Смекни!
smekni.com

Павел Первый (стр. 3 из 5)

Павел устроил смотр одного из гвардейских полков — Измайловского. Петербург сразу же приобрел вид немецкого города. По улицам бегали полицейские, срывали с прохожих круглые шляпы и рвали их на куски, срезали полы фраков, сюртуков и шинелей. Стали носить треуголки, зачесанные назад волосы, напудренную косу, башмаки с пряжками, короткие панталоны, стоячий ворот­ник. В армии вводились исключительно немецкие порядки. На все это был издан специальный указ, опубликованный 13 января 1797 года. Сам Павел I был со многими щедр и раздавал большие подарки, включая деньги, ордена. Проявлял великое милосердие и объявил амнистию тем, кто содержался по политическому сыску, а также всем чинам, находившимся под судом или следствием, за исключением убийц и воров казенного имущества.

Армейскими порядками весьма был недоволен А. В. Су­воров, высмеивая их: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, сам я не немец — природный русак». За это А. В. Суворов неоднократно страдал от императора, но всегда стоял на своем. Именно его, А. В. Суворова, Па­вел отправил в Северную Италию для освобождения этой страны от французов. Этот поход удался не из-за мудрой политики царя Павла, а из-за стойкости и храбрости рус­ского солдата, из-за умения А. В. Суворова управлять боем. После этого похода великий полководец приумно­жил свою славу и получил шпагу с бриллиантами. В 1799 го­ду Павел I возвел А. В. Суворова в ранг Генералиссимуса:

«Ныне награждаю Вас по мере признательности моей и, ставя на вышний степень чести, геройству предоставлен­ный, уверен, что возвожу на оный знаменитейшего полководца сего и других веков».

Новый стиль правления закреплялся серией законов, именных указов и распоряжений. Во все губернии срочно посылаются специальные ревизии с чрезвычайными пол­номочиями. Полное собрание законов Российской импе­рии с 1649 года позволяет представить количество из­данных Павлом законов и указов. Начиная с первых дней его царствования и кончая 1801 годом было издано: в 1796 году—177 документов; в 1797—595; в 1798—509; в 1799—330; в 1800—469; в 1801 году — 69, всего 2179 актов или в среднем по 42 в месяц.1 Чрезвычайная интенсивность законодательства, новшества, беспрерывная ломка — важнейшие черты стиля правления Павла I. Для сравнения: с сентября 1689 года по январь 1725 года Петр I издал 3296 документов2, то есть в среднем восемь в месяц; за 34,5 года правления Екатерины II издано 5948 3,в среднем 12 в месяц. Павел усердствовал в этом увлечении в 3,5 раза интенсивнее.

Круг интересов Павла весьма широк. Он интересуется и техническим прогрессом, отпускает большую сумму на очистку каналов, находит важную пользу в переработке белой свеклы на сахар, принимает меры по спасению казенных лесов от вырубки, учреждает лесной департа­мент, лесной устав.

Среди новшеств, введенных Павлом I, отмечается соз­дание Медико-хирургической академии, Российско-аме­риканской компании. Продолжалось обучение и в сол­датских школах, причем при Павле I в них выучилось 64 тысячи человек, то есть в пять раз больше, чем при Екатерине II. Для насаждения образования и воспита­ния был основан в Дерпте университет, в Петербурге — училище для сирот военных, так называемый Павловский корпус. Для женщин учрежден институт ордена св. Ека­терины. Не трудно заметить, что просвещение расширя­лось, контроль со стороны верховной власти при Павле резко усилился.

Число государственных ведомств, занимающихся эконо­мическими вопросами, при Павле возрастает, он восста­навливает берг-, мануфактур-, коммерц-коллегии, соляную контору, создает новые финансовые ведомства. Он образовал в Морской коллегии департамент юс­тиции, распорядился о производстве большого количества исправлений и новых построек в портах. Начаты труды: описание Белого моря, атласа судоходства между Белым и Балтийским морями, составление общего атласа вод­ных путей. Павел заботился о развитии торгового флота, приказал предоставить ему планы более совершенного судостроения, предпринял меры к облегчению приобре­тения материалов судовладельцами, особенно в районах северных морей России. Собирался приступать к изуче­нию условий Севера, типов судов, повелевал искать но­вые места для верфей. К сожалению, как и во многих других случаях, эти затеи Павла I оставались лишь про­ектами и благими намерениями.

При Павле I преимущества дворянства еще более увеличивались. По его приказу в 1797 году был учрежден вспомогательный банк отдельно для дворянства, выда­вавший ему огромные ссуды. Интересы дворян Павел считал своими и не мог их ущемлять, хотя несколько пунктов екатерининской «Жалованной грамоты», являв­шейся до 1796 года гарантией дворянских вольностей, Павел изменил. Согласно грамоте, дворянство имело полную свободу от обязательной службы. Павел в 1797 году велит явиться в полк не только тем, кто числился просто по своему малому возрасту, но и потребовал списки всех «неслужилых дворян»; так, например, только в одной Воронежской губернии обнаружилось 57 дворян, которые не были обучены и проводили свою жизнь праздно, занимаясь лишь обработкой земли и домоводством. Из этих 57 человек определены были на военную службу 43.

Павел резко ограничил переход с военной службы в гражданскую. С 5 октября 1799 года никто не мог «по своему желанию» выбрать гражданскую службу вместо военной: для этого требовалось разрешения Се­ната, утвержденное царем.

18 декабря 1797 года дворяне были обложены сбором в 1.640 тысяч рублей на содержание губернской адми­нистрации. Через несколько месяцев сумма была увели­чена, а с 1799 года дворяне стали платить по 20 рублей «с души».

Жалованная грамота закрепляла положение о дворян­ских обществах и собраниях, выборах губернских и уездных предводителей дворянства. Павел I же 14 октября 1799 года издал указ о резком ограничении собраний и выборов, выразил неудовлетворение по поводу длительных дворянских съездов, напоминающих «ярмарки невест». Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, а права губернаторов вмешиваться в эти выборы воз­росли.

Во времена Екатерины II дворянам разрешалось со­общать о своих нуждах губернаторам, делать жалобы как Сенату, так и царю. Павел с первых дней своего царствования резко ограничил дворянские депутации: для этого теперь необходимо было получить разрешение гу­бернатора или генерал-прокурора. При Павле I, несмотря на его «рыцарский» подход к соблюдению чести, участились порки и различного рода экзекуции офицеров - дворян. Необходимо заметить, что «Жалованная грамота» ст. 15 запрещала телесное нака­зание дворян.

Кроме всего этого Павел I установил жесточайший надзор за литературой. Указ от 18 апреля 1800 года объявлял: «Так как чрез вывезенные из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданских законов и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запре­тить впуск из-за границы всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, в государство наше, равномерно и музыку». Этим же указом Павел учреждает три цензуры в Санкт-Петербурге, и по одной в Москве, Риге, Одессе и при главной таможне. В 1797—1799 годах запрещено было 639 изданий. 5 июля 1800 года были опечатаны многие типографии в целях цензурного досмотра. Стал резко уменьшаться объем печатных из­дании, в том числе альманахов, сборников.

Подобно крупным последователям западной революционной школы, Павел стремился проявить заботу о крестьянах, которых считал кормильцами, хотел улучшить их положение. Вместе с тем он и не помышлял отменить крепостное право. Да и все планы его по этому вопросу носили общий характер и не имели ни одного практи­ческого конкретного указания.

Преобразования занимали его больше всего в армии, он лично участвовал в учениях, надеясь, что служба будет более привлекательной, он хотел вернуть всех тех, кто бежал из войска. Но и здесь, хотя в этом ему помогал Аракчеев, желания Павла в основном остались только мечтою.

Преобразования занимали его больше всего в армии, он лично участвовал в учениях, надеясь, что служба будет более привлекательной, он хотел вернуть всех тех, кто бежал из войска. Но и здесь, хотя в этом ему помогал Аракчеев, желания Павла в основном остались только мечтою. Павел I рассчитывал провести ряд мер и по облег­чению положения народных масс; установить цены на предметы первой необходимости, понизить стоимость соли, увеличить до 15 десятин наделы казенных крестьян и учредить для них отдельную административную орга­низацию, простить недоимки подушной подати в размере семи миллионов рублей. Он запретил продавать крестьян в Малороссии. С другой стороны: давая больше свобод крестьянам (планируя), он не замечал, как в дополнение к крепостному праву появлялись элементы рабства, поя­вились случаи продажи за умеренную цену людей. А когда крестьяне начали жаловаться на своих господ-помещи­ков, то Павел I тут же приказал всех челобитчиков бить палками. Вот и свобода, вот и желание императора об­легчить жизнь народа.

Большой переворот Павел хотел сделать в финансовой области, которая являлась помехой в решении многих вопросов. Получив власть императора, Павел надеялся быстро найти средства для подъема финансового поло­жения, но, увы... от его действий и вмешательства только увеличилось зло.

Павел I в 1798 году запретил вывоз из России леса за границу, затем хлеба. Однако это отрицательно ска­залось на торговых делах, на земледелии, в целом на всей экономике страны. Он принимает меры к изоляции России, ограничен приезд в Россию иностранцев с 1798 года, а своим гражданам паспорта выдавались лишь в исключительных случаях. В 1798 году он все же прини­мает решение послать узкий круг юношей за границу для обучения в иностранных школах, но через два месяца возвращает их назад.

Внешняя политика.

Русское военное искусство при Павле.