Смекни!
smekni.com

Искусство древнего Египта (стр. 5 из 7)

Но самое выразительное — это положение рук и паль­цев исполнителя. Подобно «говорящим» рукам индийских танцоров, не менее значимы и руки

древнеегипетских му­зыкантов. С помощью различного положения пальцев фик­сировалась высота звука в пределах определенных интер­валов, которые задавались дирижером исходной позицией руки. Дирижерскому жесту вторили цепкие, гибкие паль­цы арфистов, подвижные руки флейтисток и гобоисток.

Не случайно, что и в системе иероглифов для музы­кальной нотации чаще всего использовался знак руки в различных положениях.

Как выглядела древнеегипетская нотная запись, можно установить и из композиции рельефов.

Почти все без исключения произведения древнеегипет­ского искусства «музыкальны», будь то рельефные или живо­писные композиции, скульптура или архитектура. «Музы­кальность» их таится в совершенстве пропорций, гармонии, ритме, цвете, движении. Но, помимо этого, они сами несут в себе символическую запись музыкального текста.

Следует приглядеться к положению рук танцовщиц — в отдельные моменты они то сомкнуты (при ударе в коло­тушку), то разведены. Положение сомкнутых рук и удар, а также согнутые в коленях ноги соответствуют акценту зву­чащей ноты, разведенные руки означают паузу. Изме­нение поз при движении фигур также соответствует под­черкиванию сильной доли в тексте. При этом согнутые в коленях ноги Хикман соотносит с ударной долей, вытяну­тое положение фигуры — с безударной. Принимая систему дешифровки Хикмана, основанную на соответствии линии танца определенному музыкальному рисунку, можно при­близительно представить себе ритмический язык древне­египетской музыки — мелодику ее дополнит воображение. Звучание музыки образно воссоздает плавная гибкость фи­гур танцовщиц, которые исполняют свой танец.

Вполне возможно, что в Египте существовала и более развитая система музыкальной записи, не дошедшая до нас.


5. СЛОВЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

5.1.Письменность

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис­тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со­став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы­ми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми стали знаки, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для переда­чи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписы­вались) был выработан знак, на алфавитное письмо егип­тяне не перешли никогда. Как правило, пользовались сме­шанной словесно-звуковой системой, т. е. к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы», которые содержались в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, ко­торый не читался, но пояснял его смысл. Так, слово вн — «открывать» передавали рисунком зайца вн, знаком воды н и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иеро­глифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное — иера­тическое письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иера-тики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.


5.2. Жанровое разнообразие Египетской литературы.

Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иеро­глифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо.

Египетская литература, являющаяся частью египетской культуры и вместе с ней исчезнувшая, прожила более дол­гую жизнь, чем независимое Египетское государство;

Различают литературы Древнего царства, Среднего цар­ства, Нового царства и литературу демотическую. Приня­тая периодизация египетской литературы является вынуж­денной, поскольку она обусловлена в основном состоянием источников и невозможностью проследить шаг за шагом развитие самого литературного процесса.

Литература Древнего Египта, как и любая другая лите­ратура, неразрывно связана с жизнью общества и его идео­логией. А так как в Древнем Египте религия была господ­ствующей формой идеологии, неудивительно, что египет­ская литература испытывала на себе ее существенное влияние и религиозным мироощущением в различных его проявле­ниях пропитаны многие произведения этой литературы. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература представлена лишь религиозными или мифологическими текстами. Напротив, она отличается богатым жанровым разнообразием. Наряду с переработанными народными сказ­ками (сказки папируса Весткар, о двух братьях, об обре­ченном царевиче и др.) в ней есть и произведения, описы­вающие реальные события (рассказы Синухе и Ун-Амона), надписи царей и вельмож исторического характера, рели­гиозные (гимны богам) и философские сочинения («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой»); ми­фологические повествования («Борьба Хора с Сетхом»), басни, любовная лирика. Египтянам были известны и теат­ральные представления, причем не только в форме мисте­рии, но в какой-то мере и в форме светской драмы. Суще­ствовала, наконец, обширная дидактическая литература в виде так называемых поучений, содержавших моральные предписания и правила поведения в обществе.

Словом, как об этом с очевидностью свидетельствует египетская литература, египетское общество в древние вре­мена жило напряженной, богатой и многосторонней ду­ховной жизнью. Памятники письменности, что дошли до нас от тех древних времен и хранятся в музеях всего мира, представляют собой лишь ничтожные остатки ог­ромной литературы, к несчастью для нас погибшей. Но и они создают необычайно яркую, разнообразную картину.


6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО

В течение Древнего царства большое значение получи­ло художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердоли­ка и других полудрагоценных камней, а также из фаянсо­вых паст; художественная мебель из ценных пород дере­ва — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изде­лия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий пере­чень тех разнообразных предметов, которые вырабатыва­лись в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, закончен­ные и четкие линии, которыми отличается стиль всего ис­кусства этого времени.

Художественное ремесло сыграло большую роль в разви­тии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных матери­алов; так, красота полированных поверхностей камня и цвет­ных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, яв­лялись постоянными проводниками его животворящего влия­ния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета худо­жественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и об­щий рост городской жизни обусловили развитие художествен­ного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в ре­зультате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и цен­ных пород дерева.

В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древ­него царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отно­шении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сири­ей, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между эти­ми странами.

Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометри­ческих мотивов.

Погребальная утварь

Из всей погребальной утвари самым главным предме­том, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовля­ли саркофаг для его мумии.

Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Му­мия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покои­лась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обя­занности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, граци­озного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими ка­менными глазами всегда мог созерцать красоту богини.