Смекни!
smekni.com

Этнографические группы чувашей (стр. 2 из 5)

Плодородные черноземные почвы обеспечивали высокий и относительно стабильный урожай. «Здесь родится столько хлеба, что не только достаточно для продовольствия внутреннего, но и немалое количество отвозится в соседственные губернии, как в Казанскую и Астраханскую, а сверх того променивается хлеб в Оренбурге и Троицке за границу» — писал экономист XIX века Е.Ф. Зябловский. Самарские чуваши еще в XVIII веке отправляли излишки зерна (в основном рожь, пшеницу, овес, полбу, просо) на рынки Ставрополя, Казани и Симбирска. Извозом хлеба занимались местные крестьяне - это было одним из распространенных промыслов в регионе. Чуваши Чистопольского уезда Казанской губернии совершали и дальние поездки в Ирбит, Нижний Новгород, а иногда доезжали до Санкт-Петербурга, Киева и Астрахани. Связь с крупными рынками была сезонной: в основном ездили зимой по санному пути, а на рынки ближайших городов и сел выезжали регулярно по воскресеньям или базарным дням. Наиболее популярными среди чувашей были рынки Бугульмы, Чистополя, Бугуруслана, Сергиевска.

Земледелие велось по пашенной системе при трехпольном севообороте, в Самарском и Бузулукском уездах оно сочеталось с залежной системой, при которой поле после 2-3 лет интенсивного использования оставлялось на 4-10 лет.

Структура почв требовала применения тяжелого плуга «акапусь», аналога сабана. Но большая часть земель в XIX веке обрабатывалась сохой «су-хапусь». Бороновали деревянными боронами.

Весеннюю пашню начинали в середине апреля (по старому стилю), после того, как снег сходил с полей и пашня немного подсыхала. Чуваши стремились закончить сев до языческого праздника «симек», отмечаемого перед Троицей. К этому же сроку было желательно закончить поднятие пара под озимь, потому что после симек наступала пора «синее», с началом которой не разрешалось ни пахать, ни сеять, ни косить, т.е. тревожить землю.

С июля начиналась «жаркая страда» - заготовка сена, жатва. После жатвы ржи и ее обмолота начиналась жатва овса, затем пшеницы, гороха и, в последнюю очередь, гречихи. Жали серпами, а горох и гречиху косили. Сжатый хлеб, предназначенный для озимого посева или на продажу, молотили в поле, а остальной хлеб свозили на гумно и складывали в одонья округлой формы — «капан». Для просушивания снопов строили специальные сооружения — овины, а чаще более простую конусовидную конструкцию из жердей — «шиш». Молотьбу производили цепами «тапач» или с помощью лошадей — «аштарни»: снопы раскладывали по кругу на земле и по ним гоняли лошадь, привязанную в центре круга. Обмолот заканчивали до декабря, и зерно везли на ближайшие рынки и пристани.

Второе место после земледельческих занятий отводилось разведению домашнего скота при стойловом его содержании в зимний период и выгоне на пастбища в весенне-летне-осенний период. В чувашских хозяйствах разводили коров, быков, овец, коз, свиней. Последних разводили только крещеные чуваши, а некрещеные считали свинину «нечистой» пищей. Количество поголовья скота определялось как нуждами хозяйства, так и возможностями для его разведения. Последние во многом зависели от природно-ландшафтных условий. Наиболее благоприятные условия для разведения скота имелись в лесостепях Бугурусланского и Бузулукского уездов, где поголовье овец в хозяйстве достигало 25-30 голов. В середине XIX века в хозяйствах самарских чувашей имелось в среднем по 3-4 лошади, 2-3 головы крупного рогатого скота, 5-6 овец или 1-2 козы. Кроме скота чуваши содержали большое количество домашней птицы — кур, гусей, уток

В значительно меньшей степени были развиты промыслы и другие отрасли хозяйства — огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство (на ранних этапах - бортничество). Население региона, ориентированное преимущественно на выращивание зерновых культур и картофеля, почти не занималось разведением садов и выращиванием овощей, однако свекла, картофель, морковь, капуста, хмель, огурцы были известны чувашам еще в XVIII веке.

Пчеловодство играло наравне с хлебопашеством и скотоводством важную роль в традиционном комплексе хозяйства самарских чувашей и входило в конце XVIII века в триаду основных занятий. Но в XIX веке оно пришло в упадок из-за сокращения лесов и лугов. Рыболовством занимались жители прибрежных селений Волги и ее притоков. Большая часть улова шла на собственное потребление, и лишь незначительная часть — на продажу на местных рынках. Рыбный промысел не имел среди самарских чувашей такой популярности, как в Казанской и Симбирской губерниях. Более широкое распространение имела охота на зверей и птиц.

Крестьянское хозяйство чувашей носило полунатуральный характер, а связь с рынком была эпизодической. В то же время сохранялась определенная специализация в области ремесла и промыслов. Изготовление орудий труда, хозяйственного инвентаря, домашней утвари требовало специальных знаний и опыта, которыми обладал ограниченный круг лиц. Почти в каждом селении имелись кузнецы, гончары, плотники, бондари, сапожники, однако чуваши неохотно нанимались на такие работы, предпочитая им земледелие. Чаще всего ремеслом занимались русские, татары или чуваши из Казанской губернии. Самарская губерния ежегодно принимала несколько тысяч отходников из губерний Поволжья и Центральной России. Самарские чуваши могли найти работу по уборке урожая или извозу хлеба. На первом месте среди промыслов в губернии были «наем и возделывание казенных и частных земель», на втором — извоз, а также пастушество, пчеловодство, мелкая торговля, плотничный промысел, работа на заводах. Определенный доход чувашские общины получали от содержания мукомольных мельниц и питейных заведений.

В отличие от чувашей Правобережья, вынужденных за недостатком и плохим качеством земли добывать на жизнь различными промыслами и развивать комплексное хозяйство, самарские чуваши все свои усилия направляли на земледельческие занятия и скотоводство. Поэтому в их хозяйстве не был представлен весь спектр экономических связей и отношений, имевшихся в Чувашии. Самарские чуваши были слабее включены в рыночные отношения, а их основным товаром на рынке являлась продукция земледелия и скотоводства.

Крестьянская утварь

В настоящее время роль земледелия в личном хозяйстве самарских чувашей заметно снизилась вследствие того, что производством зерновых культур занимаются коллективные хозяйства и фермеры, а в сфере индивидуального труда остаются только огороды и сады. Большая часть овощей производится для собственного потребления, но в ряде селений население специализируется на выращивании определенных овощей для рынка. Садоводство в Заволжье не получило большого распространения из-за неблагоприятных климатических условий, хотя в ряде районов ягоды и плоды поставляют на рынок. В зависимости от размеров семьи и трудоспособности ее членов в хозяйстве самарских чувашей имеются 1-2 головы крупного рогатого скота, 3-4 овцы, 2-3 свиньи, домашняя птица. В последние годы чуваши активно разводят лошадей для выполнения хозяйственных работ.

Наличие скота и приусадебных участков позволяет семьям полностью обеспечивать себя мясом, молочными продуктами и овощами, что составляет значительный вклад в доход семьи. Пчеловодство и рыболовство по-прежнему играют вспомогательную роль, почти исчезли традиционные промыслы. Часть хозяйственного инвентаря, принадлежности женского ремесла закупаются на рынке, и лишь кузнецы, валяльщики шерсти (в осенне-зимний период), плотники (по заказам) и пастухи (летом) занимаются специализированным промыслом. Из женских ремесел распространены обработка шерсти и вязание из шерстяных ниток носок, варежек и одежды. Ткачество, вязание кружев, вышивка, столь значимые и популярные в недавнем прошлом, вытеснены из современного, быта чувашской семьи за отсутствием спроса на изделия.

Поселения

Основными типами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья, являются села и деревни — «ял». Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Формирование сел началось в середине XVIIIвека в связи с массовой христианизацией нерусских народов.

В начальный период расселения в Самарском Заволжье большинство чувашских селений были малодворными и состояли преимущественно из 20-40 дворов. При средней людности двора в 6-7 человек численность населения в них составляла 120-200 человек. К середине XVIII века рост людности происходил в основном в «старопоселенных» деревнях — до 550 человек, а в «новопоселенных» она не превышала 300 человек. Малолюдными были селения, образовавшиеся в результате отпочкования от материнских — менее 50 человек. К концу века размеры чувашских селений редко превышали 100 дворов. Более половины чувашских селений в то время насчитывали от 150 до 350 человек, примерно четверть — до 600.

К середине XIX века в чувашских селениях насчитывалось в среднем 50-70 дворов. Размеры селений различались по уездам: в северных они были в 2-3 раза меньше, чем в восточных. В 70-х годах численность населения в селениях с преобладающим чувашским населением варьировала в основном в пределах от 300 до 600 жителей. В пяти селениях (Девлезеркино, Микушкино, Среднее Аверкино, Старое Ганькино и Пронькино) она превышала 1000 человек.

Преобладающим типом заселения в Самарском Заволжье является долинный. Чувашские селения расположены вдоль рек бассейна Большого Черемшана, Кондурчи, Сока и Кинеля. В северо-восточных районах региона (территория современных Клявлинского, Исаклинского, Похвистневского районов) важную роль играет рельеф местности — склоны холмов Бугульмино-Белебеевской возвышенности, под которыми расположены многочисленные чувашские селения. Холмы надежно защищают селения от суровых северных ветров и южных суховеев. Историческая застройка поселений формировалась с учетом этих же факторов: северная сторона жилого дома остается глухой, и окна выходят на южную сторону.