Смекни!
smekni.com

Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке (стр. 7 из 13)

Впрочем, государственные чиновники предоставляли отдельным отраслям или коллективам возможность «экспериментировать», совершенствовать производственные отношения в рамках существующих, хорошо зарабатывать. Это не решало проблемы экономики в целом, зато порождало социальные группы, недовольные положением дел в стране и ограниченными возможностями для роста.

Начался процесс осознания трудящимися чуждости им «родного государства рабочих и крестьян». Критику народа вызывала форма основного противоречия капитализма – привилегированное распределение и потребление номенклатуры при общественном характере производства. Господство деспота сменилось диктатурой групп бюрократии, в том числе национальных элит, которые опирались на созданные в республиках за счет союзного бюджета производительные силы. Развивался национализм, уже в 70-е годы зазвучали голоса о необходимости выхода республик из состава СССР.

В результате советский строй, особенно в послевоенный период, формировал все качества человека капиталистического общества: конкуренцию вместо сотрудничества; индивидуализм и лжеколлективизм вместо коллективизма; зависть и стяжательство вместо стремления приумножать государственную собственность; авторитаризм вместо диалога; национализм и шовинизм вместо интернационализма; гражданскую трусость и конформизм вместо установки на социальное творчество. Патриотическое чувство уверовавших в догмы пропаганды советских людей ежедневно подвергалось эрозии практикой сталинизма, а затем и «развитого социализма». Нужен был только мировой кризис в нефтяном бизнесе середины 80-х, чтобы скрытые за искусственно созданным благополучием системные недостатки общества вышли наружу.

Первая серьезная попытка реформировать социально-политическое и экономическое устройство СССР была предпринята М.С. Горбачевым. В так называемом «развитом социализме» не оказалось социалистических сил, способных повести общество за собой. Призывы Горбачева нравственного характера: «начинать надо с себя…все делать по совести»[70], не приводили к росту благосостояния народа. В политической и духовной сфере значительную положительную роль сыграла политика гласности и демократизации, которая способствовала преодолению практики, догм и мифов прошлого. Во внешней политике советские руководители попытались добиться признания Запада за счет проповеди «общечеловеческих ценностей» и односторонних уступок. Это настраивало заокеанских консерваторов на мысль о победе в холодной войне и раздачу ложных обещаний. Дефицит времени и просчеты во внутренней политике добили страну. Бывшие лидеры «неосмысленного коммунизма» и сегодня не понимают, что причина краха СССР – неэффективный механизм удовлетворения даже первичных материальных потребностей 350 миллионов граждан, а повод – ГКЧП во главе с не умеющими размышлять и планировать свои действия, подвыпившими державными «патриотами»[71].

Поворот к либерализму, закономерно созревшему в недрах общества, совершился в 1989-1991 гг. Августовская революция 1991 года в новых исторических условиях открыла еще один этап эмансипации россиян, которую начал Александр II и продолжили революционные силы в период трех российских революций начала ХХ века, демократические силы под руководством М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина в конце века. После октябрьских событий 1993 года власть перешла к представителям большого бизнеса и зависящим от них чиновникам. Мечты о демократии, о власти народа, которые вдохновляли романтически настроенных российских либералов, рухнули.

В первой половине 90-х годов либеральные реформаторы, не считаясь с особой ролью государства в политике и экономике страны, торопливо отказались от программирования государством многих экономических и социальных отношений. Они развязали руки тем, кто, руководствуясь частной выгодой, понял слова о свободном рынке и частной собственности вне изменившегося с XIX века исторического контекста. Их консультировали американские экономисты, а газетчики называли «финансовыми гениями». При помощи целой системы мер либеральные чиновники ограничили заработную плату ученых, учителей, врачей, библиотекарей в период приватизации и накопления капитала. Результат – усугубление кризиса, «август-98», нищета подавляющей части народа. Огромные затруднения испытывали честные предприниматели, которые были вынуждены платить и налоги государству, и дань бандитам. В начале третьего тысячелетия, во время смены элит в России, «гении» оказались тем, чем были на самом деле: околовластным ворьем, которое презирало даже написанные под него законы. Сейчас их разоблачают зарубежные журналисты, а власть ищет по всему миру и сажает в тюрьмы. Но самые выдающиеся воры еще не попали на скамью подсудимых: суды «цивилизованных стран» не выдают страдальцев за либеральную идею. Обратим внимание на тот факт, что интересы, мотивы и представления о средствах достижения целей сформировались у этих людей в период советского общества. В результате мы наблюдаем в России консервативный тип прогресса, по-прежнему основанный на эксплуатации отчужденных от собственности и власти трудящихся. Его цена непомерно велика, а исторические сроки ограничены.

Не было в СССР высокоразвитого и гуманного общества – социализма, была созданная номенклатурой для эксплуатации трудящихся иллюзия о нем. Философский идеализм и вульгарный материализм был основой сталинизма и неосталинизма. Советское общество было одним из вариантов капиталистического. Оно имело оригинальный базис в форме огосударствленной экономики, номенклатуру, которая использовала раннекоммунистическое государство для эксплуатации граждан. Свои возможности система исчерпала к началу 80-х годов. В начале 90-х годов произошло «тиражирование» и углубление главного производственного отношения советского общества – эксплуатация человека государством дополнилась эксплуатацией человека человеком. В совокупности с ликвидацией угрозы ядерной войны и интервенции это привело к революции. Возникновение либерализма и переход к современному типу капиталистического общества в России стали закономерным итогом эволюции созданной в 30-е годы системы.

Таким образом, сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени, идеология раннекоммунистического государства, возникшего после войн и революций во враждебном окружении в слаборазвитом капиталистическом обществе с подавляющим преобладанием мелких собственников. В понятии отражено важнейшее противоречие в деятельности лидеров советского государства: стремление построить качественно новое социалистическое (коммунистическое) общество с помощью государственной эксплуатации отчужденных от власти и собственности трудящихся. Понятие отражает социальную основу политической системы общества, режима, которым были свойственны эксплуатация, использование насилия, воспроизводство уравнительности, мифологизированного сознания, нежелание номенклатуры считаться с интересами разных классов и страт, бюрократизация, прожектерство, прочее. Эти свойства сталинизма отражены в понятиях: «грубый, казарменный коммунизм», «уравнительный», «утопический», «деспотический», «бюрократический», «государственный социализм (коммунизм)». В «снятом» виде они содержатся в предложенном системообразующем понятии. Понятие показывает и направление развития: через индустриальное советское общество к современному буржуазному.

Изменение отношений собственности в современной России привело к идеологической переориентации чиновников и большого бизнеса. Цивилизационный подход стал каналом, с помощью которого в общество вливали грубые формы либерализма.

6. Цивилизационный подход в современной России

Руководители и идеологи советского и российского государства в конце ХХ века использовали цивилизационный подход для изображения либерализации духовной сферы перед лицом «цивилизованных стран», быстрейшего вхождения в мировое сообщество. У них был мощный материальный стимул: западные демократии обещали золотой дождь инвестиций. В первой половине 1991 года в партийных журналах «Коммунист» и «История СССР»[72] появились статьи известного за рубежом специалиста по всеобщей истории профессора М.А Барга.

Барг выступил в рамках парадигмы «совершенствование социализма», предложенной М.С. Горбачевым. Ученый развил идею[73], осторожно высказанную им в середине 80-х годов, о необходимости введения в советскую историческую науку категории «цивилизация». В 1991 году категория должна была способствовать преодолению сложившейся в период сталинизма «историографической практики, опиравшейся на философскую методологию, абсолютизировавшую противоположность материализма и идеализма»[74]. Под «цивилизацией» он понимал стиль человеческой жизнедеятельности, который рассматривается как «структурирующее начало проявлений человеческой субъективности», как «мост между личностным, антропологическим, и безличностным, социологическим, видением одних и тех же процессов». На языке «объективно-историческом», по выражению профессора, цивилизация – «способ, которым данное общество разрешает свои экзистенциальные (материальные), социально-политические и духовно-этические проблемы»[75].