Смекни!
smekni.com

Античность и Возрождение в культуре Западной Европы (стр. 5 из 8)

Римские скульпторы создавали не только портретные бюсты, но и групповые поясные портреты родственников» Их возникновение объясняется культом строгого семейного уклада древнеримских знатных родов.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Очень сильною греческое влияние сказалось на римской религии. Римляне отождествляли с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Цецера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Цецера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников и торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Завоевания многих заморских территорий познакомили их с эллинистическими и восточными богами, которые находили почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

В религиозной жизни Римской империи победу одержало христианство, провозгласившее единобожие, равенство всех перед богом, человеколюбие и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Религия Христа первоначально привлекала к себе рабов, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости. Ученики распятого Христа, прозванные апостолами, разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру, основывая многочисленные христианские общины. В них принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями: разделить имущество с собратьями по вере и не участвовать в официальной общественной жизни. Отделяясь от других граждан, христиане навлекли на себя репрессии. Их обвиняли в убийствах детей, в том, что они вызывают засуху и т.д. В 313 г. Константин провозгласил в Милане свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями. После этого христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть и постепенно стала занимать господствующее место в римском обществе. В 392 г. император Феодосий I официально запретил языческие культы, христианство стало единственной государственной религией.

Борьба с язычеством и ересями способствовала развитию в IV-V вв. христианской литературы. Талантливыми полемистами были епископ Александрийский Афанасий, Григорий Назианзин, Иоанн, по прозвищу Златоуст, епископ Кесарийский Евсевий, автор «Церковной истории» в 10 книгах. Известен и историк Иероним - создатель (канонических переводов Ветхого и Нового Заветов). Это был образованный и блестящий стилист, который по праву с гордостью говорил о себе, что он одновременно философ, риторик, грамматик, грек, римлянин и еврей.

Сравнение культур Древней Греции и Рима, сопоставление различных аспектов и той и другой, выявление воздействия первой на вторую дают возможность увидеть, что характерной закономерностью развития мировой культуры является ее преемственность, что новая культура развивается в основном только в тех отраслях, которые отличаются самобытностью, в остальных же, как правило, развитие ограничивается подражательством предыдущим культурам.


3. Культура эпохи Возрождения

Возрождение - особый этап в истории мировой культуры. В это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением печатного станка невиданные ранее возможности распространения. Тогда же сложилась реалистическая система в искусстве.

Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Он был введен в научный оборот художником и исследователем Джорждо Вазари, который писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.

Мировоззрение новой культуры обычно обозначают термином «гуманизм» /от гуманос - человеческий/. Деятели Возрождения (гуманисты) не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике пороки и невежество духовенства. Богу отводилась роль творца, создателя мира, не вмешивающегося в человеческую жизнь. Гуманистическая культура была светской, поскольку отказывалась от церковно-религиозного аскетического мировоззрения.

Важной чертой новой идеологии был индивидуализм - не родовитость и знатное происхождение, а личные качества отдельного человека, его ум, ловкость, смелость и предприимчивость обеспечивают успех в жизни. В центре внимания деятелей Возрождения стоял человек, а не Божество. Его рассматривали как творца своего счастья, добивающегося успеха силой своего разума. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой. Он стоит в центре мироздания. Гуманистам была чужда идея греховности человека, в частности его тела. Наоборот, признанной становится гармония человеческой души и тела.

В современной культурологии существует точка зрения, что эпоха. Возрождения представляет собой копирование, своеобразную реабилитацию античной культуры. Другое видение Ренессанса состоит в понимании его как качественно нового этапа в развитии культуры, базирующегося на античности, отталкивающегося от нее, но сочетающегося с элементами христианской культуры. Эта точка зрения представляется более объективной.

Родиной Возрождения по праву считается Италия. Здесь в XIV-XV вв. шло бурное развитие городов, возникала промышленность, капиталистическая мануфактура. Промышленная, торговая и финансовая буржуазия итальянских городов нуждалась для своей хозяйственной деятельности в развитии точных наук, естествознания, математики. Имея большие доходы, она стремилась создать себе комфортабельные условия жизни, украсить ее произведениями искусств. Была необходимость вообще в людях умственного труда.

Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани феодальной эпохи и нового времени, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Его «Божественная комедия» как никакое другое произведение того времени отразила, мировоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. В ней автор спускается в ад и проходит все его девять кругов в сопровождении Вергилия, которого Данте называет своим учителем. В аду он наблюдает мучения грешников.

Первым гуманистом Италии принято считать Франческо Петрарку (1304-1374 гг.). Он вместе с Боккаччо был создателем итальянского литературного языка. На этом языке Петрарка написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых воспевается глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине.

Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.). Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью приходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью.

В период раннего Возрождения формируются этические учения итальянских гуманистов. Гуманист и канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати (1331-1406 гг.) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли у человека и отрицательно относился к пассивности и покорности, что противоречило феодально-церковному мировоззрения.