Смекни!
smekni.com

Традиционный свадебный обряд народов Карелии (стр. 7 из 11)

Вернувшись из бани, жених вкладывал в волосы свой гребень, просил отца расчесать ему голову. Затем все садились за стол пить чай. Хозяйка следила, чтобы каждый родственник был угощен. Считалось, что поездка, предпринятая натощак, окончится неудачей. Жених садился в большой угол под украшенную полотенцем икону, которой его предстояло благословить. Перед иконой теплилась лампада. По праую руку от него садились отец и мать, по левую сват, остальные гости вокруг стола. На стол ставили хлеб-соль, которыми также предстояло благословить жениха.

Жениха одевали, как правило, в присутствии колдуна, старшего дружки или другого человека, знающего толк в свадебных оберегах. Свадебная рубаха жениха, пошитая из нарядного покупного материала, до начала 1920-х годов имела воротник-стойку и разрез по середине груди. Рубаха обычно надевалась навыпуск поверх праздничных портов и подпоясывалась цветным поясом. Мужской пояс, как у заонежан, так и повсеместно у русских, считался исключительно сильным оберегом, не уступающим по этому качеству нательному кресту. Штанины брюк заправлялись в сапоги (хромовые ил пошитые из окрашенной сандалом телячьей кожи). В шерстяной носок, под пятку правой ноги клали серебряный рубль. Оберегом иногда служили плоская каменная плитка, положенная под левую пятку. Для предотвращения "порчи и сглаза" в опушку брюк и ворот рубахи жениха закалывала швейные иголки со сломанными ушками. Наряд дополнялся, смотря по зажиточности. На шею повязывалась подаренная невестой косынка.

Все отъезжающие, уже полностью одетые и готовые к отъезду, последний раз крестились на иконы и выходили на улицу. В доме жениха оставались только родители, а также крестный отец и крестная мать. Перед отъездом родители благословляли сына. Они снимали со стены икону, ставили её на хлеб-соль. Крестная мать стелила на пол в большом углу ковер, родители вставали спиной к образам, придерживая с обеих сторон хлеб-соль. Крестный отец брал жениха под правую руку, крестная мать под левую и подводили его к родителям. Жених трижды кланялся до земли иконе, затем кланялся в ноги отцу и матери. Крестные каждый раз поднимали его с пола. Затем давали ему платок с собранными деньгами.

После благословения собиралась в путь. Летом за невестой отправлялись на лодках или верхом на лошадях. Зимой свадебный поезд состоял из санных повозок, количество которых достигало порой тридцати. Самые лучше выездные двухместные сани предоставлялись жениху. Снегозащитный передок и задняя часть таких саней украшались резьбой или росписью. В сани запрягали пару или тройку коней. Парадные сбруи сверкали начищенными металлическими бляшками, заклепками, бубенцами и колокольчиками. Выездные дуги, расписанные цветами по зеленому или голубому фону, украшали полотенцем с вышитыми концами или лентами, продетыми в кольцо в дуге и обвитыми вокруг неё. Ленты вплетались также в гривы и хвосты лошадей жениха. Сани застилались нарядным ковром. Прочие повозки тоже были украшены, но по нарядности уступали жениховой. Готовый к отправлению свадебный поезд осыпали для удачи житом. Обычно это делали рождители жениха. Каждый произносил: "С Богом!" и осенял себя крестным знамением, после чего сани трогались.

Санный поезд возглавляли вершники (верховые наездники) - старший или первый дружка и один или более подчинявшихся ему помощников. В том же порядке они могли ехать и в санях. Жениховой повозкой правил самый близкий товарищ или кто-то из родственников. Если со свадебным поездом ехал колдун, то он следовал за дружками в санях один, без спутников. Повозка жениха размещалась второй или третьей в свадебном поезде. За женихом ехали мужчины - его старшие родственники и тысяцкий (крестный отец), за ними товарищи жениха, а в конце поезда - брюдги - пожилые женщины-родственницы. Молодые девушки-родственницы не ездили ни к невесте, ни в церковь. Мать жениха тоже оставалась дома и готовилась вместе с помогавшими ей женщинами к встрече молодых после венчания. Отец вез вслед за всеми в дом невесты кошевое - угощение для невестиной породы, состоявшее из пирогов и водки. Он забирал приданое из дома невесты и возвращался домой, в церковь он тоже не ездил.

Атрибутом старшего вершника был кнут, который он держал в правой руке или затыкал в пояс. Такой кнут наделялся согласно верованию, особой магической силой, способный противостоять свадебной "порче". Кнут должен был быть "не поновленным", то есть не использованным в деле. Его смачивали в скипидаре, поскольку считалось, что скипидар отпугивает нечистую силу. Эти кнутом не дозволялось погонять лошадь, ни давать к нему притрагиваться посторонним, чтобы сила, заключенная в нем, не исчезла. Помимо плетки магическим атрибутом старшего дружки могла быть палка. В Заонежье ни дружка, ни колдун не имели при себе такого обязательного для карельских "патьвашек" колдовского атрибута, как свадебный посох. В экипировку заонежского вершника входил ещё колокольчик, который подвязывался по одним стременем.

При отъезде деревенские дети зажигали "маяки" - пучки соломы и кричали "Ура!" свадебному поезду. Им бросали деньги на пряники, что воодушевляло детей с большим усердием жечь "маяки" и приветствовать такими же криками молодых после венчания.

Приезд вершников

Не доезжая до невестиной деревни, поезд жениха останавливался. Вершники мчались вперед, чтобы узнать, ждут ли поезжан в доме невесты и все ли готово к их приему. На роль дружки-вершника обычно назначался кто-либо из женатых родственников, например, брат или старший зять. Нередки приглашали и посторонних, так как в Заонежье были замечательные мастера, почти профессионалы в этом деле, участвовавшие во многих свадьбах. От вершника зависело не только то, как будет представлен и принят поезд жениха, но и общее веселое настроение участников свадьбы и зрителей. Опытный дружка в отсутствие колдуна должен был оберегать свадебный поезд от порчи, а главное - он знал как вести свадьбу.

Старший дружка первым начинал переговоры. Иногда дружки сменяли друг друга: первый раз к невесте в качестве посланника от жениха ехал один, а затем - другой. О количестве дружек с родственниками невесты договаривались заранее, поскольку нужно было приготовить для них подарки - нарядные полотенца, а в некоторых случаях принято было дарить дружкам ещё и по отрезу ткани на рубаху, как правило, красного цвета.

У невесты к назначенному времени собирались родственники. Только с её стороны их бывало на свадьбе до сорока-шестидесяти человек. Из дальних деревень они подъезжали на лошадях, со звоном. Приходили и соседи, желавшие посмотреть на свадьбу. Все ожидали приезда вершников. Из родни заранее выбирали бойкого на язык поставного или свадебного старосту для разговора с ним. Он должен был как можно дольше вести переговоры, оттягивая момент приема жениха, ибо между вершником и старостой принято было устраивать своего рода словесное состязание: кто кого переговорит, кто выскажется остроумнее.

В ожидании вершников у дома невесты собиралась толпа зрителей. Как только они появлялись на краю деревни, об этом тотчас же становилось известно в доме невесты. Тут же все двери наглухо закрывались. Поставной староста был уже наготове. Вершникам надо было не только узнать, ждут ли поезжан и готова ли невеста, но и как можно скорее организовать прием женихова поезда для свадебного торжества. Старосте полагалось затягивать встречу, ставить вершника в тупик, доказывать, что тут их "не желают".

Вершник подъезжал и, не слезая с коня, стучал в окно или двери кнутовищем или специальной палкой. Переговоры иногда длились очень долго. Чем меньше была пауза, которая требовалась для ответа, тем выше оценивалась его находчивость. Если дружка не знал, что ответить, ему могли вручить навозные вилы.

Наконец дружек впускали в дом. Дальше воронца их не пропускали. Старший дружка стучал палкой или плеткой по воронцу и опять справлялся о "молодой княгине", а поставной староста всячески отговаривался. Здесь девушки ждали их наготове с ленточками, чтобы сделать "отметки" - повязать на руку или приколоть на грудь бант после завершения переговоров. Дружки целовали девушек и расплачивались деньгами, затем снова вскакивали на коней и стремглав мчались обратно к своему "князю". Сняв шапки, они докладывали ему, что "княгиня молодая" дома, здорова и велела кланяться. "отметки" на их одежде означали, что все в порядке.

После этого свадебный поезд въезжал в деревню и направлялся "на постояло", или "постояловский двор", - в тот дом, с хозяевами которого заранее договорились о приёме поезжан. Здесь размещали лошадей, снимали верхнюю одежду и ждали приглашения к свадебному столу. Дружки же снова направлялись к невестиному дому. Старший дружка опять стучал в окно и говорил, что молодой князь приехал. Поставной староста выходил и приглашал их в избу. Здесь девушки стояли с приготовленными на это случай полотенцами, а кто-либо из мужчин держал наготове поднос с рюмками и закуской. Староста усаживался за стол и переговоры возобновлялись, во время которых дружку угощали вином.

Угостив дружек, девушки повязывали им через правое плечо по полотенцу с вышитыми красными концами, через левое - по отрезу красной ткани на рубаху. Дружки опять целовали девушек, расплачивались с ними и уходили обратно к жениху, чтобы возвратиться уже со всем "княжецким" поездом.

Теперь наступал черед "перезовников" - нескольких девушек или женщин от невестиной стороны идти с приглашением в до, где остановились жених и поезжане. Жених угощал их конфетами и пряниками, после чего все направлялись к невесте.

Свадьба

В доме невесты ждали поезжан. Девушки и женщины занимали стол - садились на места, предназначенные для гостей. Завидев свадебную процессию, они начинали петь песни. Как только гости появлялись на пороге, девушки и женщины начинали петь с ещё большим энтузиазмом. Дружки должны были сплясать под песню и только тогда их пропускали в избу. Пока исполнялись песни поезжане, стояли у стола. Гости бросали девушкам деньги или сладости - выкуп за стол. Девушки продолжали петь, показывая, что выкуп не достаточен. Получив выкуп, девушки освобождали стол и благодарили жениха. Полученные деньги с сладости певицы делили между собой. Дружка подавал отцу невесты поднос с деньгами - выкуп, о котором договаривались день сватовства. Жениху на этом же подносе выносили особым образом сложенный каймой внутрь платок, перевязанный лентой. Жених брал платок и клал его в карман и благодарил. Тут же на поднос клали гостинцы для невесты, который кто-нибудь уносил в другую комнату. Когда стол освобождался, за него в первую очередь усаживали гостей со стороны жениха, за ними садились и родственники невесты. Столы в центре раздвигались, и дружка клал на лавку под посажной иконой большую подушку для жениха, которую приносили с собой. Рядом с женихом садились самые близкие родственники, а по правую руку дружки. Колдун, если он присутствовал, занимал место под образами, чтобы всех видеть за столом. Соседи толпились в избе, разглядывая жениха и гостей, дети сидели на печи, с интересном наблюдая за происходящим.