Смекни!
smekni.com

Искусство древнего Египта (стр. 3 из 7)

2.2. Скульптура Древнего Царства

От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений — цар­ских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.

Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от време­ни Древнего царства, как и от предыдущего периода, до­шли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин... слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.

Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предше­ствующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одея­нии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож следуют основным типам царских ста­туй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигура­ми, появляются и стоящие скульптурные группы супру­жеских пар.

Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли ста­туи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.

Наряду с каменными скульптурами имелись деревян­ные, что, по-видимому, было связано с их использовани­ем при некоторых обрядах.

Естественно, что для этого нужны были лег­кие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробни­цах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу ка­менную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.

Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие ста­туи высоко ценились из-за технических трудностей изго­товления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.

Для мелкой пластики широко использовали кость, фа­янс, реже — дерево и камень.

При всем возросшем, по сравнению с предшествую­щим периодом, разнообразии поз скульптур царей и зна­ти Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвиж­ность и покой, что достигалось строгим соблюдением фрон­тальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках по­чти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной мо­лельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высече­ны.

Единство изобразительных средств культовой скульп­туры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа под­черкивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй де­лал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в ито­ге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.

Однако эти каноны касались в основном только трак­товки туловища статуй, при передаче же лица перед масте­ром вставало иное требование, также вытекавшее из назна­чения памятника. Статуе необходимо было придать сход­ство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важней­ших достижений древнеегипетского искусства — скульп­турный портрет.

Появление портрета, расширение иконографии, возрос­шее разнообразие используемых материалов, общий рост ма­стерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.

2.3.Скульптура Среднего Царства

При анализе царской скульптуры времени XII ди­настии существенным является вопрос о назначении раз­личных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, на­ряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь цар­ские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замуро­ванных сердабах или в залах заупокойных храмов, посе­щавшихся крайне ограниченной группой людей. Назна­чение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом за­ключался шаг первостепенной важности, внесший огром­ные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их тради­ций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различ­ным мерам. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитате­лей самых отдаленных областей долины Нила представ­ление о новых властителях как о могучих царях, объеди­нителях Египта и завоевателях окружающих стран. Ана­логичным образом рисуется образ царя и в литературе:

Могучий это, действующий мощною рукою,

Храбрец, и нет подобного ему,

Когда видят его идущим на лучников

И бросающимся на врагов...

Мститель это, разбивающий лбы,

И никто не устоит перед ним...

Нет никого, кто пустил бы его стрелу,

Нет того, кто натянул бы его лук...

Когда он сражается, не знает он границ,

Не щадит он, и нет остатка...

Любит его город его больше, чем самого себя,

Ликует он ему громче, чем богу своему.

Идут мужчины и женщины, радуясь ему,

Ибо стал он царем.

Новое назначение статуй определило и их новые фор­мы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

2.4. Скульптура Нового Царства

К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обста­новка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, — с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV выли­лась в открытый конфликт.

Разрыв происходил под видом религиозных несогла­сий: Аменхотеп IV, желая подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым истин­ным богом Атона — солнечный диск.

Недостаток сведений не позволяет проследить все происходящее в то время в Египте, однако взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался многих вопросов. Ломались са­мые разные традиции. Так, для официальных документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего, фактически давно уже ставшего только книж­ным. Резко изменился и путь развития искусства.

Естественно, что здания для культа нового бога были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов. Святилища Атона — это большие от­крытые дворы с множеством мелких жертвенников и од­ним большим, на котором жертвы приносит сам царь,.сын бога, которому было открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты цветными рельефами, кое-где инкрустиро­ванными вставками из фаянсов и различных камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершен­но новым подходом к передаче человеческих образов.

Этим новым стилем были отмечены статуи и рельефы еще в фиванском храме Атона, который царь успел вы­строить в самом начале своего правления. Полным отказом от веками принятых форм проникнуты эти памятники. Царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными осо­бенностями этого болезненного человека: длинным лицом, тощей шеей, торчащими ключицами, одутловатым живо­том, пухлыми бедрами, тонкими щиколотками слабых ног. Лицо повторяет одни и те же черты — узкие полузакрытые глаза, длинный нос, большой рот с отвислыми губами, верхняя из которых выступает над нижней, выдающийся вперед подбородок. Но, несмотря на несомненную Хилость царя, его статуи в целом не производят этого впечатления: от них веет неудержимым фанатизмом глубокого убежде­ния в правоте избранного пути. Те же черты облика фарао­на повторены на рельефах, где еще отчетливее подчеркну­ты сухожилия шеи, ее странный изгиб, необычный про­филь лица и всей фигуры, слабость ног.

Новый стиль был введен сразу и имел явно полемиче­ский характер. Царь не желал быть похожим на изображе­ния прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей. Этот стиль был одним из решительных мероприятий в той яростной борьбе со жречеством, которая предельно обострилась в самом же начале царствования нового фараона. Вспомним, что все шло почти одновременно — перенос столицы, за­прещение старых культов, наконец, принятие новых имен царем и царицей. Фараон стал называться Эхнатон (Бла­гой для Атона), его жена Нефертити — Нефер-нефру-Атон (Прекрасен красотою Атон).