Смекни!
smekni.com

Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х (стр. 15 из 19)

Кроме того, в июле 2002 года утверждается постановление Главы города Перми о проведении конкурсов на лучшие проекты особо значимых объектов архитектуры и градостроительства в целях улучшения облика города. В рамках этого постановления в октябре 2002 года объявляется "Конкурс на лучшее архитектурно художественное решение реконструкции фонтана и благоустройства прилегающей территории на эспланаде квартала 65 в Ленинском районе города Перми"142. Празднование 275 летия Перми в 1998 году дало возможность реализовать многие художественные проекты на деньги, выделенные государственным бюджетом для этого мероприятия. Правда выставки, посвященные дню рождения города, имели совершенно определенную тематическую направленность: Пермь, ее прошлое, настоящее и будущее. Элемент государственной ангажированности и соответственно некоторая конъюнктурность подобных выставок позволяет говорить лишь о поддержке "заказного" искусства.

Таким образом можно выявить несколько форм поддержки искусства со стороны государства: проведение грантов в области искусства и культуры, прямое финансирование художественных проектов, покупка картин и художественных ценностей, государственный заказ в области изобразительного искусства, предоставление художникам материальной базы.

Поддержка со стороны коммерческих структур.

Среди форм поддержки искусства коммерческими структурами в Перми стоит отметить следующие: проведение грантов, прямое финансирование художественных проектов и конкретных авторов, покупка картин и художественных ценностей.

В конце 90-х - начале 2000-го проведение государственных грантов и конкурсов стало показателем определенного экономического и политического статуса. Появились и гранты, объявленные коммерческими структурами. Так, в феврале 2002 крупнейшее пермское предприятие ЗАО "Лукойл-Пермь" объявило о конкурсе социальных и культурных проектов. 143 Примечательно, что политика организаторов конкурса направлена большей частью на развитие и повышение культурного уровня городов Пермской области.

Появление независимых галерей в Перми в 1993 1997 годах стало возможным благодаря привлечению частного капитала. Все картины, выставленные в частных галереях предназначались для продажи, что было совершенно недопустимо раньше, в советскую эпоху. Художники, чьи картины продавались наиболее успешно получали предложения участвовать в зарубежных выставках, а также в столичных и местных проектах.

Из истории предоставления финансовых средств на культуру и искусство стоит отметить финансирование компанией "Лукойл-Пермь" международного "Арт-Форума" в 2000 году.

Как видно из приведенных выше источников, городские гранты присуждаются преимущественно литераторам и театральным студиям. С одной стороны, это указывает на социальную востребованность в городе литературы и театрального искусства. С другой же стороны, можно констатировать невысокий уровень социальной активности деятелей изобразительного искусства. Возможно, имена пермских художников и названия пермских объединений Перми отсутствуют в списках получателей грантов и по другим причинам. Одна из них - взаимодействие частных галерей и художников с коммерческими структурами. Сегодня, когда государственные заказы остались в прошлом, художники все чаще ориентируются на покупателя или на участие в различных акциях.

Среди положительных моментов можно отметить тот факт, что в Перми и Пермской области сложились благоприятные условия для взаимодействия между художниками и коммерческими структурами. Нам представляется важным показать технологию этого взаимодействия. В современном обществе событие в области искусства, будь то персональная выставка художника или акция, организованная творческим союзом авторов, воспринимается коммерческими структурами как информационный повод и оценивается по степени общественного резонанса в местной прессе. У сегодняшнего художника имеющего творческий замысел и не имеющего достаточных средств на реализацию проекта есть одна возможность - привлечение спонсоров из числа коммерческих структур, которые так или иначе задумываются о собственном имидже не местном уровне. Данная возможность позволила реализовать за последние 3 года в Перми и Пермской области наиболее масштабные и интересные художественные проекты, такие как "Арт-Форум" (2000) или "Фестиваль электронного искусства и медиа арта" (2002).

Таким образом, как видно из приведенных фактов, что в 1990-х годах в Перми складываются благоприятные условия для расширения художественной среды. Выставочная деятельность в Перми в данный период может быть разделена на несколько составляющих: выставки в центральном выставочном зале, возникновение новых форм и выставочных площадок, наиболее крупные выставочные проекты. На протяжении всего десятилетия выставочный зал остается центральной выставочной площадкой Перми. В его стенах происходят наиболее интересные художественные события. Наряду с этим возникают новые выставочные площадки такие как "Дом художника", "Арт-фойе" и "Марис".

Среди наиболее крупных художественных событий десятилетия выделяются с 1999 года ежегодные выставки "Арт-салон" и международный "Арт-Форум" 2000 года. Оба события состоялись на территории выставочного центра "Пермская ярмарка".

Администраций Перми и Пермской области продолжают поддержку и развитие только тех сфер культуры, которые имеют прикладное значение. То есть театр, балет и архитектуру. Это связано, прежде всего, с тем, что финансирование отрасли культуры как правило связано с различными праздниками. В 1990-е гг. стали очень популярны дни рождения города, их празднования происходят очень широко и требуют яркого оформления. К юбилею города чаще всего приурочивается выпуск того или иного научного сборника или сборника стихов. В год юбилея городские власти организуют разнообразные творческие конкурсы, реализуют масштабные культурные проекты. Это заставляет деятелей культуры придерживаться определенных рамок, обусловленных темой конкурса, препятствуя свободному творческому самовыражению.

1990-е гг. стали временем новых форм взаимодействия искусства, государства и коммерческих структур. Художники Перми получили возможность финансирования на государственном уровне: через проведение грантов в области искусства и культуры со стороны администраций города Перми и Пермской области, прямое финансирование художественных проектов, покупку картин и художественных ценностей, государственный заказ в области изобразительного искусства, предоставление художникам материальной базы.

Аспект взаимодействия художника и зрителя в 1990-е гг. приобрел новое содержание. Если в советское время художник существовал за счет государства, то в современной ситуации ему приходится либо заниматься изготовлением произведений заведомо конъюнктурных, отвечающих вкусам массового зрителя, либо существовать за счет других источников дохода, не связанных с его призванием. Сегодня спрос на произведение искусства, его востребованность во многом определяет возможность существования того или иного течения. И если в столице, как мы уже говорили, арт-рынок достаточно дифференцирован, то в провинции этот процесс еще находится на стадии формирования. Провинциальное искусство должно прежде всего отвечать требованиям функциональности. Зритель воспринимает картину не как предмет искусства, имеющий самостоятельную ценность, а как предмет интерьера, как дополнение к обстановке. Поэтому произведение искусства, в представлении провинциального зрителя, должна быть прежде всего "красивой", а уже потом "современной" и совсем не обязательно - выразительной, талантливой или необычной. В провинции все непривычное, выбивающееся из общего контекста, вызывает настороженное недоверие и непонимание.

Появились дополнительные источники финансирования художественных проектов помимо государственного финансирования. В современном обществе событие в области искусства, будь то персональная выставка художника или акция, организованная творческим союзом авторов, воспринимается коммерческими структурами как информационный повод и оценивается по степени общественного резонанса в местной прессе. У сегодняшнего художника имеющего творческий замысел и не имеющего достаточных средств на реализацию проекта есть одна возможность - привлечение спонсоров из числа коммерческих структур, которые так или иначе задумываются о собственном имидже на местном уровне.

Благодаря вовлечению частного капитала и финансовой поддержке со стороны коммерческих структур становится возможным движение и развитие пермского искусства. Сотрудничество художников с коммерческими структурами стало возможным: через проведение грантов, прямое финансирование художественных проектов и конкретных авторов, покупка картин и художественных ценностей.

Заключение

В нашей работе мы провели исторический анализ основных тенденций развития пермского искусства 1990-х годов в контексте социально-культурных процессов пост-советского общества.

Во второй половине ХХ века в передовых западных странах начинают складываться отношения постиндустриального общества. Применительно к России, мы можем говорить лишь о тенденциях, некоторых изменениях в этом направлении, но никак не о сложившейся системе. Однако информация и многовариантность культурного развития в конце 1990-х становятся доминантой отношений в России.