Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ крестьянского движения в 1920 1921 гг на основе мат (стр. 3 из 15)

Некоторые помещики показывали полнейший эгоизм и желание поживиться за счет крестьян, навредить им. Доклады департамента полиции свидетельствуют:

«Рклицкий Владимир Иванович, собственник дачи, штрафовал крестьян и привлекал к суду за мелкую безделицу. В.И. Рклицкий распахал под посев подсолнуха тот именно участок в общей даче, который исстари служил крестьянам для выгона скота»[19]. 43% пашни в Саратовской губернии находилось в крепостнической аренде на один посев и исполу. В значительной мере такой же характер имела и долгосрочная аренда. Во-первых, в губернии была широко развита пересдача арендованной земли крестьянам по ценам, превышавшим те, по которым арендовали земли крестьяне у помещиков. Так, у владельцев крестьяне снимали землю в среднем по 7руб.67коп., а у крупных арендаторов – по 9 руб.04 коп. Во-вторых, во многих случаях в долгосрочную аренду зачислялась аренда на один севооборот (2-3 года), мало отличавшаяся по условиям от краткосрочной.

Преобладающим все же оставалось сочетание капиталистического хозяйства с отработкой, издольщиной и сдачей земли. Сказанное относится даже к хозяйствам с промышленной переработкой продуктов. Так в имении кн. Л.Д. Вяземского (Балашовский уезд) с собственным винокуренным заводом «почти 1/3 распашной площади экономия сдает крестьянам села Аркадак… За деньгами сдается обыкновенно малая часть земли, около 1/3 всего количества, по цене 12-15 руб. за десятину, большая же часть сдается за отработку».

Далее читаем, что, «сдавая большую часть за отработку, экономия выигрывает, обеспечивая себя рабочими руками в горячее время, а это очень важно ввиду громадной площади картофельных посевов экономии, требующих массы рабочих рук»[20].

Историк А.М. Анфимов утверждает, что в Тамбовской губернии имелась прослойка богатых крестьян - «гроссбауэров». Расчеты исследователя показывают, что меньшая по численности группа хозяйств с инвентарем в Тамбовской губернии значительно богаче такой же группы в Курской, Орловской, Рязанской и Тульской губерниях. Сеялок у инвентарных хозяйств Тамбовской губернии было в 10 раз больше, а жнеек – в 6 раз, чем у инвентарных хозяйств 4 соседних губерний. В целом, в Тамбовской губернии при наличии огромного количества безинвентарных хозяйств, составлявших 86,2%, имелось сеялок в 1,5 раза больше, чем в 4 соседних губерниях вместе взятых. Жнеек имелось в губернии почти столько же, сколько в 4 губерниях[21]. Активность в революции 1905-1907гг. проявили середняки и богатые крестьяне[22]. Именно эта прослойка и будет воспринимать наиболее болезненно малоземелье и действие Советской власти.

Не случайно крестьянские восстания, начавшиеся в 1902г. черноземных губерниях Украины, перекинулись в тамбовские села и деревни. Здесь они нашли подготовленную и социально- экономическую, и естественно –историческую, и социально-психологическую почву. В последующие 20 лет борьба тамбовских крестьян против помещиков и любых форм зависимости и гнета почти не затухала, имея только разную степень широты, массовости и интенсивности. Единичные крестьянские выступления в Тамбовской губернии были постоянным явлением деревенской деятельности в ХУ111-Х1Хвв. Новое качество крестьянского движения 1902-1903гг. проявилось в том, что выступления крестьян одного села по самому заурядному поводу служило детонатором для выступления крестьян в соседних селениях. Таким образом, формировался общекрестьянский антипомещичий фронт. Разновидностью борьбы крестьян за землю были поджоги помещичьих домов и других строений[23]. Вспоминая о своей записке о событиях последовавших после полтавско-харьковского восстания 1902г. исполняющего обязанности директора департамента полиции А.А. Лопухина писал: «За это время во многих уездах Саратовской, Пензенской, Херсонской и Киевской губерний происходили систематические поджоги крестьянами помещичьих усадьб. В Саратовской губернии крестьяне в течение одного лета 16 раз поджигали усадьбу помещика Ермолаева, а в Тамбовской усадьба статс-секретаря Безобразова в течение 5 месяцев была подожжена 11. В одной волости Киевской губернии в течение полутора лет было совершено семьдесят восемь поджогов дворянских имений»[24].

Крестьянская убежденность в том, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает своим трудом, в годы революции 1905-1907гг. не только проявилась в массовых захватах помещичьих земель, но и породило программное политическое требование их полной и безвозмездной конфискации. По числу разгромленных помещичьих усадеб Тамбовская губерния находилась в ряду лидировавших в России. Крестьяне накапливали опыт борьбы, именно в этот период заявляют о себе будущие лидеры крестьянского движения 1920-1921гг: Антонов, Семенов, Плужников и т.д. Они не только активно участвовали в политической жизни, знакомились с программами различных политических партий, но и многие из них прошли школы каторги и тюрем. Основные компоненты в механизме революционного насилия, направленного на ликвидацию помещичьего господства в деревне, сложились уже в ходе первой революции. Правящий класс России не только не сделал должных выводов, но не желал понять причины революции. В Тамбовской губернии князь Б. Вяземский конфисковал тысячи гектаров пастбищ у деревенских общин в наказание за участие в бунтах в 1905г. Такие действия только накаляли социально-психологическую атмосферу в деревне. Решающим моментом стал 1917г. Падение «слабого» царизма как бы развязало руки крестьянам для захвата помещичьей земли. В сентябре, октябре 1917г более тысячи помещичьих владений были разграблены и сожжены, большинство из них – в Тамбовской, Саратовской, Орловской, Тульской, Рязанской, Воронежской, Пензенской губерниях[25].

Не было исторической случайностью то, что именно в Тамбовской губернии, в ее Козловском уезде, в первых числах сентября 1917г. вспыхнул огонь всеобщего крестьянского восстания. В короткий срок в ряде уездов было сожжено свыше ста имений.

Стихия «черного» (т.е. общего) передела захлестнула деревню. Все попытки правительственных органов остановить разгромное движение были тщетны. Не помогали ни эсеровские увещевания, ни войска, хотя в придачу к кавалерийским полкам в Тамбове, Кирсанове и Борисоглебске в сентябре были присланы из Москвы отряды казаков и юнкеров.

Относительно умиротворить тамбовскую деревню смогло, однако, не войско, а принятие «Распоряжения №3», явившегося прямым предшественником ленинского декрета о земле (принят 26 октября (8 ноября) 1917г II Всероссийским съездом Советов). Этот акт был опубликован 13 сентября за подписями руководителей всех высших губернских учреждений – от председателей Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов до губернского комиссара Временного правительства. Пронизанный идеей социализма земли, он передавал помещичьи экономии в ведении земельных и продовольственных комитетов для последующей передачи угодий и хозяйственного инвентаря крестьянам на условиях арендного пользования. Смысл этого документа в литературе часто толкуется превратно, как попытка спасти помещиков и обмануть крестьян. На самом же деле оно явилось для крестьян прямым руководством к немедленному действию.

Вместе с тем «Распоряжение №3» помогло эсерам, державшим в своих руках все рычаги губернского управления, направить аграрное движение, хотя и не сразу, в русло законности и относительной организованности. Тамбовские крестьяне фактически взяли земли помещиков сами, еще до Декрета о земле[26].

Таким образом, в предреволюционные годы в Тамбовской губернии сложился центр сопротивления крестьян власти : Борисоглебский, Тамбовский, Кирсановский,Козловский уезды. Сложились традиции антиправительственной борьбы, основанные на неприятии крестьянами любой эксплуатации и убежденности в том, что земля должна принадлежать только тем, кто ее обрабатывает. Появилась целая плеяда вождей и организаторов, выходцев из крестьянской и мещанской среды в Саратовской и Тамбовской губернии. Отряд крестьянских вождей в Тамбовской губернии был более многочисленен, но и в Тамбовской, и в Саратовской губерниях они имели связь с партией социалистов – революционеров. В Саратовской губернии центр сопротивления крестьянства не сложился.

1.2. Причины и предпосылки возникновения крестьянского движения в 1920-1921гг.

Историк-крестьяновед Т.В. Осипова считает, что даже при передаче общины всех частновладельческих земель прирезка пахотной земли составила бы менее 1 десятины, как это и оказалось в 1918г. что не внесло существенных изменений в систему общинного землепользования. Земельный вопрос в России заключался не в нехватке земли, а в сохранении малоэффективных приемов земледелия, практикуемых общиной, устаревших формах землепользования в губерниях центральной России. Выход был не в расширении крестьянского землевладения, а в интенсификации сельскохозяйственного производства, в поисках новых форм земледелия[27].

В период гражданской войны усилился приток городского населения в деревню и таким образом, земельная теснота увеличилась. В Тамбовском уезде в 1884г. на одно село в среднем приходилось 92 двора, в 1920г. - 168. За эти же годы обеспеченность землей наличной души снизилось с 2,8 до 0,88[28]. Следовательно, приток населения в деревню сильнейшим образом сказался на возникновении абсолютного или относительного малоземелья. В результате перераспределения земли в Саратовской и Тамбовской губерниях увеличилось дробление земли и дальноземелья, местами до 30-50 верст. В Козловском уезде Тамбовской губернии появились дальние земли за 80 и даже 100 верст.