Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ крестьянского движения в 1920 1921 гг на основе мат (стр. 7 из 15)

Таким образом, размах крестьянского движения в Тамбовской губернии был гораздо шире, сильнее, выходил за пределы Тамбовщины. В Саратовской губернии действовали только разрозненные отряды, которые не представляли особой угрозы по сравнению с антоновскими полками.


Глава 2. Программы, политическая организация, лидеры крестьянского движения и тактика ликвидации восстаний.

2.1. Программы повстанцев.

Предположительно в ноябре–декабре 1920г. были составлены программа и устав «Союза трудового крестьянства». Первейшей своей задачей он ставил, свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора, с помощью добровольческих партизанских отрядов, ведущих вооруженную борьбу.

В короткой программе наиболее четко были сформулированы политические цели. На первое место выдвигались две самые популярные среди крестьянских масс задачи: ликвидация деления властями граждан на классы и немедленное прекращение гражданской войны и установление мирной жизни[103]. Первую проблему хорошо выразил крестьянин Н. Кретов в письме товарищу М.И. Калинину в 1920г.: « Больно видеть, что пропасть, разделяющая город пролетария от крестьянства, все более и более расширяется, и ненависть одного труженика к другому все более и более обостряется. Город становится врагом деревни, деревня - врагом города. Рабочий не понимает крестьянина, а крестьянин не может понять рабочего. Если эта вражда вытекает из убеждений пролетария города, что крестьянство живет слишком утробной жизнью и далеко отстало от пролетария в смысле политического развития- то ведь не может же крестьянство быть в ответе за эту отсталость… Крестьянство скопом обвиняют в самогонстве, спекуляции, укрывательстве дезертиров и хлеба. Да! Этот грех есть за ним. А разве город(ской) пролетариат в этом безгрешен? Я не понимаю: при чем же тут честные труженики земли - бедняки-крестьяне? Пусть за содеянное отвечает сама личность, но честный труженик–крестьянин должен быть другом пролетария»[104].

Далее, как у эсеровских СТК, программа намечала созыв Учредительного собрания на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

До созыва Учредительного собрания в центре и на местах предполагалось создание временной выборной власти из представителей различных партий и союзов, ведущих борьбу с коммунистами. В программе антоновского СТК в этом пункте имелось дополнение: вплоть до созыва Учредительного собрания добровольные партизанские отряды не распускаются. В документе провозглашались свобода слова, печати, совести, союзов и собраний, свободное самоопределение народов бывшей империи, всеобщее и обязательное обучение грамоте. В экономической части – также прослеживались эсеровские взгляды. Одним из главных положений было « проведение в жизнь закона о социализации земли в полном его объеме».

Являясь сторонниками общественной собственности на средства производства, эсеры не стремились форсировать, однако, события, предполагая сохранить на длительный период мелкое частное производство. Программа СТК также предусматривала сохранение и развитие путем государственного кредитования мелкого крестьянского хозяйства, кустарной промышленности, частичную денационализацию фабрик и заводов. Эсеровская идея создания широкой сети всевозможных видов кооперации для обеспечения потребностей трудящихся, нашла отражение в пункте программы «Союза» об удовлетворении предметами первой необходимости населения города и деревни с помощью кооперативов[105]. Важное место в концепции социализма ПСР отводилось распределительным отношениям. «В известном смысле, - писал В.М. Чернов, - можно говорить о примате распределения над производством в нашем миросозерцании». Изучение, учет ресурсов, контроль над распределением, по мысли эсеров, должны были стать основной функцией государства[106]. В программе СТК тоже предусматривалось установление рабочего контроля и государственного надзора над производством, регулированием цен на труд и продукты производства государственных предприятий. Программа свидетельствует о бесспорном влиянии на его содержания эсеровской идеологии, хотя и в значительно упрощенном, доведенном до уровня понимания ее крестьянскими массами виде. Наиболее четко, конкретно были сформулированы составителями сиюминутные, наболевшие проблемы в ущерб перспективным задачам. Имелись и отличия от программы ПСР, в первую очередь по тактическим вопросам. Если у эсеровского СТК в качестве первоочередной выдвигалась задача подготовки масс для борьбы с режимом главным образом путем «приговорного» движения, то у «антоновского» - немедленная бескомпромиссная война с большевиками – насильниками, что означало дальнейшую абсолютизацию террора как тактического средства, которому Антонов и многие из его окружения были привержены с начала своей революционной деятельности[107].

Устав «Союза» определял, что его членами могли быть лица обоего пола, достигшие 18-летнего возраста и имевшие поручительство двух членов СТК. Допускалось также и коллективное вступление в «Союз» целых населенных пунктов. В этом случае протокол и список вступавших подлежали утверждению волостным съездом СТК. Лица, состоявшие в коммунистических или монархических партиях, в организацию не допускались. Члены «Союза», не соблюдавшие дисциплину, скомпрометировавшие себя безнравственным поведением, воровством, убийством, поджогом и т.д., подлежали исключению из него. Обращают на себя внимание большие права выборных комитетов всех уровней в сравнении с общими собраниями членов «Союза», отсутствие жесткой централизации в структуре организации. В Уставе СТК заметное место отведено моральным требованиям, что всегда было характерно для эсеровского движения[108]. Изучение Устава не позволяет говорить об СТК как о партии в строгом смысле слова. Эта была массовая крестьянская организация, аналогичная Советам, в их первоначальном, народном понимании. Вероятно, ее создание можно рассматривать как попытку практической реализации лозунга «Советы без коммунистов!»

В Декларациях Реввоенсовета Пяти и Революционного военного совета также заметно влияние эсеровской идеологии. Политические партии принимаются новой революционной властью за исключением партии черносотенцев-монархистов. Повстанцы принимали мелкую частную собственность в земельном и фабрично- заводском областях, но не признавали крупный капитал. Допускали концентрацию каптала и земель только в руках артели и кооперативных организаций. В параграфе одиннадцатом Декларации Революционного военного совета, повстанцы признавали принцип самоопределения народностей и областей.

В Декларации признается необходимость устранить политическую изоляцию России. Повстанцы признавали свободную торговлю, тем самым здесь отходили от эсеровской программы

Декларация восставших групп «Воли народа» предлагала избирать власть на местах, а Декларация Реввоенсовета Пяти-Совет Пяти в населенных пунктах, народонаселение которых превышает 2 тысячи человек, а Совет Трех избирается в селениях, где такового числа нет[109].Однако эта попытка создать политическую организацию не увенчалась успехом.

Итак, из вышеизложенного следует: в политических программах повстанцев присутствует заметное влияние эсеровской идеологии, но в программе СТК эсеровское влияние сильнее.

2. 2. Крестьянские лидеры.

Лидеров крестьянского движения можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся повстанцы, искушенные в политике и состоявшие в какой-либо партии. К этой группе относятся: А.С. Антонов, А.Б. Семенов, Р.Н. Плужников, И.Е. Ишин, П. Давыдов, С.В. Одинцов, Ф.С. Подхватилин.

А.С. Антонов - один из самых ярких лидеров крестьянского движения 1920-1921 гг. в России. А.С. Антонов родился 26 июня / 8 июля 1889 г. в Москве, в семье отставного фельдбеля Степана Гавриловича и портнихи Натальи Ивановны Антоновых. В 1890 г. семья переехала в Кирсанов. Здесь же Антонов А.С. поступил в трехклассное училище.

Летом 1906 г. в Тамбове, возникла Тамбовская группа независимых социалистов- революционеров. Одним из двух ее основателей был именно Антонов (партийная кличка – «Шурка»). Эта группа являлась подразделением при эсеровском губкоме и занималась добыванием денег и документов для партийных нужд. В сентябре 1907 г.группа преобразуется в Тамбовский союз независимых социалистов-революционеров, который уже не ограничивается «эксами» на Тамбовщине и все чаще переносит их в Саратовскую и Пензенскую губернии, после чего начинает именовать себя Поволжским союзом независимых социалистов-революционеров.

Особую активность развивает группа «независимцев» Кирсановского уезда. В её состав входил и Антонов. Он проводил свои операции без пролития крови и вообще не оставлял против себя никаких улик. Тем не менее, в апреле 1908 г. он был вынужден бежать в Тамбов, где попал под наблюдение жандармской «наружки».

В 1909г. арестован в Саратове, а затем осужден на пожизненную каторгу. Находился в заключении в тюрьмах Тамбова, Москвы, Владимира. Освобожден после Февральской революции 1917г. В1917г. на руководящих должностях в Тамбовской городской милиции. С февраля месяца 1918г. – член Кирсановского уездного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Ярким событием стало разоружение Антоновым нескольких эшелонов Чехословацкого корпуса, за что Кирсановский уездный совет наградил его маузером.

В феврале 1918г. большинство в местном совете перешло от левых эсеров к большевикам, а в апреле была создана уездная ЧК. Чекисты, сплошь коммунисты, сразу же стали коситься на милиционеров, почти целиком левых эсеров. Антонов стал демонстративно отдаляться от левоэсеровской организации и принял на руководящие должности в милиции нескольких сверхактивных коммунистов. Позднее выяснилось, на кого фактически они работали. Чаще обычного Антонов стал пропадать в поездках по южной части уезда.