Смекни!
smekni.com

Античность и Возрождение в культуре Западной Европы (стр. 3 из 8)

Наиболее острым в политическом отношении жанром была комедия. Крупнейший ее представитель - Аристофан («Ахарняне», «Мир», «Плутос»). Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин во времена начала кризиса демократии. В его комедиях представлены различные слои общества. Аристофан достигает острых комических эффектов, доводя идею до абсурда.

Особенность всех театральных постановок был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора, и сосредоточил основное внимание на диалоге. Софокл вводит третьего актера, что позволило обрисовывать линии поведения в конфликте. Так произошло рождение театра. В греческом театре все женские роли исполняли мужчины. Лица актеров покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажей. Комические актеры облачались нарочито шутовскими одеждами. В Греции не было постоянных театральных групп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли в театре сами граждане, они же готовили костюмы и декорации. Финансирование театра входило в обязанности богатых граждан. Афинское государство, чтобы сделать театральные зрелища доступными для граждан с невысоким достатком малоимущим выплачивали теорикон - по 2 абола на посещение театра.

От современного античный театр отличался не только тем, что показывали, но и тем как он был устроен. Представления шли под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей вырубались в каменистом склоне. Именно этот простейший зрительный зал назывался «театроном» (отсюда название театр).

Картина культурной жизни Греции будет не полной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные - Дионисии и Большие Панафинеи. В праздниках наглядно проявлялся всенародных характер греческой культуры, ее демократизм. Дионисии - праздник в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. Первоначально отмечались в ноябре-декабре Сельские Дионисии, позднее появились Городские, или Великие Дионисии, проходившие в феврале-марте в течение 5 дней. Панафинеи - праздник в честь богини города Афин -отмечался раз в четыре года в середине лета.

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили через 4 года на юге Греции, в Олимпии. На время священного месяца игр все враждебные действия между греками прекращались. К участию допускались только мужчины, не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались на Олимпийские игры под страхом смерти. Все греческие праздники включали в себя всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные представления. Именно в праздники ставились трагедии и комедии, устраивались соревнования между трагиками.

В период классической Греции получила развитие наука. Греки создали первые в Европе научные школы. Среди них следует выделить школу Пифагора (VI в. до н. э.). Величие Пифагора и его школы не только во вкладе в геометрию, но и в установлении математических соотношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре. Так, опытным путем они определили, что высота тона в музыке находится в строгой зависимости от длины струны. Не менее дерзким для того времени было их утверждение, что Земля движется вокруг некоего очага, расположенного в центре мироздания. Вершиной творчества Пифагора и его школы была знаменитая мистика чисел. Внимание пифагорийцев к числам, пропорциям, симметрии и гармонии сыграло роль в складывании греческой культуры, для которой характерны стремления к красоте, точности и сообразности.

Крупнейшим ученым IV в. до н. э. был Евдокс Книдский, открывший в математике общую теорию пропорций, оцененную по-настоящему только во второй половине XIX в. Он стал создателем теоретической астрономии, рассчитал орбиты движения планет, составил каталог звездного неба, создал астрономическую обсерваторию. Трактат Евклида «Начала геометрии» выдержал около 1700 изданий и в течение столетий оставался обязательным учебным пособием. Живший в III в. до н. э. в Сиракузах Архимед написал трактат «О плавающих телах», положив тем самым начало гидростатике. Он же предложил формулу исчисления длины окружности, введя величину Пи, стал основоположником теоретической механики, изобрел много технических устройств. Это далеко не полный перечень научных открытий древних греков. Продолжалось развитие античной философии. В V в. до н. э. создавали свои труды два крупнейших историка - Геродот и Фукидид. Геродота справедливо называют «отцом истории». Он описал величайшее событие своего времени - войны греков с персами. Его интересовала не только история, любознательность вела его и к тому, что мы называем географией и этнографией. Он много путешествовал. Геродот изучал нравы, верования, памятники прошлого, природу, но прежде всего людей, их деятельность и жизнь. Главный труд Геродота «Изложение событий» охватывает весь исторический период, исключая мифическую эпоху. Стремлением выявить реальные причины происходящего отличается исследование Фукидида «Истории Пелопонесской войны». Сам участник войны, он приводит подлинные тексты договоров, а его личная жизнь сложилась так, что он смог побывать в обоих борющихся лагерях: афинском и спартанском. Стремление к объективности - ценнейшая сторона его исторического труда.

В результате походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) расширились границы греческого мира. Походы принесли новые знания. Они ознаменовали новый период в истории Средиземноморья, который характеризовался сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал. Произошла встреча Востока и Запада, которая сказалась на многих аспектах жизни. Началось взаимное обогащение культур, период эллинизма.


2. Культура Древнего Рима

Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способности к духовному творчеству сходят на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности и техники. Все, что было создано римлянами в науке, философии, истории, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков, примивитизировано и низведено до уровня массового сознания. До высот греческой культуры римляне не смогли подняться.

Другие исследователи, например советский ученый С.Л. Утченко, напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную культуру, основанную на особой системе ценностей. Римляне, поработившие греческие полисы, стали первыми приемниками культуры Древней Греции, которая оказала сильнейшее, доминирующее влияние на римскую культуру. Впитав в себя многие из достижений греческой культуры, римляне воплотили их в культурной практике колоссальной Римской империи, простиравшейся от Геркулесовых столбов (Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге.

В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их культуры, далекой от поэтики мифотворчества греков. Если в греческих полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества и соединение личных и общественных интересов было свободной и естественной формой гражданства, то Римское государство с его строгой системой управления противостояло отдельному человеку.

Если рассматривать сферы культуры, в которых римляне добились успехов, следует отметить в первую очередь политическую деятельность. Правила гражданских отношений между римскими гражданами, перешедшие из обычая в закон и приведенные в стройную систему, положили основание науке права и представляли образец гражданского кодекса. Уже в I в. до н. э. появилось несколько юридических научных школ.

Внимание к правоведению обусловило большой интерес римлян к риторике. Их учителями были греки. Как и в греческих школах риторика являлась одним из главных предметов. Однако постепенно изысканное, красноречивое греческое построение речей стало заменяться латинской лаконичностью, что ярко выразил цензор Марк Порций Катон старший. В учебнике по риторике, написанном для своего сына, он говорил: «Держись сути, а слова придут». На рубеже II-I вв. до н. э. Плотий Галл основал собственную школу латинской риторики. Знания риторики нашли применение прежде всего в суде. Особенно яркими были судебные речи Цицерона. Авторитет его, как защитника на суде был так велик, что на процессах, где у обвиняемого было несколько адвокатов, ему предоставляли последнее слово, когда уже казалось бы потеряны все надежды на опровержение обвинения. Сохранилось более 50 речей Цицерона и его сочинения по теории риторики. В эпоху принципата при Августе получили развитие риторические состязания. Тогда впервые зал, где выступал оратор стали называть «аудиториум» (отсюда аудитория), а преподавателя красноречия «профессор».