Смекни!
smekni.com

Культурная и духовная жизнь японцев (стр. 4 из 6)

Гейши. На освещенных ночными фонариками улицах в районах Гиони Понтоте вы наверняка увидите гейш или майко (учениц гейш) с тщательно набеленными лицами, одетых в яркие кимоно и деревянные сандалии. Это не «ночные бабочки» - это «феи вечера». Она обучены музыке, танцам и искусству ведения беседы, столь ценимым мужчинами. Сегодня в Киото молодые девушки продолжают постигать искусство гейши и по-прежнему развлекают богатых клиентов за закрытыми дверями. Слово «гейша» происходит от «гейко», что означает «дитя искусства». Гейша – это профессиональная хозяйка, развлекающая посетителей в чайном домике («отяя») исполнением традиционных напевов и игрой на музыкальных инструментах. Обучение гейши длиться много лет. Она должна владеть навыками проведения чайной церемонии, национальными танцами и песнями, искусством аранжировки цветов, каллиграфии и игры на самисэне (трехструнной лютне). Только те, кто давно вхож в чайный дом гейши, могут встретиться с ней. Новичков принимают лишь по рекомендации постоянных клиентов. Гейши появились сравнительно недавно, в 18 веке, однако и раньше многие девушки исполняли подобную роль. В 7 веке в результате классового деления общества появились сабуруко («те, кто прислуживают»). Хотя большинство из них принадлежало к бедным семьям, некоторые имели хорошее образование, умели петь, танцевать и поддерживать беседу, поэтому их нередко приглашали развлекать богатых аристократов. Позднее в конце 11 века, похожую роль стали исполнять девушки из обедневших аристократических семей. Их называли сирабёси – по названию традиционного танца. В 50-тые годы 18 века в Киото и Осаке появились новые артисты, развлекающие публику, - гейко. Это были мужчины. Вскоре появились первые гейши, а в конце 80-тых правительство издало «кодекс поведения», регламентирующий их обязанности. Главная задача гейш развлекать гостей на банкетах и вечеринках.


10. Особенности традиционного сельского хозяйства

О японском традиционном сельском хозяйстве за рубежом издавна сложилось представление как о весьма отсталом. Это обусловлено рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа; ограниченные капиталовложения, направляемые на улучшение земель; слабость агротехнической базы, кабальная задолжность крестьян. Однако сельское хозяйство отличается высокой продуктивностью земель, распространенны двукратные, а на юге и в ряде других мест трехкратные урожаи, в условиях муссонного и на севере умеренного климата.

По структуре японское хозяйство многоотраслевое. Основа – земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Немаловажную роль играет садоводство, огородничество и животноводство (которое развито слабее нежели, чем в других странах), лесной промысел, рыболовство и морской промысел. Повсеместно распространены условия чересполосицы, в результате чего основные орудия труда являются ручными. Большое значение имеет овощеводство, разведение сахарной свеклы, сахарного тростника, выращивание чайных деревьев, цитрусовых, яблонь, груш, слив, персиков, хурмы, винограда, каштана, грецких орехов, арбузов, дынь, в теплица культивированных ананасов.

На протяжении многих веков основным занятием было поливное рисосеяние. Этот хозяйственно-культурынй тип сложился в Японии еще до нашей эры в рамках культуры яёи. Японское земледелие издревле было пашенным. Примитивное легкое рало (суки), запряженное лошадью, а ещё чаще волом, являлось основным орудием обработки земли. В позднее средневековье возрастает обнищание крестьян и всё большая раздробленность земельных участков привели к вторичному распространению мотыжного земледелия. Основными орудиями стали заступы и мотыга (кува), имевшая много разновидностей – широкая, узкая, заостренная, трезубая, пятизубая и другие. Жатва риса производилась серпом (кана). Нож-топорик (ната) служил универсальным орудием и в поле, и в саду, и в лесу, для обрезки сучьев, расчистки кустарника, рубки тутовых ветвей, для шелководства.

Очень многие операции в японском традиционном хозяйстве делаются голыми руками, в частности, прополка грядок (в Японии не только овощные, но и злаковые культуры - грядковые) и наиболее трудоемкая операция в рисоводстве – высадка рисовой рассады, которая производиться в мае-июне, когда ещё довольно прохладно. Стоя покалено в вязком жидком или затопленных рисовых полях, крестьяне вдоль натянутой бечевки на строго одинаковых расстояниях друг от друга, высаживают отдельные ростки зеленой рисовой рассады.

Древнейший хозяйственно культурный тип, бытовавший ещё до земледелия, тип – прибрежных рыболовов и собирателей, пережиточно сохраняется в отдельных районах страны. Рыбацкие деревни издавна были беднейшими, так как лов ведется в оскудевших водоемах. Орудия рыбака весьма разнообразны – сети, кошельковые неводы, удочки. Помимо ловли большую роль играет сбор и добыча всевозможных продуктов моря – водорослей, морских ежей, ракушек, кальмаров, осьминогов. Всё это идет в пищу и высоко ценится. Водоросли собирают баграми, крючьями, для ловли осьминогов используют бакообразные горшки. Их спускают на дно, прикрепляют к ним веревки с поплавками, на следующий день вытаскивают горшки, облюбованные незадачливыми осьминогами под жильё. В некоторых местах распространен промысел раковин-жемчужниц. Промысел пресноводной рыбы имеет очень небольшое значение по сравнению с морским. Из пресноводных рыб особенно ценятся небольшая рыбка похожая на форель «аю». К основным объектам морского лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, окунь, сайра, сардины, палтус, акула, рыба-меч и другие. На реке Нагара в префектуре Гифу, сохраняется старинный способ промысла рыбы с помощью дрессированных бакланов, удерживаемых ловцом за веревочку с кольцом, надетым на шею птицы. Сейчас этот способ является туристическим развлечением.

Лес – одно из главнейших богатств страны, занимает приблизительно 1/3 часть всей территории. Леса в Японии располагаются на склонах гор, что крайне затрудняет их эксплуатацию. В лесных хозяйствах Японии исторически сложились специфические формы лесовладения. Господствующее место занимает частная собственность. В частном владении находиться больше половины всех лесов, в тои числе бамбуковые насаждения.

Промысел рыбы и морских продуктов ведется с плоскодонных лодок-шаланд. Эти небольшие суденышки выполняют немаловажную роль и в прибрежном транспорте.

11. Традиционное жилище

Для традиционного одно-, двух этажного каркасно-столбового дома характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или плотным картоном. Пол приподнят на небольших сваях (до одного метра), большая часть поверхности пола покрыта циновками из рисовой соломы. Крыша высокая, черепичная или соломенная. Японцы, как правило, не пользуются кроватями, а спят на матрацах; столы, стулья, кресла ставят только в гостиной, в основном они сидят на полу, на плоских подушечках, обедают за очень низкими столиками. Несмотря на разнообразие климатических условий, основной тип традиционного жилища японцев практически одинаков во всех районах страны. Основная традиционная черта это тяжелая соломенная крыша с 4-мя скатами и характерным гребнем, типичным для старинных жилищ. Эта традиция восходит к перекрытиям полуземлянок «татэано», не имевших стен и у служивших убежищем неолитических этнических японцев. Такие постройки углубленные в землю на 1-1,5 м «этамуро», сохранились кое-где и до наших дней, как подсобное помещение. Конструкция стен японского жилища генетически восходит к традициям малайско-австролазийских народов, выходцев из Юго-Восточной Азии. Эти народы принесли в Японию каркасно-столбовое жилище на сваях. Первоначально сваи были высокими 1-2 м (древние синтоистские храмы), сейчас они заменены низкими не более 0,5м бетонными столбиками, выступающими из фундамента, и с внешней стороны обшитые досками, так что снаружи свайная конструкция не видна, но принцип ее сохранился. Вся тяжесть крыши падает на центральные и угловые столбы каркаса, стены не выполняют несущей функции и поэтому делаются тонкими, не из очень прочных материалов, обмазанных глиной и отделаны побеленной дранкой, либо тонкой доской, или фанерой. Обычно сплошными бывают только торцевые стены. Боковые же стены на большей части фасада дома, особенно с южной стороны отсутствуют. Мало и внутренних перегородок, нет и постоянно настланного пола, все это заменяют подвижными щитами «татами», «седзи», «фусима», «амадо». Эти щиты нечто среднее между архитектурной деталью и мебелью, нередко их забирают с собой при переезде из дома. Почти вся жилая зона традиционного японского дома, кроме дощатого пола веранды, кухни и прихожей, покрыта соломенными щитами «татами», которые сделаны из прессованной рисовой соломы и обшитые с обеих сторон циновкой из травы «игуса», уплотненны только по краям. Сверху татами содержат в идеальной чистоте, т.к. при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелют постель. Ходят в комнате по татами без обуви, даже домашней, а только в носках. В больших балках, окаймляющих периметр дома, и разделяющих пол на застланные татами квадраты, проделаны пазы. Им точно соответствуют такие же пазы в балках потолка. Между потолком и полом в пазах скользят многочисленные вертикальные щиты «анадо», сделанные из толстых массивных досок, находящихся в пазах наружных, задвигаемых только на ночь или в ненастную погоду. За линией анадо тянется «энгава» - неширокая галерея с дощатым полом, в пазах балок, отделяющих энгаву от собственно жилой внутренней зоны дома, находятся «седзи» - рамы из сравнительно тонких реек, оклеенных полупрозрачной промасленной бумагой, вроде кальки, которые служат занавесками для зрительной изоляции. В жаркую погоду можно сдвинуть все амадо, и все седзи и с боков дом превратится в открытую веранду, насквозь продуваемую ветром. Балки расчленяющие плоскость пола и потолка внутри дома, также снабжены пазами, в которых скользит «фусима» - реечные щиты, сплошь обшитые светлым картоном и окантованные черной деревянной рамкой по краям, при закрытии которых дом превращается из одно комнатного в несколько комнатное жилище. Вдоль торцевых стен, устанавливают полки, прикрытые фусима и превращающие с большие закрытие стенные шкафы, куда убирается постельные принадлежности и утварь. «Красным углом» японского дома является угол в одной и торцевых стен, где помещается картина или свиток и ставится ваза с цветами или какое-либо другое украшение. Дома горожан нередко 2-х этажные с двориком внутри и снаружи, обычно при доме разбивают миниатюрный садик. И в современных японских строениях стойко сохраняются структурные элементы национального японского жилища («футон» - матрац, подушечка – «азабутон», обеденный столик – «цукуэ»).