Смекни!
smekni.com

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия» (стр. 2 из 7)

Изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке, шитое по тафте песочного цвета (древний фон), размещено на среднике из красно-золотого алтабаса. Маленькое изображение Богоматери не соответствует значительным размерам средника и всего произведения. Вероятно, оно было вырезано по контуру из обветшавшей ткани и пришито на большую пелену или покров на престол с орнаментальной каймой середины XVI века. В XVII веке к пелене добавили боковые каймы из разных кусков золотного узорного атласа. Надписи, выполненные настилом под жемчуг по голубой тафте в двух кругах и на двух полосах, а также само изображение указывают на признаки, которые встречаются в иконах круга Дионисия.15

Кроме признаков художественного стиля, на XV век (время создания изображения) указывают такие технологические особенности, как шитьё личного без подчеркивания форм и преобладание шёлковых нитей. Личное шито некручёным шёлком телесного цвета крупными стежками без выделения объёма. Черты ликов и контуры рисунка отмечены чёрным шёлком, губы – красным. Некручёным же голубым шёлком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым - Её мафорий. Полосы по очелью и вороту Её одежды, одежда Младенца и нимбы шиты прядёным золотом "рядками". Тонкой красной нитью очерчены складки на одежде Младенца и перекрестье на Его нимбе. Контуры фигур и круги на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг, который был спорот. На широких каймах из тёмно-синей тафты жемчугом вынизан узор из ромбов и кругов с отростками, в него включены серебряные позолоченные плашки. Подобный орнамент характерен для ряда пелен середины – второй половины XVI века, происходящих из Суздаля.

В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается многочисленный драгоценный убор к храмовой иконе "Богоматерь Одигитрия" 1360-х годов, которую долгое время в научной литературе называли "Грузинской", состоящий из 225 предметов, в том числе знаменитая пелена "приклада" царицы Анастасии Романовны середины XVI века. В конце описания значится ещё одна пелена: "…повседневная, а на ней образ пречистые Богородицы, вышит золотом по отласу по червчатому. А венец у пречистые Богородицы и у Спасова образа, ожерельицо на пелене низано жемчюгом. А около пелены низано жемчюгом ж, плащи и дробницами по отласу по лазоревому".16 Таким образом, древняя несохранившаяся кайма у этой пелены была оформлена так же, как и на пелене "приклада" царицы и как на других пеленах из суздальского монастыря. Наличие двух пелен у иконы Одигитрии было в традициях того времени, праздничные и повседневные пелены были у многих икон. На повседневных пеленах обычно выкладывался крест из дробниц, а на каймах вышивалась молитва. Необычность описываемого произведения в том, что повседневная пелена имеет лицевое изображение.

Особенностью пелены являются также тонкие черты ликов Богоматери и Младенца, большие глаза (взгляд Марии устремлён поверх головы Христа), изящные формы рук, тщательно прорисованные пальчики ног Младенца. Личное шито тонким некручёным шёлком "в раскол" "по форме"; черты ликов и волосы Христа – светло-коричневым; одежды и нимбы – золотной прядёной нитью с малозаметными цветными прикрепами швами "ягодка", "черенок", "двойная и тройная ягодка", "денежка с ягодкой". Складки очерчены двойной толстой кручёной золотной нитью. Фон средника сплошь зашит жёлтым шёлком "в раскол". Контуры нимбов, перекрестья и буквы на нимбе Христа, мафорий вокруг лика Богоматери, звёзды на Её очелье и плече, монограммы на фоне низаны мелким жемчугом.

Из того же монастыря происходят две пелены второй половины XVI века, одна из них была вложена Венедиктой Путиловой, другая – княжной Еленой Сисеевой, об этом говорят надписи на подкладках. Они очень близки по художественным и технологическим признакам: им свойственны незначительная моделировка в личном, развитое золотное шитьё, орнамент, обильное использование жемчуга и металлических дробниц.

На среднике пелены Венедикты Путиловой по малиновой камке вышито поясное изображение Богоматери "Одигитрия" с чуть повёрнутой в сторону Младенца головой, сидящего на Её левой руке. Младенец изображён прямоличным, с протянутой в сторону благословляющей рукой и свитком в другой руке. Как отметил В. Т. Георгиевский, лик и руки Богоматери "очень хорошего и тонкого рисунка".17 Личное шито плотно некрученым песочного цвета шёлком "в раскол" "по форме", полутоном подчёркнут рельеф ликов и глазные впадины, черты ликов отмечены тёмно-коричневой нитью. Белым шёлком шиты белки глаз. Одежды и нимбы выполнены серебряными и золотными прядёными нитями с тонкими цветными прикрепами. Рисунки швов: "черенок с ягодкой" - мафорий Богородицы, "денежка двойная" - гиматий Младенца, "клопчик" - Его нимб. На нимбе Марии – рельефный золотой узор в виде вьюнка. По контурам рисунка, складкам одежд, перекрестьям нимба у Христа, монограммам и другим деталям проложена бель, предназначавшаяся под жемчужное низанье. По кайме из чёрного бархата выложен белыми нитями под жемчуг стилизованный растительный орнамент в виде гирлянд.

Иконография пелены, вложенной Еленой Сисеевой, - традиционна. Оригинальной является орнаментация фона средника в виде растительных побегов, образующих клейма, в три из которых включены монограммы Богоматери и Христа. Личное шито некручёным шёлком песочного цвета "в раскол", местами "по форме" с оттенениями серым шёлком по лбу, вокруг глаз, по абрису ликов, на шеях и суставах рук. Черты ликов отмечены коричневым, белки глаз – белым. Одежды шиты прядёной золотной нитью с тонкой цветной прикрепой швами "черенок", "ягодка". Складки отмечены золотной "верёвочкой". Нимбы зашиты прядёным золотом: "городком" у Младенца и простым швом с рельефным растительным орнаментом у Богоматери, в который среди извивающихся веток в кругах были вшиты пять камешков, из которых сохранилось только два. Контуры изображения, нимб Младенца, детали одежды окружены тонкой белью под жемчужное низание. По каймам из малинового атласа также настилом выложен узор в виде веток с четырёхлепестковыми цветами и сердцевидными клеймами по углам.

В ризнице Троице – Сергиевой лавры хранится пелена "Богоматерь Одигитрия" со святыми: на боковых полях – Сергий Радонежский и Онуфрий Великий в рост, внизу - поясное изображение Никона Радонежского. На подкладке надпись чернилами: "Вклад Фёдора Ивановича Умного. 1554 г." Однако сведения Вкладной книги 1673 г. не дают твёрдых оснований отождествлять пелену с вышеназванным вкладом: "Федорова же Ивановича Умного и ево жены Мавры вкладу написано в отписных ризных книгах 83 (1575) году: … пелена камчатая, на ней вышит образ пречистые Богородицы золотом и серебром; у Спаса и у пречистые венцы и подписи жемчюгом низаны". Характер шитья пелены близок произведениям конца XVI века. Возможно, пелена предназначалась для иконы, известной в литературе как "келейная" Сергия Радонежского.18 Фон пелены – красный атлас. Лики шиты атласным швом "по форме" светло-серым шёлком с серовато-коричневыми притенениями. Всё остальное (фон средника, одежды святых) выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп" красно-коричневым, красным и светло-зелёным шелками; складки на одеждах, контуры нимбов выполнены серебром "по верёвочке", невысоким рельефом. На мафории Богоматери две звезды, низанные мелким жемчугом. Литургическая надпись шита золотом.

В 1630 году княгиня Домника Михайловна, жена князя Фёдора Ивановича Мстиславского, приложила шитую пелену "Одигитрия" к чтимой иконе Вознесенского монастыря, написанной в 1482 году на старой доске Дионисием, иконографии которой она и следовала. Надписи на пелене, как и в иконе, сохранили палеографические особенности греческого оригинала (своеобразное лигатурное соединение букв "р" и "и", а также начертание буквы "д").19 А. Пшеничников называет её иконой "Смоленской Божией Матери", отмечая, что она "первоначально употреблялась вместо подвесной пелены к местной иконе соборного храма Одигитрии".20 Д. С. Дмитриев также называет пелену шитой иконой "Богоматерь Смоленская", вероятно, потому, что в XIX веке она висела в раме на восточной стороне северо-западного столпа главного монастырского храма как самостоятельная икона.21

Богоматерь изображена в трёхчетвертном повороте с Младенцем на левой руке, представленным прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке Он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери – два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном к шитью служит гладкий вишнёвый бархат. Личное шито плотно, тонким кручёным шёлком песочного цвета "в раскол", "по форме", с оттенениями светло-коричневым шёлком. Радужки глаз – коричневые, губы – красные, черты лица прошиты тёмно-коричневой нитью. Особенностью рисунка на пелене является необычная форма высокого лба Младенца. Его волосы шиты сканым серебром с коричневым шёлком. Одежды, нимбы, крылья ангелов выполнены прядёными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швами "клетчатый городок", "рядки", "черенок", "городок", "ягодка", "ягодка двойная"). Складки одежд прочерчены тёмно-коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери шиты голубым шёлком по настилу, цветы в растительном орнаменте на Её нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов – рельефной золотосеребряной нитью. Орнамент на нимбе Марии, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Жемчужная обнизь на надписях фона не сохранилась. На среднике под изображением прядёным серебром вязью сделана вкладная надпись в две строки: "Лета 7138 (1630) сию пелену приложила по обещанию ко образу Пречистой Богородицы честныя и славныя Ея Одигитрии в Вознесенский девичий монастырь боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгиня Домника Михаиловна".22 На каймах из синего бархата вышиты золотными нитями вязью с элементами узорочья тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…" и кондак "Не имамы иныя помощи…"