Смекни!
smekni.com

Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность (стр. 10 из 13)

Римляне подчеркивали преемственность своей культуры, что находило отражение в римских до-музейных собраниях. В их числе были такие реликвии, как цепь, которой был прикован к горе Прометей, кости мифологических чудовищ и др.

2.2.6.Мотивация любознательности и исследования

Музей, библиотека и архив в начале существовали как единое целое, и только с течением времени каждый из этих социальных институтов стал выполнять самостоятельные функции. В функции библиотек и архивов входили собирание, хранение, а также исследование письменных, рукописных и изобразительно-графических источников. Библиотека и архив передают информацию, апеллируя преимущественно к рациональному восприятию человека. При всей схожести музея с библиотекой и архивом его функции несколько иные - собирать, сохранять и изучать вещественные, а также изобразительные и письменные источники. Информацию музей передает, обращаясь в равной мере, как к рациональному, так и к чувственному восприятию человеком окружающего мира. Тем не менее, уже в рассматриваемом периоде можно констатировать существование собраний предметов, которые выполняли, прежде всего функции возбуждения интереса к исследованию.

Наиболее ранние факты использования письменных исторических источников датируются началом 2-го тысячелетия до н. э. (чтение учениками школ месопотамского г. Ларса древних записей). Дух исследования исторических предметов проявляется уже в период Вавилонского царства. В VI в. до н. э. Вавилонские цари Навуходоносор II и Набонид собирали древности и даже раскапывали и обновляли части г.Ур. Дочери Набонида — Бел-Шальти приписывают создание того, что сегодня называют школьным музеем. Во время раскопок Ура английский археолог Л. Вули в мужской школе обнаружил остатки двух соединенных комнат, где хранились клинописные таблички, датированные XVI в. до н. э. Среди других Л. Вули выявил очень необычную табличку, на которой были сделаны копии клинописных надписей более раннего периода из храма царя Омар-Суена (XIX в. до н. э.). Характерно, что писец снял эти копии «для удивления».

Среди документов фараонов Египта Аменхотепа III и Аменхотепа IV было обнаружено письмо от вавилонского царя Бурнобуриаша II, в котором последний просил прислать ему «похожие на живых» (чучела) образцы египетских «животных, которые живут на земле и в реке». Вероятно, речь шла о крокодилах и гиппопотамах.

Во времена Римской империи, имевшей хорошие дороги, были в моде путешествия. В продолжительные периоды мира на римских дорогах все больше стало появляться тех, кого мы теперь называем туристами. Для того чтобы познакомиться с отдаленной местностью, римляне совершали длительные путешествия как по суше, так и по морю.

Главными объектами экскурсионного осмотра в античном мире были храмы, ворота которых обычно держали открытыми. В храмах хранились дары и редкости.

Одной из характерных особенностей древней средиземноморской цивилизации было глубокое проникновение в суть явлений мира. Греческим ученым предметы служили для исследовательских и образовательных целей. Известно, что великий мыслитель Аристотель использовал свою коллекцию образцов природы в преподавании в храме Аполлона Ликейского (Ликей) близ Афин (335 г. до н. э.).

Знаменитая Александрийская библиотека была самой большой и богатой библиотекой древности. К тому времени в ней находилось около 500 тыс. свитков, в том числе бесценные свитки великих греческих драматургов Софокла, Эсхила и Еврипида.

Когда мы сейчас произносим слова «античное искусство», мы прежде всего представляем музейный зал, уставленный статуями и увешанный обломками рельефов. Римляне выставляли скульптуры и картины, отнятые у покоренных народов, на форумах, в общественных садах, храмах, театрах, в термах (общественных банях). Римские полководцы, государственные деятели, богатые патриции часто присваивали произведения искусства с целью украшения ими своих загородных поместий и создания частных коллекций[45].

Расцвет научно-познавательного собирательства наблюдается в XVI в., только в Италии природоведческих коллекций насчитывалось около 250. Их создание было по карману врачам, аптекарям, юристам.

Одним из первых гербариев, собранных с научными целями, был гербарий итальянского ботаника, профессора Падуанского университета Луки Гини. Среди германских собирателей коллекций известны имена таких ученых-естествоиспытателей, как Парацельс, Агриппа фон Нетесгейм, Георг Агрикола, который работал в Яхимове (Чехия) и Хемнице (земля Саксония). Под влиянием труда Г.Агриколы саксонский курфюрст Август открыл в Дрездене кунсткамеру и натуралиенкамеру, а врач из саксонского города Торгау Иоганн Кентман создал свою минералогическую коллекцию и издал ее каталог, в котором была приведена номенклатура минералов (1565).

Безусловно, коллекции способствовали развитию научных знаний. Значительный вклад в развитие зоологии внес швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер из Цюриха, автор зоологической энциклопедии «История животных», собравший большую природоведческую коллекцию и в 1550 г. открывший один из первых музеев. Его коллекция была присоединена к такой же коллекции другого известного естествоиспытателя Феликса Плятера (часть ее и сегодня находится в природоведческом музее Базеля).

Собрать природоведческую коллекцию, представлющую природу всего мира, - такова была задача Улиссе Альдрованди. Свыше 30 лет он оплачивал работу художника, который готовил иллюстрации к энциклопедии естественной истории. Коллекции Альдрованди были приобретены и преумножены Фердинандом Коспи, любителем-физиком, слывшим в Болонье «благородным механиком».

Вклад в создание и развитие минералогических и геологических коллекций внесли врач Микеле Меркати из Рима и французский художник-керамист и естествоиспытатель Бернар Палисси, творчество которого свидетельствовало о его интересе к природному миру: его декоративные керамические изделия были украшены рельефными изображениями животных и растений и покрыты цветными глазурями.

В составе природоведческих коллекций XVI в. появляется все больше образцов экзотических растений, животных, минералов. В то же время местные минералы, флора и фауна занимали в европейских музеях недостаточное место.

В XVI в. в одном из самых известных университетов - Падуанском - открываются анатомический музей и театр. Этому примеру следуют и другие университеты. До этого анатомирование трупов в учебных целях на медицинских факультетах университетов позволялось церковью раз в год и завершалось церковным отпеванием и захоронением анатомированного.

Один из первых начал изучать человеческий организм путем вскрытия Андреас Везалий из Брюсселя, естествоиспытатель и основопо­ложник анатомии. В своем основном труде «О строении человеческого тела» Визалий дал научное описание строения всех органов и систем. Для изучения строения человеческого тела он вынужден был тайно снимать с виселиц трупы казненных преступников. За препарирование тел «божьих созданий» ученый преследовался церковью. В конце жизни он совершил паломничество в Святую землю, чтобы снять грехи, а на обратном пути трагически погиб при кораблекрушении.

Отношение к анатомированию человеческого тела довольно быстро менялось. Препарирование трупов в анатомических театрах университетов переходит в публичное представление, посещать которое становится хорошим тоном для бюргеров и их семей. Свои анатомические театры открывали цехи хирургов в голландских городах Делфт и Роттердам. Анатомические музеи XVI-XVII вв. становятся лабораториями ученых, которые расширяли анатомические знания.

2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность

Как эстетическая потребность собирательство особенно проявляется в эпоху Возрождения, а затем Нового времени.

Одной из важнейших особенностей Возрождения являлось широкое использование античного наследия, традиции которого никогда не умирали. Изучение античности становится одной из главных задач гуманистических исследований. В это время значительно расширяются сведения о культуре Древнего мира. В результате активных поисков в библиотеках старинных монастырей было обнаружено много рукописей не известных до того сочинений древних авторов. Поиски произведений искусства привели к открытию большого числа античных рельефов, статуй, а позднее и фресковых росписей Древнего Рима.

В XVII в. художественные собрания развиваются, в первую очередь при дворах представителей правящих династий. Традиция французского двора - пополнять свои коллекции - была продолжена королевой-вдовой Марией Медичи (после гибели Генриха IV Бурбона, 1589-1610). По ее просьбе в 1622 г. в Париж приехал фламандский живописец Питер Рубенс, чтобы живописать наиболее известные исторические сюжеты на двадцати одном полотне. Завзятыми коллекционерами были два премьер-министра Франции, утверждавшие, что большая коллекция является символом королевского авторитета. Один из них - кардинал Арман Ришелье - не только помогал королю приобретать произведения итальянского и французского искусства, но и построил в Париже Пале Кардиналь (позже Пале Руайяль), где разместил 50 картин, 50 статуй, 100 бюстов, изделия из бронзы, китайского лака, гобелены на исторические темы, расшитые ткани, мебель, 400 предметов китайской керамики, столовое серебро. Кардинал завещал свой дворец и коллекцию королю.

Испанский король Филипп IV также был известен как завзятый коллекционер. Он имел обостренное чутье, помогавшее ему безошибочно определять качество предметов искусства. Однако ни одно из его собраний (а их было несколько) не давало ему полного удовлетворения. Этот монарх имел возможность собирать произведения искусства через своих уполномоченных по всей Испании и Португалии, в испанских Нидерландах (теперь Бельгия), в южной Италии. Для его коллекции были опустошены многие церкви, а обладателей частных коллекций заставляли открывать двери для королевских посыльных, требовавших предметы искусства в качестве «подарков» королю. Чтобы избежать грабежа со стороны королевской власти или наказания за недостаточную преданность королю, вельможи часто прятали оригиналы, вывешивая на стены их копии.