Смекни!
smekni.com

Искусство древнего Египта (стр. 6 из 7)

Богатство и разнообразие погребальной утвари зависе­ли, конечно, от средств хозяина гробницы.

Кроме саркофага в погребальную камеру ставили дере­вянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различ­ных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову ша­кала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.

Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для му­мий делали новые. Вот список всего необходимого для му­мии фараона или знатного лица: золотая маска для фарао­на и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршу­на с распростертыми крыльями; одно или множество оже­релий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде мно­горядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подве­шенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаме­нитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамле­ния; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и ста­туэтки разных богов, которые вешали на шею или подве­шивали к пекторали.

К этим украшениям и амулетам следует добавить огром­ное количество миниатюрных моделей всевозможных пред­метов: тростей, скипетров, оружия, царских и божествен­ных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.


7.ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

7.1. Камень

В области декоративного искусства египтяне достигли высокого уровня, о чем свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели, благодаря засушливому кли­мату, в гробницах и под толщей песка.

Использование твердых пород камня характерно для архаических эпох, в более поздние времена применялись мягкие породы. Минералы шлифовались с помощью ци­линдрической трубки, заполнявшейся измельченным квар­цем или наждаком. Некоторые сосуды, изготовленные из очень твердых материалов и великолепно отполированные, потребовали, должно быть, многих месяцев, а то и лет терпеливого труда.

Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изоб­ражал военные и охотничьи сцены; внутренние стены пред­назначались для сюжетов культового характера.

Среди архитектурных элементов интересны украшен­ные рельефами двери. Сохранились немногочисленные образцы каменных оконных решеток. Мы знаем также об­разцы водосточных труб, заканчивающихся львиной голо­вой, которые много веков спустя будут копироваться греками.

Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны.

Резьба по камню применялась не только в храмах, но также в гробницах, иногда в виде архитектурных элемен­тов; влияние архитектуры ощущается также во многих других видах искусства.

7.2 Живопись

Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представ­ление о египетской живописи основано на крайне непол­ных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошли лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохрани­лась в достаточно большом количестве.

В этой живописи использовались следующие краски: черная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и черной), синяя (фритта кальция и силикат меди), зеленая (измельченный малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), желтая (охра желтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем (камедь из акации, или животный желатин, или же яичный белок) и наносились плоскими мазками с помощью кистей, кото­рые делались из растительных материалов. В небольшом количестве они дошли до наших дней. Использовалась тех­ника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.

Потолки усыпальниц декорированы тщательно выпол­ненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Жекве перечисляет следующие мотивы эпохи XVIII династии: прямые и ломаные линии, шашечный узор, розетки, сетки, спирали, шнуры, греческий орнамент, эле­менты растений, мотив бычьей головы, иероглифы. Он ука­зывает на возможные воздействия других видов искусств на декоративную живопись. Так, например, прямые и ло­маные линии воспроизводят мотивы тканей и плетеных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшение уже со времен Древнего царства. Ряд плафонов имел ориги­нальный декор: так, например, потолок гробницы Нефер-хотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхаю­щими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпи­графический орнамент с именем и титулами усопшего. Фризы с растительным орнаментом воспроизводят веревки, на ко­торые нанизывались кисти винограда и цветы лотоса (неиз­менно голубые), а иногда и другие растения. Росписи по­толков и фризы исчезают к концу Нового царства.

Отметим в заключение первое появление живописи как книжной миниатюры — в «Книге мертвых». Рисунки ил­люстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершим: бог взвешивает душу усопшего на больших весах; мы обнаружим этот сюжет впоследствии на порталах наших соборов.


7.3.Керамика

Египетская керамика весьма разнообразна и делится на два вида: глиняная и фаянсовая.

Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой, а при­мерно с 3200 г. — на гончарном круге, с последующей по­лировкой внешней поверхности сосуда галькой. Позднее, с Древнего царства, изделия стали обжигать в печах, а затем и покрывать росписью.

Сосуды отличаются большим разнообразием форм, наи­более красивые — красные с белым рисунком и желтоватые с фиолетовым — относятся к энеолиту. В декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигур­ками, кораблями, животными, деревьями. Существуют и фигурные сосуды — в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже в виде женской фигуры.

В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление расписной посуды прекращается до XVII династии. В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с расти­тельным орнаментом.

Изделия из фаянса — одно из достижений художествен­ных ремесел Египта. Уже со времени I династии существу­ют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столи­ки. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.

Кроме декоративных элементов архитектуры, египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия. В пе­риод Древнего царства производились полихромные оже­релья, канопы, статуэтки и, в частности, фигурки

для по­гребений из синей или зеленой эмали. Мы знаем также сосуды для благовоний.

7.4 Стекло

Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. На период Нового царства при XVIII династии приходится расцвет производства ху­дожественного стекла. Эта эпоха оставила нам многочис­ленные предметы: две чаши синего стекла с темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III, прелестный поли-хромный флакон и др. Среди стеклянных изделий упомя­нем флаконы для глазных капель, сосуды для благовоний, амулеты, перстни, игральные пешки, подвески ожерелий, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий по­лудрагоценные камни, в частности яшму и лазурит.

Самое поразительное произведение, обнаруженное при раскопках в Амарне, это сосуд синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями.

Среди стеклянной скульптуры, достигающей порой до­вольно крупных размеров, самое выдающееся произведе­ние — прелестная женская голова конца XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо — светло-синее, а парик — темно-синий, и это наводит на мысль, что изготовление скульп­туры потребовало двух последовательных формовок и за­тем соединения их с помощью какого-то неизвестного нам метода, свидетельствующего о поразительной технической изощренности мастера.

Египтяне знали также мозаику из стекла. Разноцвет­ные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для получения тонких и очень длин­ных полосок. Некоторые мозаики изображают чисто еги­петские мотивы, например иероглифы, и отличаются уди­вительной тщательностью исполнения.

7.5. Ювелирное дело

Ювелирное дело и изготовление украшений также при­надлежали к числу художественных ремесел, в которых егип­тяне достигли высокого совершенства. Они и сами хорошо понимали достоинства своей продукции; на одной из гробниц Древнего царства изображен золотых дел мастер, который обращается к своему собрату с такими словами (воспроизве­денными в надписи): «Какую славную вещь ты сработал!»