Смекни!
smekni.com

Повседневная жизнь арабов эпохи аббасидов (стр. 5 из 6)

Развитие торговли было, действительно, одним из тех достижений Аббасидов, на которые часто не обращают внимание.[97] Поскольку Исламское правление объединило большую часть восточного мира, уничтожив таким образом многие границы, торговля стала свободнее и безопаснее и значительно более распространенной, чем во времена Александра Великого. В результате мусульманские торговцы основали торговые поселения в таких отдаленных землях как Индия, Филиппины, Малайзия, Ост-Индия и Индокитай. [98]

С VIII по XI век эта торговля состояла в основном в поисках и импортировании предметов первой необходимости.[99] Чтобы совершать подобные торговые сделки, мусульмане, конечно, должны были заниматься экспортом товаров, часто используя с этой целью следующую практику: торговлю импортом из одной области в качестве экспорта в другой. Предметами торговли были жемчуг из Залива, крупный рогатый скот с Аравийского полуострова (в частности арабские скакуны и верблюды), ткани. Мусульмане также торговали лекарствами - одним из главных достижений науки во времена Аббасидов наряду с сахаром и бумагой.[100]

Расширение коммерческой деятельности приводило к разработкам и открытиям в смежных областях, в частности, в банковской и биржевой системах, настолько сложных и совершенных, что по кредитному письму, выданному в Багдаде, можно было получить оплату и в Самарканде в Средней Азии, и в Кайруване в Северной Африке.[101] Требования, которые предъявляла расширяющаяся торговля, обусловливали зарождение новых ремесел наряду со старыми. Городское население Багдада было представлено, к примеру, мастерами всевозможных ремесел: здесь были механики и кожевники, переплетчики и изготовители бумаги, ювелиры, ткачи, аптекари, пекари и многие другие.[102] Поскольку со временем роль ремесленников в экономическом хозяйстве возросла, они стали объединяться во взаимовыгодные сообщества, в некотором роде подобные более поздним западным аналогам - гильдиям и цехам, и предлагать многие общественные услуги: сдавать путешественникам помещения, участвовать в благотворительных делах попечительства за сиротами и предоставлении им возможности учиться в школе.[103] Вследствие роста коммерции Аббасиды разработали систему, при которой мухтасиб (инспектор) проверял правильность весов и мер торговцев, препятствуя таким образом возможности любого рода мошенничества в торговле.

Праздники.

Доказательством того, на сколько непрочен был внешний налет ислама, покрывавший жизнь народа, являются праздники. Мусульмане справляли также все праздники христианского церковного года, ибо большинство христианских праздников в сущности своей было отражением гораздо более древних обычаев страны.[104] Так, многие христианские места паломничества Египта, а также и Вавилонии были древними языческими местами поклонения, а храмовые праздники возникших в этих местах христианских монастырей – лишь новой этикетной на празднествах в честь древних богов.[105] Мусульмане той или иной страны не могли отказаться от того, чтобы и впредь не отмечать эти дни, украшавшие радостью их языческих и христианских праотцов.[106] Однако в противоположность церкви они чаще всего отказывались создавать легенду, предоставляя христианам улаживать между собой религиозную сторону дела, сами же принимали участие в приятной части, следуя обычаям своих отцов. Например, празднества, отмечаемые обитателями Багдада, были почти всецело христианские.[107] Прежде всего в аббасидской эпохи отмечались храмовые праздники. Однако даже в простые дни эти святые места не были свободны от посещения, так как их сады и кабачки со своей удивительной прохладой, были излюбленным местом для прогулок. Слово «монастырь» и «кабачок» зачастую произносились единым духом; как приятно в дождливый день «пображничать у попа», а вино святого причастия (шараб ал – курбан) пользовалось особой славой.[108] В конце IV – X века мы находим перечисление мест увеселения каирцев: у монастыря пирамид – охот а на газелей, мост и кабачки Джизы, близ Макса – сад с вином на канал и дворец, поле длч игр у стен монастыря Мар Хана и особенно – монастырь ал – Кусайр, высоко, на самой вершине горы ал – Мукаттам, с его знаменитым видом: «Как часто проводил я дни и ночи в монастыре ал – Кусайр, не протрезвляясь от пьянения».[109]

Вербное воскресенье (ша – нин хошанна) было большим праздником для всего народа. Должно быть, это был древний праздник дерева, причем именно оливкового; в Египте он так и назывался «праздник оливы»[110]

При дворе в столице Дагдаде в день воскресенья Вербного рабыни появлялись в роскошных одеждах, держа в руках пальмовые и оливковые ветви деревьев. В Иерусалиме в IV – X веках оливковое дерево переносили из церкви Лазаря в церковь Вознесения во главе торжественной процессии, на этом торжестве присутствовали все почетные граждане города, а также все мусульманское духовенство.

Все церкви Сирии и Египта украшались в этот день ветвями овив и пальм, которые затем разбирал народ, так как якобы они приносили благосостояние в дом и удачу своему хозяину.

Так же известен праздник как страстной четверг, но назывался он «чечевичным четвергом», ибо в этот день повсюду ели чечевицу.[111] Чечевица была поминаньным кушаньем, а египетские крестьяне ели ее каждую пятницу. В этот праздник жители Александрии праздновали у подножья маяка, где устраивали пирушку.[112] В Сирии этот праздник назывался «голубой четверг» или «четверг яиц» - в этот день на улицах города повсюду продавали крашеные яйца.

В период аббаской династии встречался мусульманами и христианами праздник Пасха. Собравшиеся для празднования направлялись к монастырю Самалук близ Баб аш – Шаммасиййа на северной окраине восточной части города, где начиналась сильнейшая попойка.[113]

Зима открывалась праздником святой Варвары (4 декабря),[114] который также был знаком мусульманам, ибо ал – Мукаддаси приводит такую крестьянскую примету: «Приходит день Варвары – каменщик хватается за флейту».[115] Кроме того, он сам хвалится тем, что принимал участие в праздновании дня святой Варвары.

Самым прославленным в свое время было празднование зимнего солнцеворота - это 323 – 935 гг. Кондотьер Мердавидж, правитель горной области на западе Ирана, приказал собирать дрова в Вади Зирунруд близ Исфагана, устанавливать огромные свечи и собрал большое количество метателей нефти (наффатин) из стрелков нефтью (заввакат).[116] На всех возвышенностях вокруг города были выстроены из бревен высокие башни и набиты хворостом и паклей, после чего он распорядился наловить птиц и привязать к их клювам и лапкам орехи, наполненные паклей, пропитанные нефтью.[117] Все это было сделано для того, чтобы в один и тот же час вспыхнули огни на холмах и на горах, в пустыне, во дворце на птицах, которых выпустят в ночное небо. Он задал великий пир, причем по его приказу было убито, кроме баранов, 100 лошадей и 200 быков.

Большой христианский праздник мог без всяких затруднений стать мусульманским, например, шествие к темнице Иосифа близ Джизы. Перед этим люди проходили с трубами и барабанным боем по улицам и базарам и собирали деньги на праздник.[118] В этот день устраивались всевозможные развлечения, представления (самаджат), мимические сцены (хикайат), теневой театр (хаййал).[119]Даже сам халиф на два дня покидал свой дворец, чтобы посмотреть на народные увеселения и гуляния.

8 мая был «Праздник мучеников» в Шубре, близ Каира. Каждый год в этот день в Нил бросали шкатулку с пятью пальцами одного из мучеников, хранившуюся в христианской церкви Шубры – отменен этот праздник лишь в VIII – XIV вв.[120]

Доисламский Новый год – начало солнечного года – отмечался повсюду взаимными подарками.[121] В Дагдаде было распространено со стороны халифа дарение различных фигурок, сделанных из амбры, например, красная роза.

Были распространены множество праздников, посвященных природе. Бытовавший при дворе Аббасидов обычай разбрасывать розы тоже., вероятно, ведет свое начало от какого либо праздника природы.[122]Передают, что любители роскошной жизни ал – Мутаваккил приказал вычеканить для этого пять миллионов дирхемов и окрасить их в красный, желтый, черный и другие цвета, чтобы разбрасывать придворной челяди.[123]

Оба канонических праздника (ид) - праздник жертвоприношения и праздник окончания месяца поста – наряду с персидским Новым годом были основными праздниками, когда жители Багдада придавались пиршествам.[124] В Басре для этого на протяжении всего года откармливали баранов и продавали их на праздник по десять динаров за голову.[125]Оба этих праздника являлись единственными большими праздниками, которые в качестве мусульманских разрешалось справлять с официальной мусульманской роскошью. Что же касается праздника жертвоприношения (ид ал – курбан), то он, должно быть, всегда производил отталкивающее впечатление из-за массового убиения беззащитных животных.[126]

Рамазан (рамадан), 9-й месяц мусульманского лунного года хиджры, согласно исламу, в этом месяце Мухаммеду было ниспослано первое откровение.[127] В рамазан мусульмане должны соблюдать пост (уразу).[128]Рамадан был временем наиболее радушного гостеприимства.[129] Во время этого праздника особым вниманием пользовалась легенда о Мухаммаде, а особенно история его ночного вознесения на небо (мирадж), что во многом соответствовало развитию жанра биографии пророка.[130]