Смекни!
smekni.com

Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х (стр. 13 из 19)

Кроме того, существенным для пермской культуры остается признание современных пермских авторов в столице. Часто без этого признания бывает невозможным существование художника в пермских рамках: публика его просто не замечает. В то время как выставки в Москве и за рубежом служат поводом для новых восторгов в адрес художника. Например, с 14 по 26 ноября 2000 г. в центральном доме художника в Москве состоялась персональная выставка пермского скульптора Алексея Залазаева.

В 2001 году состоялось открытие новый выставочной площадки, салона "Марис" на Комсомольском проспекте близ центрального выставочного зала. "Марис" - это частная галерея, деятельность которой ориентирована на поддержку молодых и талантливых художников Перми.

Тенденции к открытию новых выставочных залов, организации масштабных выставок ориентированных на массового зрителя, позволяет говорить о возрастании интереса к современному искусству в Перми.

Наиболее крупные выставочные проекты этого периода это "Арт-салон" и "Арт-Форум".

"Арт-салон". К 1999 году в Перми складываются условия для создания и проведения масштабных культурных событий в рамках региона. Мы считаем важным отметить одно событие, состоявшееся в начале 1999 года - "Арт-салон", январь 1999 г., место проведения выставочный центр "Пермская ярмарка" и ставшее позднее регулярным.

Коммерциализация искусства в конце 90-х вызвала к жизни такое явление, как массовые выставки. "Арт-салон "Художественное искусство Прикамья на пороге XXI века" (1999) - первая выставка такого плана. Инициатива собрать под одной крышей произведения художественного творчества Прикамья всецело принадлежит крупнейшему пермскому выставочному центру - "Пермской ярмарке". На предложение представить все виды художественной продукции в одном месте активно откликнулись Юрий Лапшин, известный пермский художник и лидер Международной лаборатории современного искусства, Светлана Клешнина, представляющая пермскую частную галерею "До-До" (1996) и др. На этой масштабной выставке были собраны профессионалы и любители самых разных направлений и жанров. Свои стенды были у пермских организаций Союза художников, фотохудожников, дизайнеров России, муниципального выставочного зала, Дворцов культуры, областного творческого центра, Уральского центра поддержки народных промыслов и ремесел, Уральского филиала Российской академии живописи ваяния и зодчества, кафедры дизайна гуманитарного факультета ПГПУ.

Впервые в истории Прикамья под одной крышей были собраны работы признанных и начинающих художников, профессиональных мастеров кисти и талантливых детей, занимающихся в городских изостудиях.

Департамент культуры, Пермская организация Союз художников живо откликнулись на участие в этом проекте. Графики, скульпторы, дизайнеры, мастера декоративно-прикладного искусства получили возможность не только показать свои творения, но найти ценителя, готового заплатить за работу соответствующую цену121.

Выставка вызвала большой интерес у пермского зрителя. На нее пришло рекордное число посетителей. Успешно, как выяснилось, шли продажи в Международной лаборатории современного искусства Юрия Лапшина. Хотя цены были достаточно высокими для среднего покупателя. Среди наиболее значимых фигур этой выставки следует отметить следующих авторов: Алексей Залазаев, Юрий Лапшин, Владимир Наговицын.

"Заметьте, что наша экспозиция выстроена не по принципу арт-рынка, - сказал Юрий Лапшин в интервью корреспонденту газеты "Вечерняя Пермь". - Отбирались работы, которые интересны, прежде всего автору, в которых ему дороги собственные творческие цели и задачи..." 122

В 1999 г. "Арт-салон" объявлен ежегодной выставкой и регулярно проходит в помещении выставочного центра "Пермская ярмарка".

"Арт-Форум", который прошел в декабре 2000 года в выставочном центре "Пермская ярмарка", стал вторым важным событием в художественной жизни Перми.

Типичный пример реализации художественного проекта по "московскому сценарию" - международный "Арт-Форум" 2000 года организованный известным галеристом и художником Мацумаро Ханом вместе с пермской галереей современного искусства "SL GALLERY" под руководством Сергея Шило и Лизы Фокиной. Стоит отметить важную деталь, что выставка не состоялась бы без финансового участия администрации Пермской области и нефтяной компании "Лукойл-Пермь". Уровень организации мероприятия не был бы столь грандиозным и качественным без значительных финансовых вливаний.

Все участники международного арт-форума, проходившего с 13 по 17 декабря в выставочном центре "Пермская ярмарка", вышли на подиум в заключительном перформансе Андрея Бартенева "Нам не хватает неба!". Восемьдесят участников из семи стран мира. Известнейшие и популярнейшие деятели искусства и культуры. Член международного жюри конкурса керамики Мерседес Себастиян Николау из Испании, арткритик Франческа Пиовано из Лондона, художник и скульптор Мацумаро Хан из Москвы, участник знаменитой "бульдозерной выставки" (15 сентября 1974) живописец Александр Юликов, профессор академии керамики Южной Кореи Хун-Чунг Ли из Сеула, знаменитая группа "Митьки" и один из идеологов движения Константин Батынков, художник-акционист Дмитрий Гутов, основатель группы "Цветы" и представитель российского андеграунда Стас Намин, английский дизайнер Эндрю Логан и многие другие.

"Арт-Форум" стал для Перми событием неодинарным. Выставка была примером слияния западных и российских тенденций в современном искусстве. Пермский "Арт-Форум" можно сравнивать по уровню работ только с "Арт-Москвой". Фактически это и было переносом современных веяний в провинциальную среду. По задумке Мацумаро Хана, продюссера данного проекта, это должно было произойти.

Для самого Мацумаро Хана материал является не только средством воплощения, но и своего рода внутренней темой, камертоном образного мира. Художник часто использует импровизацию материала, его непредсказуемость. Предмет у Мацумаро не только выявляет свою скрытую сущность, он обретает символическое значение, характеризуя определенный пласт существования, мир и вселенную. Главная идея художника состоит в том, что он может работать с любым материалом: гипс, железо, дерево, глина, пластик, холст и т.д. Художественная идея может быть выражена в любом материале. Эти принципы Мацумаро Хан предлагает использовать молодым авторам, с которыми он работает.

Стоит обозначить наиболее яркие для восприятия пермяков проекты, выставленные в рамках выставки "Арт-Форум". Данные проекты оказали особое внимание на пермскую общественность. Все они выполнены в соответствии с тенденциями западного искусства и Москвы. Для зрителей многие работы так и остались не понятыми. Таким образом, московское влияние на формы изобразительного искусства в Перми происходит лишь на уровне авторов, художников. Зритель данное влияние пока оценить не может.

"Безумство - лучшая модель познания" - таким был один из лозунгов заключительного: шумного, яркого и шокирующего перформанса Андрея Бартенева. Группа Бартенева представила Перми свою наиболее радикальную авангардную работу. Вместе с тем на широкоформатных экранах демонстрировались самые известные работы Андрея Бартенева, такие как "Гоголь-Моголь".

Коллекция Эндрю Логана (род. 1945), художника, скульптора и ювелира из Лондона была на арт-форуме одной из самых впечатляющих по количеству цветов и красок, которые использовались для создания художественных образов. Эндрю Логан - друг семьи английской королевы Елизаветы II, выпустил несколько творческих проектов вместе с Мадонной.

Федор Додонов - участник международных выставок "Платье года" и "Редиссон Славянский", обладатель Гран-при второго фестиваля авангардной моды. 123

Художники-постмодернисты более активно, чем традиционалисты, выходят на современный арт-рынок. Для их искусства характерно отсутствие социальных амбиций и претензий. В современном искусстве исчезает соотношение автора-демиурга и пассивно внемлющего ему зрителя, читателя. Оно наполняется разными формами коммуникаций, которые являются неотъемлемой частью художественного произведения и замысла автора. Художественное произведение рождается из контакта творца и зрителя, обусловлено уникальностью зрительских ассоциаций. В последнее время изобразительное искусство все чаще выходит за рамки привычной экспозиции, где есть только картина и зритель. Отчасти это происходит потому, что "сегодня, - по словам Ильи Кабакова, - никого нельзя удивить изощренной живописной техникой или необычной цветовой гаммой. Нужно привлечь к себе внимание публики на выставке - и это главное"124 Для этого устроители выставки должны поднять ее до уровня художественной акции.

Отсюда такое явление, как акционизм, то есть не просто выставка, но общение между художником, зрителем и художественными произведениями. Это, например, введение в пространство картины осколков зеркал, когда зритель неожиданно видит сам себя на полотне, рядом с вымышленными персонажами (работы Вячеслава Смирнова). Или необычное пространственное расположение экспозиции, когда зрителю оставляется небольшой проход между объектами, и он поневоле останавливается, задумываясь о следующем шаге, решая для себя уже практически, что является частью объекта, а что нет. Или вместо привычных холстов использованы LCD-мониторы, размещенные в выставочном зале. На них высвечены работы автора (проект пермской галереи "До До" находится в разработке).