Смекни!
smekni.com

Театральные представления на Нижегородской ярмарке в середине XIX века (стр. 5 из 6)

Большинство подобных рассказов относятся к тому времени, когда князь был уже пожилым человеком, и стал, вероятно, более уравновешенным. Крепостные актеры у Шаховского не получали жалованья, им полагались только “харчевые” “Заслуженные” из артистов получали по одному бенефису в год. Этих денег не хватало. Многие актеры изыскивали всяческие средства для дополнительных заработков. В то время было распространено доставлять богатым посетителям театра афиши на дом. Актеры радовались, когда удавалось получить за это несколько копеек. И. М. Долгорукий видел на сцене театра Шаховского комедии “Бобыль”, “Чудаки”, “Отец семейства”, “Эпиграмма” В этом же театре он был и на представлении своей оперы “Любовное волшебство” Либретто этой оперы представляло собой типичное произведение драматургии переходного периода от классицизма к сентиментализму. Остановимся на нем подробнее, потому что эта опера шла в нескольких театрах. Действующими лицами были: Гипполит — “дворянин, достаточной, уединившийся в свои поместья”, Глафира — “бедная дворянка, сирота, соседка Гипполиту по землям”. Весельчак — слуга Гипполита, Амуры, Грации, “Игры” и “Смехи”, Распотеев — староста господского села, Смеяна — “девка Глафирина”, Мечтолюб — знатный господин, Поддакин — секретарь, Нина — певица, Изот — мужик, Домна — жена его, Даша — дочь их, толпа крестьян и крестьянок Действие происходило в поместье Гипполита, близ реки Камы Автор изобразил идиллические отношения, которые якобы существовали между помещиком и крестьянами Крестьяне любят Гипполита, но он одинок: у него нет подруги. Кончается опера любовью и свадьбой Гипполита Глафиры. Они поют:

Почто любви стрелам

Противиться стремился,

За что пенял богам,

Не знал и сам.

Тобой тогда пленился

То верить научился,

Что в свете не любя

Прожить нельзя.

В своем отзыве о постановке оперы И.М. Долгорукий сатирически изобразил спектакль, вскользь упомянул о том, что музыку к его опере сочинил крепостной человек князя Шаховского. Исполнение оперы в целом пришлось публике по вкусу. По-видимому, и переделка, которой подвергся текст, также пошла не во вред. Долгорукий сам признал, что “волшебств” даже после сокращения осталось больше, чем нужно. Свое сочинение Долгорукий назвал “нелепицей театральной”... Спектакли труппы Шаховского. И М. Долгорукому все же понравились Он писал, что театр Нижегородский лучше многих таких же в России. Совершенно другую оценку этих актеров мы находим в комедии однофамильца владельца Нижегородского театра — князя А. А. Шаховского “Полубарские затеи”. В этом произведении сатирически изображен Нижегородский театр в его ранний период (комедия написана в 1808 г.). Владелец крепостного театра Транжирин пригласил к себе в деревню Кутермина, за которого хочет выдать свою племянницу Софью, и устраивает для него спектакль. Транжирин рассказывает о своих актерах. Мы приведем отрывок: “Вот уже невступно пять лет около театра работаю, сам выбирал всех своих актеров. Вот они, батюшка, ваше сиятельство, шила в мешке не утаишь, глядят пострелами Позвольте их себе представить Вот первая актриса моего выбора, я ее люблю как дочь Вот пока зауряд актер, приказчик мой Авдул, Савка, который представлял большие роли, вдруг от жаркой игры спал с голосу, так он пока занимает Ярба и прочие роли, которые подлиннее, — память хороша!

Авдул: Мы чем богаты, тем и рады, воля господина — что прикажет, то и учим
Транжирин: Молчи, заврался. Вот Спирька, он для нежного собаку съел Ванька, правду сказать, актер и туда и сюда, да уж зато вина в рот не берет Тришка, Прошка, Ерошка и Старостина дочь Устюшка бредут изряднехонько, а Кутилка славный бы актер, да забияка, злодей, нет того праздника, чтоб его не поколотили. Да жалуете ли вы балеты?
Граф: Очень люблю, сударь

вертится, что твой волчок. А сочиняет та, а обучает-та что и боже упаси. Все соседи
не нарадуются на него Вить я, батюшка граф, чуть не всю губернию забавляю
Решим: Авдей Кононыч!

Транжирин: Что такое?

Решим: Актера два три с людьми Любима Силыча на радости хлебнули
лишнюю рюмку, так у них язык не ворочается, а надо играть

Транжирин: Ах пьяницы, ах злодеи, нельзя не наклюкаться, заводи театр
с этакими губителями

Чувкевич ("вбегая): Авдей Кононыч!

Транжирин :Ну, что такое сделалось, говори

Чувкевич. Аммос, ваш стремянный, не может танцевать в балете
Транжирин :А что?

Чувкевич: Собака, что вам подарил господин Кутермин, его укусила.

Транжирин: Вот те на, как же быть, а нельзя без него?

Чувкевич: Невозможно!

Транжирин: Так возьми Аполошку буфетчика и поставь вместо Аммоса, они с ним лицо в лиц

Чувкевич: Да он не умеет

Транжирин: Все равно, беги скорей!

Выясняется, что танцовщики не могут танцевать, потому что украдены из гардеробной: епанча Юноны, латы Минервы, пояс Венеры, солнце Аполлона, шапка Меркурия. Музыканты рогового оркестра не могут играть, ибо угорели, театр свалился, потому что сделан без фундамента, а крыша была покрыта тяжелым дерном. В комедии “Полубарские затеи” дана уничтожающая характеристика крепостного театра, он показан как нечто несообразное, не отвечающее своему назначению. В театре Шаховского для многих спектаклей изготавливали специальные декорации и театральные костюмы. Всех декораций в театре было 17, имелись также машины, инструменты, мебель и разная утварь, духовые музыкальные инструменты, бороды, оружие, обувь, головные уборы. Среди актерского платья были: Многие костюмы были из дорогих тканей парчи, атласа, украшены золотым шитьем, каменьями и шелком. Все свои деньги Шаховской вкладывал в театр. Он умер в 1824 г, после смерти не оставил ни денег, ни имущества. Театр купили за 100 тысяч рублей новые владельцы — Распутин и Климов. Девяносто шесть человек актеров и члены их семей получили “вольные” с обязательством играть в Нижегородском театре в пользу новых антрепренеров еще десять лет. Труппа Шаховского просуществовала до 1839 г. Подросло новое поколение актеров, у них дети шли также на сцену. Многие из актеров были связаны между собой родственными узами. В Нижний Новгород приглашали на гастроли сестру П. С. Мочалова — Мочалову-Францеву. По-прежнему громадным успехом пользовалась Анна Агафоновна Вышеславцева. В первое время она играла только в драмах, потом стала появляться и в “высокой” комедии, и в водевиле (в пьесе “Хороша и дурна” в роли Наденьки и др.). В этот период в театре ставились оперы Кауэра и С Давыдова “Леста, днепровская русалка”, Кавоса “Князь-невидимка”, Вебера “Волшебный стрелок”, Обэра “Чертов замок”, Верстовского “Громобой, или Двенадцать спящих дев”, “Пан Твардовский”, “Аскольдова могила”. Булана “Сбитенщик” В оперных спектаклях первые роли исполняли актрисы Карева и Залесская, актеры Бешенцев и Сахаров. Из больших балетов и опер шли “Дон Жуан” Моцарта, “Альцеста” Глюка, “Морской разбойник Цампа” Герольда.