Смекни!
smekni.com

Культурная и духовная жизнь японцев (стр. 5 из 6)

12. Традиционная одежда

До срока расцвели

Цветы титибана…

Апрель…

Вот так же пахли рукава

Любимой…

Ки-но Цураюки.


Костюм как элемент материальной культуры японцев подвергся наиболее сильной европеизации. Но некоторые элементы традиционного костюма не забыты и по сей день.

Национальным платьем является кимоно, покрой которого чрезвычайно прост. Через плечи человека перекидывается полотнище так, чтобы сзади и спереди они обвисали до полу, затем сшиваются сзади по бокам (от линии талии и ниже). На руки накидываются ещё по полотнищу; в мужском костюме они свисают до талии, в женском – иногда ниже колен (чем длиннее, тем наряднее) – это рукава. Они пришиваются по окату вокруг плеча и прошиваются ниже манжет, таким образом, с внутренней стороны провисают и подмышкой получается прореха – так шьется женское платье, в мужском – прорехи не бывает. Из узкой полоски ткани дошивают воротник шалькой и таким образом основной элементарный японский национальный костюм - халат кимоно готов. Кимоно бывают верхние и исподние, иногда поверх его надевают кофту «хаори». Кимоно запахивается с помощью пояса, который является непременной принадлежностью костюма – пояс (оби): у мужчин – узкий и завязывается ниже талии на бедрах; у женщин – напротив очень широкий, который завязывается на спине широким бантом, охватывая часть грудной клетки и закрывая большую часть подмышечной прорехи кимоно. Прорехи и очень широкие рукава платья имеют функциональное значение: в японском очень влажном климате, вызывающем сильную испарину, они улучшают вентиляцию тела. Так же мужские и женские кимоно отличаются по окраске, покрою и длине рукава.

Мужчины носят кимоно только дома и на отдыхе, женщины, особенно домохозяйки, могут носить его и повседневно, и в качестве выходной парадной одежды, но не на работе. В современном мире великолепные по красоте и красочности кимоно можно встретить на гейшах.


13. Традиционная кухня

Изысканное блюдо

не пахнет чем-то одним,

прекрасная мелодия

не складывается из одного тона.

Кукай.

С европейской кухней Япония знакома хорошо, но более распространена национальная пища. Основу её составляет пресный вареный рис, из которого готовят различные блюда, главное – это «гохан», то есть просто вареный рис в рассыпчатую без масла, соли и каких-либо других приправ. Также всегда были распространены каши из других злаков, таких как просо, но ими питалась только беднота, которым риса не хватало. Часто рис как основное блюдо заменяется различными видами лапши из пшеничной или гречишной муки. Крахмалистые виды пищи – «сюсёку», то есть «главная пища». Все прочие блюда – овощные, рыбные, мясные и другие – входят в категорию «фукусёку» - «дополнительная пища» и рассматриваются только как дополнение в сюсёку.

Из китайской кухни было заимствовано большое количество соевых продуктов: коричневый жидкий соленый соус «сёю», в который макают овощи и рыбу во время еды; пресный соевый творог «тофу» - непременный компонент утреннего завтрака; паста из перебродивших соевых бобов «мисо», который используют для приготовления супов. В приготовлении дополнительных блюд характерно стремление как можно меньше тратить природных качеств продукта.

Овощи – редька, капуста, огурцы подаются либо мелко нарезанными, квашеными, солеными, маринованными, реже вареными или обжаренными. Рыбу и морепродукты – осьминогов, кальмаров, раковинных моллюсков едят в сыром, реже в вяленом виде. Блюда из мяса и птицы не характерны для повседневного или домашнего питания. Говядину в пищу изначально запрещалось употреблять по религиозным воззрениям, затем она стала элементом праздничной пищи, а сейчас в небольших количествах входит в повседневный рацион питания. В японской национальной кухне очень мало не только мяса, но и жиров. Молочные продукты долгое время в Японии совсем не были известны, сейчас они потребляются повсеместно, но не в больших количествах. Из европейской кухни наиболее популярна итальянская, блюда из которой, например, спагетти или ризотто, сравнительно близки к японской национальной кулинарии. Обычный напиток – крепко заваренный зеленый чай, реже лимонад. Из алкогольных напитков употребляют рисовую водку «сакэ» и «сётю», виски, пиво. Большое внимание уделяется сервировке стола.

14. Духовная жизнь Японии

Индийская и китайская цивилизация на протяжении веков оказывала немаловажное влияние на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых 2–ух мощных культурных центров ощущается знакомство и с индуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшим компонентом той религиозной традиции, которая распространена довольно широко, был буддизм. Это видно на примере Японии. Современные японцы мало религиозны. Синтоистские храмы японцы предпочитают для проведения свадебных церемоний. Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придают большое значение, проводят в рамках буддисткой направленности.

Синтоизм – это мистическая религия, процесс формирования которой уходит корнями в глубокую древность и включает в себя все присущее первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, магия, культ мертвых, культ вождей и др. Термин синто («путь духов») впервые упомянут в исторической хронике «Нихон Секи» (720 год) – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Древние японцы одухотворяли окружавшие их явления природы, растения, животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществляющим связь с миром духов – к магам, колдунам, шаманам. Позже уже испытывая влияние буддизма, и многое переняв от него, первобытные синтоистические шаманы превратились в жрецов – каннуси («ведущие духами», «хозяева ками»).

Пантеон синтоистических богов огромен и не имеет ограничений. Для отправления обрядов, молитв и свершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, которые перестраивались каждые 20 лет, так как духи именно столько времени могут находиться в статическом положении. Синтоиские храмы делятся на две части: внутренняя и закрытая (хондэн), посещающие храм входя в хондэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним деньги, кланяются и хлопают в ладоши, иногда молятся иногда нет и уходят. Раз или два в году в храме бывают праздники жертвоприношения, когда сюда из синтая перемещается дух божества.

Синтоизм в интеллектуальном отношении, и с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстракционных конструкций был недостаточен для быстро развивающего общества и поэтому проникший с материками буддизм занял ведущие позиции.

Буддизм в Японию проник в середине 6 века, оказался оружием в острой политической борьбе знатный родов за власть. Буддизм в Японии распространился в форме Махаяны и немало сделал для установления и упрочнения развитой культуры и государственности. Не было сделано акцента на ничтожность отдельной личности перед мнением и традиции коллектива в целом. Уже в законе «17 статей» (604 год), содержалась статья 10, в которой говорилось, что у каждого человека могут быть свои убеждения и представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки приходилось действовать, сообразуясь с волей большинства. Буддизм очень укоренился в японской культуре.

В конце 7 века был издан указ об установлении алтарей и изображений Будды во всех официальных учреждениях. В середине 8 века было принято решение о строительстве гигантского храма Тотайдзи в столице Нара, центральное место в храме заняла 16-метровая статую Будды Вайрогана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Между синтоизмом и буддизмом постепенно сложились отношения дружественного нейтралитета.