Смекни!
smekni.com

Искусство эпохи Цинь (стр. 4 из 6)

В одном из залов мавзолея находилось сто скульптурных изображений чиновников различных рангов. «Попасть в подземное царство Цинь оказалось не так просто: подступы к нему были защищены хитроумной системой смертельных ловушек. Главный зал мавзолея был освещен тысячами факелов на китовом жире. Благодаря этому топливу— а его там огромное количество — факелы горят неугасимо уже не одно столетие.» [13] Цинь Шихуанди искренне верил, что сможет править своей империей даже из потустороннего мира. Китайский вариант этого мира был намного практичнее. То, что осчастливит тебя здесь, осчастливит тебя и там, верили они. Поэтому императору, который и в ином мире хочет быть императором, нужно было намного больше нежели простому крестьянину. Чтобы безбоязненно пройти туда и объявить себя императором, ему понадобится армия. Существовала вера в то, что статуя переходя в иной мир может обернуться человеком Вот он и забрал с собой глиняных двойников, полагая, что в них переселятся души императорских солдат.

До сегодняшнего дня в подземных залах или ямах было найдено 8000 воинов. Первая яма, где находится большинство фигур, открыта для туристов. На территории этой грандиозной гробницы к настоящему времени открыты более 600 захоронений и склепов для погребальных предметов и человеческих жертв, захороненных одновременно с усопшим императором. Найдены два захоронения, в которых погребены несколько сотен настоящих коней. Эти захоронения дают представление о масштабах императорской конюшни. Были также открыты 17 склепов, в которых покоились останки диковинных птиц и животных. Вероятнее всего, склепы служили имитацией охотничьих угодий, находившихся вблизи императорского дворца. Еще в одном склепе для погребальных фигур найдены терракотовые статуи акробатов, исполняющих различные трюки. Возможно, уже в глубокой древности выступления циркачей были одним из увеселений императорских особ.

Древняя история искусства Китая предоставляет очень мало материалов об искусстве эпохи Цинь. В исторических книгах говорится, что строительство дворцов в центральной части Китая началось, в период правления императора Цинь Шихуанди (210 г. до н.э.). Что касается памятников других видов искусства (рисунки, живопись, архитектура, прикладное искусство), то кроме находок обломков черепицы и кирпичей, ничего не обнаружено. Об эпохе Цинь писали мало. Только когда писали об эпохе Хань, вскользь упоминали и эту эпоху. Лишь после археологических раскопок 1974 года, положение кардинально изменилось. Китайские и зарубежные ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, решают разные задачи в различных сферах деятельности: археологические и искусствоведческие. Каждый автор имеет свои эстетические позиции и особые взгляды. Но все они сходятся в одном – находка циньских статуй заполнила пустующее пространство в истории китайской скульптуры и является грандиозной скульптурной группой, выполненной в реалистической манере и технике.

В 1980 г. были обнаружены колесницы, которые представляют собой именно те транспортные средства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных, также было найдено около 10 тыс. образцов оружия, преимущественно, бронзового и оловянного. Пролежавшее тысячелетия в склепе оружие сверкало, как новое, не было даже следа ржавчины. Превосходно сохранились мечи, лезвия которых настолько остры, что к ним нельзя прикоснуться голыми руками. Анализ показал, что поверхность оружия покрыта толстым слоем оксида хрома. Технология хромирования была запатентована Германией в 1937г., а США - в 1950г. К сожалению, какие-либо упоминания о технологии хромирования в период династии Цинь в исторических анналах отсутствуют, поэтому, сегодня ничего утверждать нельзя.

В музее показывают видеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, а также две миниатюрные бронзовые колесницы с наряженными в них лошадьми и с возницами в половину натуральной величины.

Были также обнаружены несколько захоронений человеческих жертв почившему императору. Как упоминается в летописях, «в 384г. до н.э. в царстве Цинь упразднили обряд погребения подданных вместе с усопшим императором, однако для Цинь Шихуанди было сделано исключение.» [4] Все наложницы, не зачавшие от него ребенка, по приказу последовали за ним в загробный мир. Кроме того, чтобы ни одна душа не узнала тайну о гробнице, в склепах замуровали заживо несколько тысяч ее строителей. Среди таких склепов выделяются 17: необычной формы гробы, погребальные предметы и сам обряд захоронения свидетельствуют, что здесь покоятся важные персоны. Возможно, они были принцами и принцессами, павшими жертвой политических дворцовых интриг в конце правления Цинь Шихуанди.

Центральным сооружением комплекса гробницы Цинь Шихуанди является Подземный дворец, спрятанный под насыпным холмом и остающийся нераскопанным и по сей день.Производить раскопки внутри самих пирамид запрещено. Так что большинство находок произошло случайно, как в случае с терракотовой армией.Погребальные статуи воинов и коней, пролежавшие в земле более 2000 лет, были случайно обнаружены в марте 1974г. крестьянами во время рытья колодца. Статуи воинов и боевых коней погребены в трех колоссальных склепах, пронумерованных по порядку их обнаружения как в"-1, в"-2 и в"-3. Глубина каждого склепа - 5 м. Через каждые 3 м склеп разделяет несущая стена. Пол выложен черным кирпичом. К настоящему моменту удалось раскопать лишь часть погребенных здесь статуй воинов и коней.

«Среди открытых трех склеп в"-1 - самый крупномасштабный: с востока на запад его длина составляет 230 м, с юга на север - 62 м, общая площадь - около 14 тыс. кв.м.

Склеп в"-2 был обнаружен в апреле 1976г. Его площадь насчитывает около 6000 кв.м. По завершении раскопок предполагается извлечь 470 терракотовых статуй боевых коней, более 900 терракотовых статуй воинов, 80 с лишним деревянных боевых колесниц и множество образцов металлического оружия. В склепе в"-2 захоронены фигуры воинов разных родов войск. Кроме статуй возничих и всадников здесь также есть фигуры арбалетчиков.

Склеп в"-3 был обнаружен в мае 1976г. Его площадь - 520 кв.м. В нем были найдены только одна боевая колесница и 64 статуи воинов». [8] К сожалению, из-за пожаров, сырости и другого воздействия природы многие статуи воинов и коней оказались расколотыми на куски, облупилась и краска. Статуи воинов и боевых коней по мере их извлечения из склепа сразу поступают на реставрацию, после нее - в экспозицию музея. «В склепах находится почти 6 тысяч пехотинцев, расположенных в 11 параллельных коридорах. Впереди пеших — боевые колесницы, запряженные четверками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей, изначально были вытесаны из дерева, поэтому от них почти ничего не осталось. Расположенные вокруг них пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковыми копьями, не позволявшими врагу близко подступиться к лошадям. На двух колесницах когда-то стояли сигнальные колокола и барабаны, чтобы колокольным и барабанным боем отдавать команды и указывать направление атаки. В двух коридорах, северном и восточном, также находились солдаты: они охраняют подступы к основным частям с флангов. Как и у большинства пехотинцев, у них нет щитов. Дело в том, что армия Шихуанди состояла из крепких и бесстрашных воинов — они не боялись смерти и не носили ни щитов, ни шлемов. Головы офицеров обычно венчали шапочки, а рядовых — пучки накладных волос. Хотя глиняные воины должны были служить своему императору после его смерти, стоят они большей частью наизготовку, выражаясь современным языком, в положении «вольно», но будто готовые перестроиться в боевой порядок по первому же сигналу. Рост рядовых пехотинцев составляет от 1,75 до 1,85 метра — под стать человеческому. Офицеры выше — их рост соответствует чину и рангу. Некоторые воины стоят, другие — на коленях, с мечом наголо, как будто отражают атаку. Одни одеты в военные мундиры, другие в туники с ремнями на поясе, в узкие штаны до колен и широкую обувь. Тела их полые, но руки и ноги все-таки цельные. Копья, мечи и луки — настоящее оружие, но зато уздечки у коней сделаны из бронзы. У пехотинцев волосы связаны узлом на макушке. У кавалеристов на головах шлемы, закрепленные ремешком под подбородком» [8] Статуи воинов были сделаны в результате слепков с отборных телохранителей императора. Технология изготовления была сложной. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и соответственно массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным тонким слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Поэтому каждый воин отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульптор точно передал прическу каждого воина, бывшую предметом особого внимания в то время. Первоначально эти фигуры были выкрашены в яркие краски. Но за две тысячи лет «военной службы» краски все-таки сошли. Обжиг фигур длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1000 градусов Цельсия. В результате глина, из которой лепили воинов, становилась крепкой, как гранит.