Смекни!
smekni.com

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия» (стр. 7 из 7)

Существовали обратные переводы Богоматери "Одигитрия" - с Младенцем, сидящим на правой руке. При этом иконописцам приходилось менять положение рук Младенца и Его фигуры, так как в типе "Одигитрия" правая рука Христа, обычно вытянутая в сторону, благословляет. При обратном переводе подобное положение неестественно: левая рука не может благословлять. Известно достаточно много видов обратной "Одигитрии".58

В образе "Одигитрия Иерусалимская" Младенец обращён и фигурой и лицом к Богородице, подняв к Ней голову. В левой руке Он держит на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. Мария склоняет голову к Сыну и смотрит на Него, слегка прижимая левую руку к груди. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой в 15 лето по Вознесении Господнем. В 453 году она была перенесена греческим царём Львом Великим из Иерусалима в Царьград и поставлена в храм Богородицы Пигии. После победы над скифами икону переместили во Влахернскую церковь. В 988 году царь Лев VI Философ принёс её в дар великому князю Владимиру, после того, как он покорил город Корсунь и крестился в нём. Владимир даровал святыню новгородцам после обращении их в христианство. Икона оставалась в Новгородском Софийском соборе до покорения города Иваном IV Грозным. В 1571 году он перенёс её в Московский Успенский собор.59

В ризнице Троице-Сергиевой лавры находится пелена "Богоматерь Иерусалимская". Характер шитья центральной композиции позволяет отнести её ко второй половине XVI века. На среднике из красного атласа вышито изображение Богоматери, держащей Младенца на правой руке. Личное шито телесного цвета шёлком, с тенями. Одежды выполнены прядёным золотом "в прикреп". Надписи низаны жемчугом. Орнаментальная кайма шита по чёрному бархату прядёным золотом и серебром, её стилизованный узор растительного характера – вьющийся стебель, составленный из цепочки овалов.

Близок по композиции к "Иерусалимской" образ Богоматери "Одигитрия Гребневская". Её появление в Москве связано с именем Дмитрия Донского. В 1380 году великий князь возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и проходил мимо города Гребня на реке Чири, впадающей в Дон. Жители этого города поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворением и получившую от города название Гребневской. Великий князь привёз её в Москву и поставил в Успенском соборе Кремля.60

Эта чудотворная икона определила стиль и монументальный, царственный характер образа подвесной пелены к ней, выполненной в 1657 году в мастерской жены Петра Семёновича Строганова – Матроны Ивановны, хранящейся ныне в Государственном Историческом музее. Возможно, пелена была "обещана" за избавление от морового поветрия, свирепствовавшего во многих городах России в 1654-1657 годах, прекращение которого в Москве связывали с чудом от иконы "Гребневской". Фон пелены – красный атлас. На её каймах вышиты поясные фронтальные фигуры митрополитов Московских – святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Лики и руки Марии и Христа шиты очень тонко кручёным шёлком тёмно-телесного цвета горизонтальными стежками, лики митрополитов – вертикальными. Рисунок и разделка волос Богоматери и Младенца – вишнёвым шёлком, митрополитов – коричневым и красным. Характерная светотеневая моделировка выполнена светло-коричневым шёлком. Доличное шито волоченным (одежда Христа, нижняя одежда Богоматери, одеяния митрополитов, нимбы) и прядёным (мафорий Богородицы, вязь надписи) золотом и серебром "в прикреп". Контуры нимбов, складки мафория на голове Марии и монограммы были низаны жемчугом. На каймах серебряной вязью выложен тропарь иконы "Смоленская": "К Богоматери прилежно ныне притецем…" и кондак: "Не имамы иныя помощи…" На подкладке из светло-коричневой китайской камки вышита вкладная надпись: "7163 (1657) году в 20 день сия пелена Пресвятые Богородице Одигитрие Гребневские приложила по обещанию своему Петрова жена Семеновича Строганова Матрона Ивановна и сын ее Федор Петрович Строганов".

Список литературы

1. Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери. М.,1998. Т. 2, стр. 152

2. В. Дмитриевский. Александрийская школа с I до V. Казань, 1884, стр. 9

3. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских цезарей. СПб, 1992, стр. 88

4. Н. П. Кондаков. Ук. Соч. Т. 2, стр. 157

5. Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века. / Пер., предисл., коммент. Л. К. Масиэля Санчеса. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. Стр. 436-439

6. Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон. / Пер., предисл., коммент. А. Н. Крюкова. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 468

7. Н. П. Кондаков. Ук. Соч. Т. 2, стр. 158

8. Словарь книжников и книжности Древней Руси: вторая половина XIV-XVI в.в. Л., 1988, Ч.I, стр. 187-191

9. Э. К. Гусева. Об иконе Одигитрии 1482 года из Вознесенского монастыря и её значение в творчестве Дионисия. // ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 341

10. ПСРЛ. 1853. Т. 6, с. 234

11. М.В.Щепкина. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века. // Тр. ГИМ. Памятники культуры. Вып. XII. М., 1954. Н. А. Маясова. Древнерусское шитьё. М., 1971. С. 20. Она же. Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья. // Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М. , 1973. Вып. 1. С. 123-124. Она же. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора. // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 198-200. Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV-XVI веков. // Проблемы русской средневековой художественной культуры. / Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования; 7. М., 1990. С. 87-90.

12. А.Н. Грабар. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV-XVI веков. // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 289-294

13. Л. А. Щенникова. Царьградская святыня "Богоматерь Одигитрия" и её почитание в Московской Руси. // ДРИ. Византия и Древняя Русь. СПб., 1999. С. 340

14. Н. А. Маясова. Древнерусское лицевое шитьё. Каталог. М., 2004. С. 103

15. М. С. Трубачева. Палеографическая заметка о двух иконах Дионисия. // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 200-206

16. Н. А. Маясова. 2004. С. 142.

17. В. Т. Георгиевский. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927. С. 19

18. Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. №97

19. М. С. Трубачёва. Ук. Соч. С. 201

20. А. Пшеничников. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886. С. 100

21. Д. С. Дмитриев. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель (Исторический очерк). Сергиев Посад, 1908. С. 39 и 44.

22. Князь Фёдор Михайлович Мстиславский известен в истории своим союзом с польским королевичем Сигизмундом в период Междуцарствия, целью которого было отдать ему власть в Российском государстве.

23. Е. В. Георгиевская-Дружинина. Строгановское шитьё в XVII веке. // Русское искусство XVII века. Л.,1929; А.В. Силкин. Строгановское лицевое шитьё. М., 2002. Гл. 4. С. 63.

24. Н. В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. СПб., 1895. Табл. XXVI и 1896. С. 60-61.

25. Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. / Под ред. Е. Поселянина. Киев, 1994. С. 474-479. Репр. Изд.

26. ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 36.

27. Н. А. Маясова. Памятник шитья Московской великокняжеской светлицы XV века. // Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства (Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования; 3). М., 1980. С. 56-75.

28. Брак между московским княжичем Иваном и тверской княжной Марией был заключён 4 июля 1452 года, когда ему было 12, а ей 10 лет. Этот брак был политически выгоден для обеих сторон.

29. Л. С. Ретковская. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., 1954. Примеч. 83.

30. Н. А. Маясова. 1980. С. 74, примеч. 85.

31. Н. А. Маясова. 1980. С. 62-65.

32. Л. Д. Лихачёва. Древнерусское шитьё XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980. С. 36-37. №№ 42, 45, 46.

33. Пшеничников А. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. С. 63.

34. О. А. Сухова. Коллекция лицевого шитья в Муроме. // Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С.88

35. Н. А. Хлебникова. Древнерусское лицевое шитьё в коллекции Великоустюжского музея. // ПКНО. 1982. Л., 1984. С. 405. №28.

36. С. Снессорева. Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. М., 2001. С. 250-256.

37. В. М. Кириллин. Текстологический анализ ранних редакций "Сказания о Тихвинской Одигитрии". // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143

38. И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, Л. А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 67, 79. Илл. 198, 199.

39. Л. Д. Лихачёва. 1980. С. 10. № 8.

40. В. Пуцко. Шитые пелены с изображением Богоматери Тихвинской. // София. Новгород, 2002. № 1. С. 25.

41. Н. П. Лихачев, М. П. Боткин. Обозрение отделения христианских древностей в музее Императора Александра III. СПб, 1898. С. 70.

42. Е. В. Игнашина. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея. Каталог. Великий Новгород, 2003. С. 49.

43. В. Георгиевский. Ук. Соч. С. 19.

44. Л. А. Щенникова. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Московского Кремля. // Художественное наследие, хранение, исследование, реставрация; 13. / ВНИИР. М., 1999. С. 64-65.

45. А. А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911. С. 26.

46. А. Израилев. Описание Ростовского Рождественского монастыря девичьяго. СПб., 1858. С. 15; Он же. Ростовский Рождественский третьеклассный женский монастырь. СПб., 1899. С. 17-19.

47. Н. А. Маясова. Одна из последних русских светлиц. // ПКНО. 1994. М., 1996. С. 388-398.

48. В. Пуцко. 2002. С. 26.

49. В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С.65.

50. Н.Н. Чугреева. О явленной в 1579 году иконе Богородицы Казанской. // Церковные древности: Сб. докл. конф. (27 января 2000 года). VIII образовательные рождественские чтения. М., 2001. С. 213-226.

51. Там же. С. 217.

52. М. К. Завьялова, Т. А. Каргалова. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI-XVII веков в собрании Государственного объединённого музея республики Татарстан. // Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С. 76 и 78.

53. А. В. Силкин. 2002. С. 88-89.

54. С. Снессорева. Ук. Соч. С. 264-266.

55. В. Н. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи (ГТГ). Т. 2. М., 1961. №826.

56. А. В. Силкин. 2002. С. 50. Прим. 38.

57. Н. Е. Макаренко. Ук . Соч.

58. Н. П. Кондаков. 1998. Т. 2. С. 272-293.

59. С. Снессорева. Ук. Соч. С.476-477.

60. Там же. С. 342-343.