Смекни!
smekni.com

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия» (стр. 5 из 7)

Несколько шитых пелен с изображением "Богоматери Тихвинской" происходит из церковных ризниц Ростова. Наиболее ранней среди них является небольшая пелена, предположительно, XVI века. На это указывает типологический характер пелены с кистями, как и применяемые стежки, которыми шиты одежды и нимбы. Вероятно, она была выполнена в провинциальной мастерской вышивальщицей не слишком высокого профессионального уровня. Рисунок её несколько уплощённый, лики изображений шиты светло-коричневым золотистым шёлком гладью "по форме". Зеленоватый атласный фон, как и кайма жёлтого атласа с вышитой по ней текстом кондака акафиста ("О всепетая Мати…"), возможно, являются следствием поновления второй половины XVII века. Либо архаизирующее изображение принадлежит этому времени.

В древнехранилище Новгородского музея из Дымского монастыря в 1913 году поступила пелена "Богоматерь Тихвинская". Изображение было вышито по малиновой камке, которая сохранилась только под шитьём, и переложено на новый фон современными реставраторами в 1975-1978 годах.42 Личное выполнено "в раскол" "по форме", без притенений. Контуры вышиты коричневым шёлком, разделка одежд Христа – жёлтым.

Из Покровского Суздальского монастыря происходит пелена "Богоматерь Тихвинская" второй половины XVI века, хранящаяся ныне в Московском Кремле. В. Т. Георгиевский ошибочно называл её "Грузинской", отмечая, что "пелена представляет собой образчик тонкого миниатюрного шитья, выполненного и со стороны художественной и технической чрезвычайно тщательно".43 Литургическая надпись, исполненная узорной вязью, отличается чёткостью и монументальностью и свидетельствует о профессиональном каллиграфе. Рисунок лика Марии с большими глазами и чётко прорисованными чертами, узор нимба, набор золотных швов, зашитый серебром фон имеют аналогии на других пеленах из Суздаля. Вероятно, первоначально её средник, как и на остальных пеленах, окружала кайма с узором, низанным жемчугом. Увеличение средника и добавление кайм с надписью из стихиры Одигитрии, возможно, первоначально принадлежавших другой пелене, могло быть связано с перемещением пелены к иконе большего размера.

Изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновой камке. Правая рука Её прижата к груди, голова повёрнута к Младенцу. Христос изображён в трёхчетвертном повороте, с поднятой к Марии головой и повёрнутой к нам правой стопой. Одной рукой Он держит свёрнутый свиток, другой благословляет. Личное шито некрученым шёлком песочного цвета плотным швом "в раскол" с небольшими оттенениями светло-коричневым. Чепец и хитон Богоматери выполнены сканым золотом с голубым шёлком, мафорий Марии и одежды Христа – прядёным золотом с вишнёвой и темно-коричневой прикрепой (швы – "черенок" и "ягодка"), нимбы – прядёным золотом простым швом. На нимбе Богоматери золотной рельефной "верёвочкой" выложен узор в виде вьюнка. По контурам фигур, складкам одежд и монограммам положен настил из белых нитей, предназначавшийся под жемчужное низание. Средник наложен на турецкий золотный атлас с крупным растительным узором. К этой ткани пришиты полосы также из турецкого атласа с другим рисунком. Пелену обрамляют широкие каймы со стихирой.

Другая пелена из Московского Кремля относится к московской школе конца XVI - начала XVII века. Ближайшая иконографическая аналогия этой пелене – икона "Богоматерь Тихвинская" третьей четверти XVI века, вставленная в раму с клеймами сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля.44 О времени и месте создания подвесной пелены свидетельствуют тонкий рисунок удлинённых фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность шитья с малым оттенением в личном. Иконография пелены традиционна. Лики шиты некрученым золотисто-песочным шёлком "в раскол", волнистые волосы Младенца и радужки глаз – красно-коричневым шёлком. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены чёрной нитью. Нимбы и одежды выполнены прядёными золотными и серебряными нитями с красно-коричневой, голубой и жёлтой прикрепой ("ягодка", "черенок", "рядки"). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы. По кайме из той же малиновой камки, что и средник, выложен тропарь праздника иконы Богоматери "Смоленской".

В музее-заповеднике "Ростовский Кремль" хранится пелена "Богоматерь Тихвинская", являющаяся произведением одной из лучших московских мастерских второй половины XVII века, работавшей в традициях годуновского времени. Она была зафиксирована в начале 1900-х годов в ростовском Успенском соборе "на втором от входа левом столбе с восточной стороны".45 Фоном пелены служит красный атлас. Она отличается хорошим рисунком и тщательным шитьём ликов и рук, а также ступней ног младенца шёлком телесного цвета "по форме", без теней, с тонкой контурной линией. Одежды и нимбы сплошь зашиты металлическими нитями "в прикреп" различными стежками. По кайме серебряной нитью вязью выложен текст тропаря "Днесь светло красуеться всея вселенныя царие и князии, святителе и священницы и иноки и все множество народа, радостно празднующе Твоего истинного образа явление, Царице Богородице…", с благодарностью за избавление царствующего града Москвы. Речь идёт о Смутном времени.

В 1921 году в ростовский музей из местного Рождественского женского монастыря поступила подвесная пелена "Богоматерь Тихвинская". В монастыре в Рождественском храме находился образ Богоматери Тихвинской, почитаемый как чудотворный, датированный 1684 годом, украшенный серебряной ризой с камнями и жемчужной обнизью. Однако, в монастыре были убеждены, что икона "писана даже самим святым Феодором, первым архиепископом Ростовским", то есть около 1390-1395 годов.46 Именно к нему была привешена описываемая пелена, относящаяся примерно к тому же самому времени, на что указывает её близкое стилистическое сходство с произведениями, вышедшими из московской светлицы Акилины Бутурлиной.47 Изображение шито по красному атласу шёлковыми, золотными и серебряными нитями. По описи начала XX века, "нимбы, убрус Богоматери, Ея рукав и свиток в руках Младенца низаны жемчугом; прочие прориси обшиты кручёной серебряной ниткой", "звёзды на лбу и плече имеют в середине по небольшому бирюзовому камешку и шиты мелким жемчугом".48 Кайма пелены из зелёного атласа, по ней крупной вязью золотной нитью шит текст тропаря "Днесь яко солнце пресветло…" Лики и руки вышиты светло-песочным некрученым шёлком "в раскол", все контуры и черты выделены тёмно-коричневой нитью, которой вышиты и волосы Младенца.

Из Ростова происходит и пелена, находившаяся ранее в собрании П. Д. Корина, теперь входящая в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи.49 По стилю и технике исполнения её можно отнести к произведениям московской школы 2-й половины XVII века. Личное шито шёлком "по форме", одежды, нимбы и фон – золотной нитью различными швами "в прикреп". Контуры рисунка, надписи и орнаменты шиты серебром. По широкой жёлтой шёлковой кайме плотной вязью исполнены литургические тексты и памятная надпись внизу.

Икона Божией Матери "Одигитрия Казанская" является списком с чтимого образа царьградского Влахернского монастыря. Она была явлена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего часть города. На том месте, где начался пожар, стоял дом стрельца, девятилетней дочери которого явилась во сне Богородица и указала ей на пепелище сгоревшего дома, под которым скрылась Её икона. Сначала рассказу девочки Матроны никто не поверил, но после третьего видения её мать и она взяли заступ и стали рыть землю на указанном месте. И ими была обретена икона Богоматери с Младенцем. К ней немедленно устремилось множество народа, вслед за этим последовали и чудеса от явленной иконы. О происшедшем доложили царю Ивану IV Васильевичу, который приказал на месте обретения святыни построить храм во имя неё и устроить женский монастырь. Матрона приняла постриг с именем Мавры, а впоследствии стала первой настоятельницей этого монастыря.50 Известно множество списков почитаемого образа.

Шитые подвесные пелены к Казанской иконе и её спискам появляются вскоре после её обретения, и были они многочисленны. Распространению их, возможно, способствовало чудо, которое произошло от пелены у явленного образа: слепой инок Иосиф после окропления его святой водой отёрся пеленой и получил исцеление.51

Древнейшая пелена с образом "Богоматери Казанской" происходит из Казанского девичьего монастыря, где хранилась обретённая святыня. Сейчас она находится в музее Татарстана и является значительным памятником коллекции.52 Вероятно, она была создана в Казани в конце XVI века и предназначалась для чудотворной иконы. Образ на пелене очень выразителен. Огромные скорбные глаза Марии устремлены в пространство. Фон средника пелены из светло-зелёной тафты, каймы – из малинового шёлка. Нимб Богоматери выходит за приделы средника. Личное шито некручёным шёлком "в раскол". Коричневым шёлком оттенён абрис ликов, глаза, тени на верхней губе и подбородке. Одежды Богоматери выполнены кручёным шёлком, складки и кайма мафория выделены золотной нитью, у Младенца – прядёным золотом "в прикреп". На каймах "по верёвочке" серебряной нитью шит тропарь: "Заступи милосердная Мати Бога Всевышняго за всех молиша Сына Твоего Христа Бога нашего всем".

В собрании Русского музея хранится пять пелен с изображением "Богоматери Казанской". Три из них также датируются концом XVI века.

Первая пелена поступила в музей в 1930 году из Фонтанного дома Шереметевых. Она шита по тёмно-красному атласу и имеет кисти. Шитьё выполнено преимущественно золотными и серебряными нитями "в прикреп". Лики шиты песочного цвета шёлком атласным швом "по форме", с тенями. На мафории Богоматери – две розетки, украшенные жемчугом, изумрудом и бирюзой. Буквы на нимбе Младенца также выложены жемчугом.