Смекни!
smekni.com

Этнографические группы чувашей (стр. 4 из 5)

Обязательной деталью женского костюма самарских чувашей был передник «черситти» - с грудкой или без нее, сшитый из холста или ткани. Головной убор самарских чувашей — «хушпу» - имел некоторые отличия от аналогичного убора, распространенного в Правобережье. Заволжские хушпу имеют шлемообразную форму и сочетают в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами. Остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имел хвост, украшенный рублевыми монетами и бисером.

Наряду с хушпу у бузулукских чувашей в традиционном костюме был представлен и другой элемент — височная подвеска «пусь йеппи», применявшийся всегда в комплексе с налобной повязкой «масмак». Пусь йеппи представлял собой сетку, сплетенную из разноцветного бисера, которая пришивалась к кумачовой полоске трапециевидной формы. На голове она держалась при помощи двух медных булавок, соединенных медной цепочкой; ими одновременно протыкали сурпан и масмак, закрепляя обе детали на голове.

Значительные различия имеются в размерах и принципе оформления сурпанов (головных полотенец). В причеремшанском ареале бытовали длинные (до 2,8 м) и широкие сурпаны с ткаными из белых и красных ниток концами. По всем параметрам и способу ношения они близки к сурпа-нам низовых чувашей. В междуречье Сока и Кинеля были представлены сурпаны с полихромным оформлением. У бузулукских чувашей они были уже и короче (до 2 м) и отличались от сурпанов северных групп также по стилю орнаментации.

Сурпаны носили в комплексе с хушпу и нагрудным украшением «сурпан сякки», но старые женщины повязывали голову вторым, меньшим по размеру полотенцем — «пусьтутри».

В комплекс женских украшений самарских чувашей входили шейное украшение «май сиххи» или «майя», нагрудное украшение «сурпан сякки», бусы «шарся», ушные украшения «алка», поясные подвески «сара» или «хюре». Майсиххи изготавливались из разноцветных бус, бисера и монет, нанизанных в 2-3 ряда на нити, концы которых были соединены.


Самарские чуваши в XX веке: общественно-политическая жизнь

Самарская губерния была одной из активных арен христианизаторского просветительства во второй половине Х1Х-начале XX века: здесь были открыты школы с преподаванием на чувашском языке, осуществляли перевод литературы на чувашский язык, проводили съезды миссионеров (1899, 1906 годы). В 1917 году в Самаре возникло чувашское общество «Земля и Воля», которое, в частности, ставило задачу распространения в губернии литературы на чувашском языке, что способствовало бы приобщению чувашей к родной культуре.

В 20-е годы в Самаре был образован клуб национальных меньшинств имени товарища Сталина (в 1926-1931 годах он работал по адресу: ул. Л. Толстого, 72), где наряду с семью другими национальными секциями активно работала чувашская секция им. Д. Эльменя. Основными направлениями в деятельности клуба были: организация библиотек, кружков (драматического, политического), соцсоревнований, шефской связи с колхозами, культмассовой и антирелигиозной пропаганды. Здесь ставили спектакли, проводили встречи с писателями и поэтами. Чувашским клубом руководил уроженец села Два Ключа И.Ф. Иванов. При клубе работал чувашский хор из 80 человек, руководителем которого был уроженец села Стюхино Сергей Лучков. Руководителем чувашской секции при Губисполкоме был Смагин А.И.. Несмотря на то, что он был русским, по словам очевидцев, он прекрасно изъяснялся на чувашском.

В это же время в Самаре существовала чувашская военно-политическая школа, курсантами которой были более 100 юношей и девушек из чувашских сел губернии — малограмотные молодые люди, имевшие за плечами 1-2 класса образования и воевавшие на фронтах гражданской войны. После 5-6 месяцев обучения в школе они возвращались в свои части в качестве комиссаров и политруков. Руководителем школы был И.В. Соловьев — идейный вдохновитель и организатор всего чувашского движения в Самаре, уроженец Чувашии, выпускник Симбирской чувашской школы. Курсанты школы выпустили первую газету самарских чувашей «Юлдаш».

25 декабря 1922 года в Самаре была открыта чувашская школа-интернат второй ступени для детей-1 сирот (ныне ул. Ленина, 73). Его выпускники стали известными деятелями чувашской словесности: В.З.Иванов-Паймен, Ф.Е. Афанасьев-Уяр, Стихван Шавлы, Владимир Бараев-Сркке, В. Погильдяков и др. Ученицами этой школы были сестры классика чувашской поэзии К.В. Иванова — Прасковья, Валентина и Евгения. Здесь учились чувашские ребята из сел Среднее Аверкино и Туарма С. В. Захарови И.П. Захаров, впоследствии ставшие известными офтальмологами. Это был Своеобразный центр чувашской культуры, в котором могли собираться и общаться наиболее образованные представители чувашского населения Самары и области. В 1923-1924 годах здесь было особенно многолюдно: собирались студенты ВУЗов, выпускники чувашской школы, курсанты совпартшколы, учителя, красноармейцы и рабочие.

В 30-е годы Самара стала центром Средневолжского края, в котором насчитывалось до 300 тысяч чувашского населения. Одно время обсуждался вопрос о создании в Бугурусланском уезде чувашского автономного округа с центром в с. Большое Микушкино, где чувашское население составляло 60%.

Деятельность всех этих учреждений и организаций находилась под идеологическим давлением ВКП(б), и все же 20-30 годы XX века можно считать первым этапом в этнокультурном движении чувашей Самарской области.

С ужесточением тоталитарной системы был взят курс на нивелирование вопросов национальной политики. Защита интересов этнических (национальных) меньшинств стала трактоваться как уклон в национализм; с практикой поддержки организаций нацменов было покончено. В середине 30-х годов был репрессирован В.З. Паймен. В 1938 году закрыта газета «Колхозник», к этому времени не стало в Самаре и чувашской школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов породила патриотический подъем у всех народов России. Чуваши на полях Великой Отечественной проявили себя как стойкие бойцы и патриоты своей Родины. Двое из них стали Героями Советского Союза — Ф.Н. Ижедеров и Г.Д. Дюдюкин.

Фактически до хрущевской оттепели тема национальной культуры была под запретом, поскольку считалось, что с развитием социализма формируется новая многонациональная общность — советский народ.

Прошло несколько десятилетий, и на волне перестройки возродилось этнокультурное движение самарских чувашей. 15 мая 1992 года в селе Салейкино Шенталинского района было создано Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль». Впоследствии, с переводом общества в областной центр, деятельность его приобрела более масштабный характер. Первые мероприятия во Дворце спорта авиационного завода, загородном парке культуры и отдыха им. М. Горького, первые теле- и радиопередачи на чувашском языке сыграли свою роль в пробуждении национального самосознания чувашей Самарской области.

В настоящее время в Самарской области работают семь чувашских общественных объединений: Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» (первый руководитель А.А. Кудряшов, с 1995 года - В.Д. Калмыков), Самарское городское отделение СОЧКО «Пехиль» (руководители П.В. Абрамов, в настоящее время — Л.А. Долгова), Самарское областное чувашское культурно-просветительское общество «Хастар» (руководители Е. Ягафова, В. Глухова, Н. Осипова), Тольяттинское городское чувашское культурно-просветительское общество «Шанчак» (руководитель А.П. Глухов), Тольяттинское некоммерческое партнерство культурный центр «Наследие» (руководитель Н.Н. Измайлова), Региональная общественная организация «Улах» (Челно-Вер-шинский район Самарской области, руководитель Н.М. Головин) и Чувашское культурно-просветительское общество «Малалла» (Кошкинский район, руководитель А.Д. Моисеев).

Благодаря усилиям этих общественных объединений при организационной и финансовой поддержке Администрации области сегодня стали традиционными ежегодные праздники «Акатуй», областной фестиваль чувашской культуры, фестиваль «Играй, гармонь» и многие другие массовые мероприятия.

У чувашей Самарской области хорошо сохранился традиционный этнографический пласт культуры. Почти в каждом селе есть фольклорные коллективы, многие из которых принимают участие в областных праздниках чувашской культуры и представляют народную культуру на Всероссийском уровне.

Так, далеко за пределами области известен чувашский народный ансамбль «Улах» (село Туарма Шенталинского района), который в 1992 году став участником акции ООН «Шелковый путь», с огромным успехом выступал в концертных залах Швеции, Германии, Франции, Бельгии и Голландии. Руководитель коллектива заслуженный деятель культуры РФ Е.И. Артюкова-Шепталова много делает для пропаганды чувашской народной культуры.

Около 30 лет в селе Стюхино Похвистневско-го района существует единственный в области народный чувашский театр «Стюхаль». Бессменным его режиссером является заслуженный деятель культуры РФ Н.Е. Ижмурков. За эти годы силами самодеятельного театра было поставлено более 45 пьес различных жанров. Театр является лауреатом многих региональных фестивалей самодеятельного творчества, хорошо известен в чувашских селах области.

Большой вклад в сохранение и развитие чувашской музыкальной культуры вносят: заслуженный работник культуры РФ В. Трофимов (ансамбль «Самар ен», г. Самара), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.Н. Измайлова (ансамбль «Теллей», г. Тольятти), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.В. Анчиков (руководитель чувашского общества Шенталинского района), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.С. Карлин (ансамбль «Асамат», Сергиевский район).