Смекни!
smekni.com

Античность и Возрождение в культуре Западной Европы (стр. 7 из 8)

Художник Ганс Гольбейн Младший (1497-1553 гг.) сделал иллюстрации к «Похвальному слову глупости» и создал галерею портретов своих современников (Эразма Роттердамского, Томаса Мора). Его многочисленные картины на религиозные сюжеты поражают высоким художественным мастерством и реализмом.

Французский король Франциск I (1494-1547 гг.) поощрял развитие науки и искусства. Он окружал себя гуманистами, учеными, художниками, собирал рукописи, редкие книги, произведения искусства. При нем центром гуманистической науки стал светский университет, получивший название Коллеж де Франс, который возглавил выдающийся ученый Гийом Бюде - филолог, знаток древнегреческого языка.

Крупнейший поэт Франции этого времени Клеман Маро, служивший сестре короля Маргарите Наваррской. В его творчестве значительное место занимали баллады и песни, что свидетельствует о близости к народному творчеству.

Писателем яркого сатирического дарования был Бонавантюр Деперье. В его произведениях «Кимвал мира» высмеивается как католическое, так и протестантское духовенство. Им был написан сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения», который был пронизан свободомыслием и народным юмором.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494-1553 гг.). Его наиболее известным произведением является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это сатира на феодальное общество, схоластическую науку и духовенство.

В конце 40-х гг. XVI в. во Франции возникло литературное направление, известное под названием «Плеяды». Это был кружок, объединявший представителей дворянской интеллигенции, патриотически сочувствующей национальному объединению Франции. Во главе кружка стояли поэты Пьер Ронсар (1524-1585 гг.) и Жоакен дю Белле (1522-1560 гг.). «Плеяды», подражая античности, стремились прославить и увековечить силой поэзии подвиги исторических деятелей Франции, творения мыслителей и поэтов, красоту родной природы.

Французское изобразительное искусство в XVI в. характеризуется большими успехами в области портрета. Известны портреты художника Франсуа Клуэ, который стремился передать тонкую психологическую характеристику.

На развитие культуры Испании огромное отрицательное влияние оказало всевластие инквизиции. И все же ей не удалось подавить духовную жизнь общества. В середине XVI в. зародился весьма своеобразный жанр литературы - «плутовской роман». главным героем которого является пройдоха, любыми путями стремящийся добиться удачи в суровом мире, изображенном критически и подчас гротескно.

Величайшим писателем этой эпохи является Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616 гг.). Произведение, обессмертившее его имя, - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Задуманный как пародия на популярные в это время рыцарские романы, «Дон Кихот» быстро перерос первоначальный замысел. Его главный герой - трагикомическая фигура, выступающая в качестве поборника справедливости и защитника обездоленных. В романе постепенно усиливается гуманистическое начало. «Кровь наследуется, - говорит Дон Кихот, - добродетель приобретается, и стоит она гораздо больше, чем кровь».

Особое развитие получила в Испании драма. Основателем национальной драмы был Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635 гг.). Им написано около 1800 комедий, из которых сохранилось 426. Он отвергнув классические правила античной драматургии. Лопе де Вега сделал их форму гибкой, пригодной для многообразных сюжетов. Герои комедий «Собака на сене» «Учитель танцев» и др. активно отстаивают свое право на счастье.

Конец XVI в. ознаменован в испанской культуре началом расцвета живописи. Особое место в живописи занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541-1614 гг.). Его картины отличаются предельной выразительностью. Это достигается своеобразным приемом: фигуры сознательно деформированы, вытянуты в длину, овальные контуры лиц и жесты стилизованы. Его реальность преображена.

На творчество английский писателей эпохи Возрождения несомненное влияние оказал итальянский гуманизм. Сосредоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Самым известным из них стал Джон Колет (1467-1519 гг.) был горячим защитником гуманистической системы воспитания, высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков.

Канцлер Генриха VIII Томас Мор (1478-1535 гг.) прославился своим романом-трактатом «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В нем от имени вымышленного путешественника Гитлодея автор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности. Все жители трудятся, занимаясь поочередно то ремеслом, то сельским хозяйством. Продукты производятся в большом количестве, и их можно распределять по потребностям каждого. Всем членам общества доступно образование, основанное на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица.

Вторая половина XVI в. - время расцвета театрального искусства в Англии. Оно воплотило наиболее ярко общественный подъем эпохи Возрождения.

Величайшим представителем английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616 гг.). В произведениях Шекспира получили яркое выражение гуманистические идеи английского Ренессанса. В комедиях «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и др. он выразил чувство утверждения радости жизни, любви, борьбы с судьбой. В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» Шекспир показал столкновение гуманистических идеалов человека с этикой и моралью уходящей эпохи. В своих исторических пьесах «Генрих VI», «Ричард III» и др. Шекспир показывает прошлое Англии и глубоко анализирует политическую борьбу того времени. Шекспир - убежденный сторонник твердой королевской власти, но решительный враг феодальной анархии.