Систематический курс» [5] содержит один параграф 3.11 «Представление графической информации» с изложением теоретического материала на трех уровнях: понять, знать, уметь. Содержание уровня «понять» повторяет изученный в основной школе материал и расширяется за счет изучения вопросов трехмерной графики, анимационных эффектов. Уровень «знать» выделяет главное из предыдущего текста. Уровень «уметь» содержит всего пять заданий, которые можно отнести к качественным задачам, расчетным и исследовательским практическим заданиям.

Учебник для 11 класса Бешенкова С.А.,. Ракитиной Е.А «Систематический курс» [6] не содержит теоретического и практического материала по обучению компьютерной графики.

В учебниках Семакина И.Г. и Е.К. Хеннера «Информатика 10-11 класс» теории по графике нет и отдельных практических работ тоже нет. Графика внедрена в практические работы по другим темам: инструментальные средства для рисования в текстовом процессоре, создание презентаций и сайта.

Минимальные представления о растровых изображениях и программах работающих с ними в рамках школьного курса дает учебник Угриновича Н. Д. «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса» [28].

Этот учебник дает общее представление о растровом изображении и работе с ними в рамках главы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». Данному вопросу в учебнике уделено 39 страниц, что достаточно мало для изучения работы с каким–то конкретным редактором. Учебник написан сложным для ученика 9-го класса языком и в то же время недостаточен для получения объема знаний, необходимого для создания образов и изображений и их редактирования.

В учебниках Фиошина М. Е., Рессина А. А., Юнусова С. М. «Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Профильный уровень» [31] теории по графике нет и отдельных практических работ тоже нет.

Более полно работа с графическими редакторами описана в специализированных учебных пособиях.

Представляет интерес книга «Официальный учебный курс. Adobe Creative Suite 2: Classroom in a Book +2 CD» [15]. Эта книга по программе Adobe Creative Suite 2 входит в знаменитую серию «Classroom in a Book» - официальный учебный курс фирмы Adobe. Книги из этой серии уникальны - они написаны и тщательно протестированы разработчиками фирмы Adobe.
ВкнигеописанывсепрограммыпакетаCreative Suite 2: Photoshop CS2, Illustrator CS2, InDesign CS2, GoLive CS2, Cue CS2, Acrobat 7, Bridge, Stock Photos. Это мощный и интегрированный набор дизайнерских инструментов для подготовки печатных и электронных публикаций, в том числе для создания Web-сайтов. Книга содержит все, что нужно для практического освоения программ Creative Suite 2. Прочитав ее, даже новичок научится создавать художественные работы профессионального вида, эксперты же научатся распределять свою работу между приложениями пакета, чтобы исполнить ее гораздо быстрее и эффективнее. Книга подходит для разработки уроков в рамках школьного курса. Упражнения, представленные в книге, написаны понятным и доступным для подростка языком и могут использоваться для заданий школьного урока.

То же самое можно сказать и о двух других книгах данной серии: Adobe Photoshop CS. «Официальный учебный курс и Adobe Photoshop 7.0. Официальный учебный курс» [8].

Книга «Adobe Photoshop CS: Официальный учебный курс» содержит 20 уроков и предназначается как начинающим, так и опытным пользователям, которые хотели бы научиться использовать программу Adobe Photoshop самым продуктивным образом. Все примеры записаны на компакт-диске, прилагаемом к книге.

В отличие от предыдущего издания книга «Adobe Photoshop 7.0. Официальный учебный курс» содержит 18 уроков. Также продублированных на компакт-диске, прилагаемом к книге.

Эти издания являются наиболее подходящими для использования при разработке методических рекомендаций при обучении графическому редактору.

Помимо этих учебных курсов литературы по наиболее популярным программам Microsoft Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW достаточно много. Это такие учебные пособия как:

- Дэн Маргулис. Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции [22];

- Делла-Росса. Adobe Photoshop CS2 для художников [10];

- Елена Волкова. Photoshop CS2. Художественные приемы и профессиональные хитрости [7];

- Комолова, Тайц. Самоучитель CorelDRAW 12 [13] и др.

Недостатками данных учебных пособий с точки зрения преподавания в рамках школьного курса являются сложность изложения, большое количество профессиональных терминов и определений. Именно поэтому данные пособия больше подходят для студентов и специалистов, а также для тех, кто уже знаком с базовыми знаниями растровой графики.

Таким образом, проанализировав учебники школьной программы, можно сделать выводы:

В учебнике Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» содержатся понятия и сравнение растровой и векторной графики и небольшой практикум.

В учебнике Макаровой Н. В. «Информатика. 11 класс» теории и практики по компьютерной графике нет.

Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word и в растровом редакторе на примере Paintрассмотрено в учебнике Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов». Рассматривается растровая и векторная графика, форматы графических файлов.

Учебник для 10-го класса С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной «Систематический курс» содержит один параграф 3.11 «Представление графической информации». Рассматриваются понятия растрового и векторного изображения. Затем материал расширяется за счет изучения вопросов трехмерной графики и анимационных эффектов. В параграфе содержится 5 заданий.

Учебник для 11 класса С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной «Систематический курс» не содержит теоретического и практического материала по обучению компьютерной графики.

В учебниках И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера «Информатика 10-11 класс» теории по графике нет и отдельных практических работ тоже нет. Графика внедрена в практические работы по другим темам: инструментальные средства для рисования в текстовом процессоре, создание презентаций и сайта.