Смекни!
smekni.com

Имиджевые манифестации молодежной субкультуры (стр. 4 из 5)

В символике скинхедов основное место занимают "кельтский крест" (крест в круге) и косой "конфедератский" крест (флаг североамериканской рабовладельческой Конфедерации 1861-1865 гг.). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров, с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа и придают ему значение, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

В субкультуре скинхэдов используется также свастика (трех - и четырехлучевая). Могущественный священный символ античных и языческих культур всего мира, наиболее универсальный из всех религиозных знаков. Свастика, крест с изломанными концами и как бы вращающийся в одном направлении. Существует два вида свастик: правосторонняя свастика, представляющая весеннее солнце, и левосторонняя (свастика), представляющая осеннее солнце. В течение многих веков особый мистический смысл находили именно в правосторонней свастике. В наиболее частом смысле свастика - это священный божественный символ солнца, знак света, первичного огня, Святого Духа, символ жизни и щедрости. Свастика - это древнейший талисман, притягивающий удачу и счастье. Так, эмблемой фашистов стал ломаный крест в белом круге на красном фоне, где красный цвет означал общественную идею движения, белый - национал-социалистическую идею, а свастика олицетворяла победу в великой миссии арийцев. После окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма свастика стала символом немыслимой жестокости и варварства.

В молодежных субкультурах сложилось особое отношение к цвету.

В одежде, прическе и атрибутике панки предпочитают яркие цвета - символы разнообразия жизни. Новым веянием в среде панков - стали разноцветные шнурки, обычно оранжевого и зеленого цветов.

В отличие от панков, в среде готов присутствует единство цвета, а точнее одного - черного. В готической символике чёрный[21] цвет - символ раскаяния, умиротворения, покоя, печали и грусти. Как правило, тонкую эстетическую символику для готов имеет вино, символ, связанный с христианской тематикой. Вино - кровь Христова, которую Он пролил во имя отпущения людских грехов.

Немаловажное значение в имиджевой манифестации молодежных субкультур имеет атрибутика. Атрибутами панков выступают: ошейники и браслеты с шипами, булавки, гриндерсы с железными мысками. Ошейники встречаются и у готов, где выступают одними из предметов готического имиджа. Могут быть как с обычными металлическими клепками, так и с шипами. По признанию самих готов, часто носится только для того, чтобы "скрыть засосы", ("укусы" вампиров).

Готы очень трепетно относятся к украшениям. Основной металл серебро (серебро - с лат. selen-луна, что означает безжизненное, мертвое), изделия из желтого (золото[22]) металла никогда не используются. Чем больше украшений из серебра или железа, тем лучше - они притягивают силу Луны - луна покровительница темных сил, а золото принадлежит Солнцу. Готы отождествляют себя с темными силами, считают, что ночь - это их покровительница, поэтому золото не соответствует их идее. Готы трепетно относятся к драгоценным камням в своих украшениях это могут быть: оникс[23], агат[24], гранат[25], в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни. Руки украшают различные виды колец: обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец - "сестринские кольца"[26], отличаются от обычных "готическим" дизайном и эффектностью.

Браслеты, цепи, перстни на два пальца украшаются символикой загробной жизни. Голову украшают диадемы, камешки во лбу. Обильно применяются серьги, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. На шею надеваются самые различные подвески, кулоны в виде крестов, анкхов, символов смерти, летучие мыши.

В отличие от готов, панки менее увлечены украшательством. Основной элемент украшения - это простая булавка. Зато пирсинг ушей, бровей, губ, языка, пупка и прочих частей тела в этой среде очень популярен, а у готов, напротив, пирсинг на лице - является неспецифическим признаком. Зато ни одна субкультура не уделяет столько внимания макияжу, сколько готы.

Готический макияж[27] - это выбеленное "под труп" лицо, накрашенные черной (иногда - красной) помадой губы, сильно подведенные черным глаза, брови и ресницы, причем такой макияж характерен как для лиц женского, так и мужского пола. Еще одно отличие готов от других субкультур - это наличие клыков вампирского вида (наращивание или имплантирование, а также использование накладных зубов) в духе графа Дракулы[28]. Кроме накладных зубов, готы часто используют линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого). Тем самым, они придают своему внешнему виду завершенный "образ" человека-вампира (бессмертного).

Таким образом, в молодежных субкультурах используются цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в субкультуре панков, готов, скинхедов, байкеров.

Символика цвета для молодежных субкультур является одним из основных знаков отличия. Для готов это черный цвет - символ ночи, смерти и печали. Для панков популярными цветами являются - красный, зеленый, синий и клетка - восходят к шотландскому килту, зеленой кельтской символике и краскам английского флага: Великобритания - родина протестной панк-музыки. Для панков яркие кричащие цвета - это некий символ протеста всему обществу, символ разнообразия жизни, а для готов темный, практически однотонный цвет несет в первую очередь эстетическую нагрузку.

Излюбленными металлами для всех субкультур выступают - железо и серебро. Так, панки, байкеры, скинхэды обвешивают себя различными цепями, булавками из железа, чаще всего выбирают этот металл, так как он недорогой. Для готов наличие атрибутов, сделанных из железа, тоже не возбраняется, но только потому, что металлический блеск напоминает сияние луны, и по внешним признакам похож на серебро. Основной металл в украшениях готов - это серебро, символ отрицания жизни, символ защиты и покровительства темных сил.

Особое отношение к драгоценным камням сохранилось только в субкультуре готов.

Молодые люди, входящие в различные группировки вкладывают особые смыслы в формы причесок. Для панков - это разноцветный ирокез (символ протеста), для готов это чаще всего черные волосы аккуратно уложенные (символ, несущий в себе больше эстетическую функцию), для байкеров длинные волосы (символ свободы и силы), для скинхэдов бритые головы (символ "чистой" расы). Много внимания уделяют своей прическе и следят за тем, чтобы всегда соответствовать определенному имиджу.

В молодежных субкультурах можно заметить повышенный интерес к магии и оккультизму, который проявляется в использовании магических символов в качестве украшений, например, в субкультуре готов (кельтские кресты), в субкультуре байкеров (череп), в субкультуре скинхэдов (свастика). Все эти знаки имеют древние корни. Крест - это древний, универсальный, космический символ. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей, Космическое Древо. Крест олицетворяет Древо Жизни и Древо Пропитания, а также универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию.

В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.

Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.

Заключение

Имиджевая манифестация - это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной молодежной субкультуры. Следовательно, можно говорить о значимости имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов манифестации.

Имиджевые манифестации не только играют важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.

Имидж выступает как в роли знака идентификации молодых людей, так и в роли символа протеста современному обществу. Для некоторых молодежных субкультур этот протест превращается в политический, на основе такого манифеста и зародилась субкультура панков, которая всем своим внешним видом символизируют несогласие и неподчинение общественным нормам и законам государства. Для готов же, имиджевая манифестация носит более сдержанный характер, выполняя, прежде всего эстетическую функцию.

Главным средством имиджевой манифестации в молодежных субкультурах выступает одежда и атрибутика. Основное семиотическое содержание внешнего вида субкультур базируется на следующих элементах: цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в молодежной субкультуре, а также являются одними из основных знаков отличия и знаков принадлежности к той или иной молодежной группе.