Смекни!
smekni.com

Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность (стр. 12 из 13)

Основу коллекции Ю.Трайсмана составляют работы общеизвестных и признанных авторов: Вагрича Бахчаняна, Гриши Брускина, Анатолия Брусиловского, Эрика Булатова, Владимира Вейсберга, Риммы и Валерия Герловиных, Дмитрия Жилинского, Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Александра Косолапова, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Дмитрия Пригова, Леонида Пурыгина, Анатолия Степышева, Семена Файбисовича, Олега Целкова, Михаила Шварцмана, Михаила Шемякина, Владимира Янкилевского и многих других художников и скульпторов.

Многие критики отмечают, что в коллекции чувствуется пристрастие ее создателя к психологическому и эмоционально - экспрессивному измерениям андерграунда. Эта направленность просматривается от карнавальной травестии М.Шемякина к непричесанной бытийности В.Калинина, от сомнабулических ситуаций Т.Назаренко к притчевой крестьянской основательности В.Овчинникова.

Коллекции Юрия Трайсмана свойственна внутренняя динамика. В ней прослеживаются этапы становления художественных вкусов и пристрастий. В последнее время Трайсман заинтересовался документальной фотографией и вообще идеей документации: его коллекция пополнилась произведениями классика фотожурналистики Е.Халдея, приобретены архивные материалы И.Пальмина, В.Сычева и других документалистов.

Современные виды собирательства отличаются огромным разнообразием и приобретают порой причудливые формы, отражая различные потребности, интересы и предпочтения коллекционеров. Приведем лишь некоторые примеры.

- Коллекционирование балалаек. Большая коллекция русских балалаек принадлежит Григорию Титову, проживающему в Вашингтоне (США)[47].

- Коллекционирование барабанных палочек с автографами[48].

- Коллекционирование бейсбольных карточек[49].

- Коллекционирование бисера. Коллекционирование украшений из бисера - мелких бусинок из цветного стекла. Первую попытку в России получить бисер предпринял Михаил Ломоносов в 1748 г., а мировое первенство в изготовлении бисера принадлежит мастерам Древнего Египта. В России бисер стал популярным к середине XIX в. Одна из крупнейших коллекций бисера, которая собиралась на протяжении 40 лет семьёй Миримовых-Васильевых-Юровых, в августе-сентябре 2002 г. выставлена в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина[50].

- Коллекционирование блатных песен. Вячеслав Патлах из Пензы коллекционирует блатные песни в сборниках, записях и концертах[51].

- Коллекционирование блокадных изданий. Коллекционирование печатной продукции, которая отражает жизнь блокадного Ленинграда[52].

- Коллекционирование ботфортов. Шведский коллекционер Карл Филгрен из города Бьерна коллекционирует ботфорты - высокие сапоги с раструбами. В его коллекции 42 пары подлинных ботфортов XVIII-XIX вв. из Европы и Северной Америки. Гордостью коллекции считаются сапоги шведского короля Карла XII, сшитые из кожи тюленя[53].

- Коллекционирование бронзы. Коллекционирование скульптурных фигурок и композиций из бронзы[54].

- Коллекционирование бубенцов и бубенчиков. Дмитрий Рудольфович Никулин из Ижевска коллекционирует колокольчики, бубенцы и бубенчики только с надписями и орнаментом[55].

- Коллекционирование бубнов шаманов[56].

- Коллекционирование бюстов Ленина[57].

Таким образом, и сегодня мы находим подтверждение тому, что всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия.

2.4.Пути активизации собирательства

Завершить наше исследование хотелось бы некоторыми умозаключениями относительно путей активизации современного до-музейном собирательства.

1.Необходимо отметить, что собирательство (в том числе музейное) на Западе и в России - диаметрально противоположные вещи. В России это основано на поддержке государства со всеми вытекающими отсюда последствиями: комиссии, заседания, обсуждения и т.п. В этих условиях очень трудно собирать качественные коллекции. На Западе создание музеев, их жизнь в большинстве случаев поддерживается частными лицами или частными фондами. Это может быть чистый альтруизм, может быть какой-то расчет, но художественная культура с их помощью развивается гораздо более интенсивно. Поэтому, на наш взгляд, в рыночных условиях, скорее всего новые музейные коллекции будут формироваться как частные организации.

2.Искусственно активизировать процесс собирательства сложно. Прежде всего в стране должны быть созданы социально-культурные и экономические условия, при которых гражданам было бы интересно и выгодно приобретать или собирать коллекции. Из чего следует, что низкий жизненный уровень нашего населения - факт сдерживающий развитие собирательства. Воспитание у подрастающего поколения высокого эстетического вкуса и потребностей – одно из важнейших задач современной системы образования. Без воспитания эстетической потребности в душе человека вряд ли проснется интерес к художественным ценностям.

3.На мой взгляд, во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

Заключение

Анализ мотиваций до-музейного собирательства, который был предпринят в данной дипломной работе, позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Коллекции и ранние музеи создавал тот, кто имел материальные возможности и желание создать для предметов музейного значения благоприятную социальную среду. Главной движущей силой развития собирательства в самом начале было желание самоутверждения представителей знати. Вместе с тем стал постепенно формироваться тип действительного знатока и любителя редких вещей - представителя третьего сословия. Он собирал прежде всего интересные для него предметы, чтобы получить удовольствие, а не для вложения капитала или поднятия социального престижа. Надо отметить, что деятельность ранних музеев носила ограниченный характер и не имела среди публики широкого отклика.Первые до-музейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.

2. Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.

3. Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

К сказанному добавим, что благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

Библиография

1. Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.- М., 1980.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1976.

3. Античная художественная культура.- СПб., 1993.

4. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

5. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-1983.-№ 4.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.:Межд. Пед академия, 1995.

7. Боткина А.П. П.М. Третьяков в жизни и в искусстве. М.1951.

8. Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921.

9. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс.-М., 1977, Т.1-2.

10. Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.

11. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975.

12. Демиденко Ю. Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. N 42.

13. Еленина Т. Что коллекционируют в Америке // Миниатюра. 1992. Вып. 8.

14. Жуков А. Необычные коллекции // Миниатюра. 1996. Вып. 31.

15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.

16. История государства и права зарубежных стран. /Под редакцией О.А. Жидкова, Крашенниковой; М., 1998.

17. Книга рекордов Гиннесса. 2002. М., 2002.

18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.

19. Ковалев А.Г. Психология личности.- М., 1969.

20. Котыхов В. Игра в бисер. Тиролька у водокачки дорого стоит // Московский комсомолец. 2002. 20 августа.

21. Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.: Педагогика-Пресс, 1995.

22. Кривцун О.А. Художественные эпохи в культуре Нового времени: проблема идентификации. // Искусствознание.-2001. - № 1.

23. Кравцун О.А. Художник и меценат: черты самосознания. // Русская галерея. М.1999. № 2.

24. Кривцун О.А. История искусств в свете культурологии. // Современное искусствознание: методологические проблемы. М.1994.

25. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.

26. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.

27. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л., 1983.

28. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999.

29. Нильс И. Эрмитаж в гостинной // Дело.- 2003.-№ 22.

30. Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).

31. Очерки истории музейного дела в России. М., Вып. 2. 1960; Вып. 3. 1961; Вып.5. 1963; Вып. 6. 1968; Вып. 7. 1971.

32. Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. М., 1904.