Смекни!
smekni.com

Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х (стр. 16 из 19)

Постмодернизм - переходное состояние культуры в обществе, развивающемся по модели постиндустриальных отношений. Он характеризуется отказом от мышления, основанного на бинарных оппозициях, заменой иерархических связей горизонтальными, отказом от линейности изображения, интертекстуальностью, ироническим переосмыслением предыдущего опыта культуры. В конце 90-х наиболее актуальными признаками постмодернизма становятся гипертекстуальность (как следствие отказа от линейности), актуализация игрового начала и постмодернистская ирония (как следствие отказа от бинарных оппозиций). Изменился статус масскульта, растет его привлекательность в глазах элитарных авторов. Собственно постмодернистскими течениями в русском искусстве ряд исследователей считает постконцептуализм, соц-арт и неоакадемизм. Эти течения породили ряд новых направлений в современном искусстве, развитие которых напрямую связано с деятельностью новых галерей современного искусства. Галереи, возникшие в России в конце 1980-х годов, действуя по западной схеме, определяли, какие направления станут определять их политику. Одни демонстрировали исключительно концептуальное искусство, другие отдавали предпочтение декоративно-прикладному творчеству и массовому искусству. Таким образом, за последнее десятилетие в столице сложился современный арт-рынок, где представлены практически все направления творчества, отвечающие вкусам и потребностям разных зрителей.

Характерной чертой 1990-х годов в России после распада Советского Союза и уходом от идеологического контроля и цензуры становится становление и развитие неоавангардистских течений в искусстве. Ранее эти течения были вынуждены существовать подпольно, закрыто (андеграунд, нон-конформизм). Теперь появилась возможность для публичной деятельности художников.

В 1990-е гг. происходит выделение в художественной среде наиболее молодых и амбициозных авторов, активно использующих в своем творчестве современные компьютерные технологии. В России появились новые формы искусства - видео-арт, нет-арт, медиа-арт. Художники стали именовать себя, сетевыми, электронными, видео- и медиа- художниками.

Однако, эти явления характеры пока лишь только для Москвы и в какой-то степени для Санкт-Петербурга. Ситуация на периферии значительно отличается от ситуации в столице прежде всего качественным уровнем, представленных произведений. На периферии нет такого спроса на произведения искусства, как в центре. Периферия идет по пути репродукции столичных образцов и при этом активно ищет собственные пути развития.

Структура российского общества имеет догоняющую модель развития и вследствие этого, современные мировые художественные достижения приходят в Россию гораздо позднее своего появления на Западе. А после прихода претерпевают изменения, отражающие российскую действительность. Например, концентрация художественных достижений и информации о них происходит, как правило, в двух российских столицах Москве и Санкт-Петербурге. Провинция же при этом развивается значительно медленнее и приход новых течений и направлений в искусстве задерживается на несколько лет. Поэтому, возможность творческого самовыражения в провинции на сегодняшний день практически сводится к нулю. Неангажированный художник в провинциальном городе имеет весьма ограниченные перспективы и поддержку, вынужден искать материальные средства вне сферы своих интересов, либо уезжать из провинции в столицу. В это же время на Западе происходит децентрализация и перераспределение влияния во всех сферах жизни, в том числе и в культуре. Роль столиц и крупных городов перестает быть определяющей в развитии искусств и культуры. Так, по мнению исследователей144, интересному автору или художнику не обязательно жить в столице. Развитие сети современных коммуникаций позволяет ему творить в любой точке Земного шара.

Изменения в социальной и экономической сферах, наметившиеся в начале 1990-х годов в России, повлекли за собой преобразования в сфере культуры и в Перми. Несмотря на то, что общий кризис в стране свел финансирование культуры к минимуму, в городе появляются новые экспериментальные театральные коллективы, открываются частные галереи. С одной стороны, это указывает на востребованность искусства даже в такое тяжелое время. С другой - на то, что регионы стремятся осваивать культурный опыт столицы, где сходные процессы начались немного раньше.

В Перми одновременно развивается несколько художественных течений. Они, разумеется, выражены не так ярко, как в столице, и дифференцировать их достаточно трудно. Тем не менее, мы выделили их по аналогии с ведущими течениями в русском искусстве. Это реалистическая школа (Е. Широков, А. Тумбасов, О. Коровин), неоавангард и течения вписывающиеся в парадигму постмодернизма (А. Репин, Ю. Лапшин, А. Залазаев, Н. Зарубин, А. Казначеев, В. Смирнов, А. Побережник) и новые явления в искусстве такие как медиа-арт (С. Тетерин, А. Михайлов).

Пермская реалистическая школа, связанная прежде всего с именами старых мастеров, получил не только общероссийское признание, но и пользуется спросом у современного зрителя старшего поколения и пермской администрации.

Художники Вячеслав Смирнов, Вячеслав Остапенко, скульптор-керамист Мацумаро Хан, поэты Владислав Дрожащих, Виталий Кальпиди, Юрий Беликов, журналист и кинорежиссер Павел Печенкин, фотохудожники Юрий Чернышов, Андрей Безукладников - это те, благодаря кому было в значительной мере разрушено представление о провинциальной ограниченности и отсталости пермской литературы и искусства на российском уровне. В их творчестве обозначились тенденции, актуальные для современной художественной эпохи в целом, произошел сдвиг культурного хронотопа, что в определенной степени синхронизировало художественные процессы центра и периферии.

Аспект взаимодействия художника и зрителя в 1990-е приобрел новое содержание. Если в советское время художник существовал за счет государства, то в современной ситуации ему приходится либо заниматься изготовлением произведений заведомо конъюнктурных, отвечающих вкусам массового зрителя, либо существовать за счет других источников дохода, не связанных с его призванием. Сегодня спрос на произведение искусства, его востребованность во многом определяет возможность существования того или иного течения. И если в столице, как мы уже говорили, арт-рынок достаточно дифференцирован, то в провинции этот процесс еще находится на стадии формирования. Провинциальное искусство должно прежде всего отвечать требованиям функциональности. Зритель воспринимает картину не как предмет искусства, имеющий самостоятельную ценность, а как предмет интерьера, как дополнение к обстановке. Поэтому произведение искусства, в представлении провинциального зрителя, должно быть прежде всего "красивым", а уже потом "современным" и совсем не обязательно - выразительным, талантливым или необычным. В провинции все непривычное, выбивающееся из общего контекста, вызывает настороженное недоверие и непонимание. Кроме того, эстетический опыт среднего провинциального зрителя едва ли охватывает культурные явления за пределами школьной программы. Поэтому развитие самобытного регионального искусства на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. Отчасти решение этой проблемы заняты городские власти.

Взаимодействие деятелей культуры и городских властей также стало предметом исследования в третьей главе нашей работы. В ней представлены свидетельства того, как администрация города поддерживает развитие тех сфер культуры, которые имеют первостепенное значение. То есть театр, балет и архитектуру. Это связано прежде всего с тем, что финансирование отрасли культуры как правило связано с различными праздниками. В 1990-е очень популярны стали дни рождения города, их празднования происходят очень широко и требуют яркого оформления. К юбилею города чаще всего приурочивается выпуск того или иного научного сборника или сборника стихов. В год юбилея городские власти организуют разнообразные творческие конкурсы, реализуют масштабные культурные проекты. Это заставляет деятелей культуры придерживаться определенных рамок, обусловленных темой конкурса, препятствуя свободному творческому самовыражению.

В 1990-е развивается новая форма государственного финансирования - целевые гранты. Каждый год с 1998-года администрация города выделяет несколько премий на реализацию наиболее значительных, по мнению специально создаваемой комиссии, культурных проектов. Сходные конкурсы проводят и коммерческие структуры, которые в середине 90-х принимают участие в развитии региональной культуры. Благодаря вовлечению частного капитала и коммерческой поддержке становится возможным движение и развитие пермского искусства.

В современном обществе событие в области искусства, будь то персональная выставка художника или акция, организованная творческим союзом авторов, воспринимается коммерческими структурами как информационный повод и оценивается по степени общественного резонанса в местной прессе. У сегодняшнего художника имеющего творческий замысел и не имеющего достаточных средств на реализацию проекта есть одна возможность - привлечение спонсоров из числа коммерческих структур, которые так или иначе задумываются о собственном имидже не местном уровне.

Таким образом, в Перми в конце 1990-х годов складывается определенное культурное пространство, определяющее лицо города на российском уровне.

Список литературы

1. Теоретические (философские) источники:

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.