Смекни!
smekni.com

Ногайский этнос: прошлое и настоящее (стр. 2 из 7)

В XVIII в. также отмечались значительные передвижения ногайских племен в связи с походами крымских и калмыцких ханов. Так, к 1726 г. относятся переселения кубанских Ногайцев в Крым.

Во второй половине XVIII века, оказавшись на стыке политических интересов двух держав: России и Турции, ногайцы потеряли свою самостоятельность. В результате военных походов А. В. Суворова погибли десятки тысяч ногайцев и сотни тысяч стали эмигрантами.

В конце XVIII века были образованы 4 приставства: Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковское, Ачикулак-Джембойлуковское и Караногайское, которые входили в состав Ставропольской губернии.

Картина расселения Ногайцев значительно изменилась после ликвидации Крымского ханства в 1783 г. и русско-турецкой войны 1787-1791 гг..

Вторая волна эмиграции ногайцев в результате колониальной политики России приходится на вторую половину XIX века. За 1858-1866 гг. в Турцию переселились десятки тысяч человек. В связи с этим в 1860 году Калаусо-Саблинское, Бештау-Кумское и Калаусо-Джембойлуковское приставства были упразднены.

В XIX веке существовали несколько обособленных групп Ногайцев: караногайцы жили в Ногайской степи, населяя её основную часть; кумыкские Ногайцы жили в пределах Терско-Сулакского междуречья, по западному берегу Аграханского залива, джембойлуковы, едисанцы и едишкульцы - в западной части Ногайской степи в пределах Ставропольского края; бештау-кумские Ногайцы - на территории современных Минераловодского и Кочубеевского районов; кубанские Ногайцы - по долинам рек Кубань и Малый Зеленчук, в пределах современного Адыге-Хабльского р-на Карачаево-Черкесской Республики; крымские Ногайцы - в трех уездах Таврической губернии; астраханские Ногайцы (кундровские и юртовские; также хазлар/шереты) - в астраханских степях; буджакские Ногайцы - между Днепром и Днестром и Северным Причерноморьем; аккерманские (белгородские) Ногайцы - около г. Аккерман.

Поскольку Ногайцы кочевали на огромной территории в Нижнем Поволжье, в степях Северного Кавказа и Северного Причерноморья, на Кубани, по побережью Каспийского моря, близ устьев Терека, Кумы и Сулака, они настолько перемешались между собой, что к кон. XIX в. - нач. XX в. уже было трудно найти крупный аул, населённый одним родовым подразделением. В 1858 г., в силу ряда политических и экономических причин, начались массовые переселения Ногайцев в Турцию. В 1858 - 1860 гг. с Северного Кавказа ушли 30,6 тыс. Ногайцев, в основном калаусо-саблинских и бештау-кумских, в результате чего кубанские степи почти полностью опустели; часть Ногайцев (2,5 тыс.) вернулись из Турции в 1869 -1866 гг. и поселилась в двух оставшихся ногайских приставствах - Ачикулак-Джембойлукском и Караногайском (с 1822 г. северокавказкие ногайцы были объединены в четыре приставства: Менгли-Гирея, Калаусо-Джембойлукское, Караногайское и Закубанское ), которые в 1888 году вошли в состав Терской области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что районы расселения ногайцев в разное время находились в составе дагестанской АССР, Ставропольского края и Чечено-Ингушской АССР, административные границы которых неоднократно менялись. На процессы миграции ногайцев большое влияние оказывали различные факторы: внешняя и внутренняя политика правителей, войны, межэтнические конфликты и т.д.

3. Особенности жизни ногайцев.

Падение Большой Орды служило временному усилению Ногайской Орды. Большинство населения разрушенного государства вошло в состав последнего. На севере границы Ногайской Орды по левому берегу Волги расширились далеко на север, до бассейнов рек Камы и Белой. В этих областях уже с середины XIII века проживали племена татарского происхождения - мингцы, кунграты, кипчаки и др. Турецкий историк Заки Валили, опираясь на рукопись исторического сочинения Утямыш-хаджия (середина XVI в.), сообщает, что в бассейне реки Демы жили оседлые мангыты. Эпитафийные памятники конца XVII века из района устья Демы также сообщают, что Дема - это страна мингцев, т.е. мангытов.

В Ногайской Орде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бий. Вторым лицом после бия был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат, который отвечал за безопасность восточных границ.

Сыновья бия назывались мурзами. После смерти бия его место занимал старший сын.

Вся Орда делилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Места кочевок улусов определялись бием. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевой образ жизни. Бий в основном жил в г. Сарайчике и только летом выезжал на кочевья. В ногайские кочевья превратилось все левобережье Камы. Некоторые мирзы (например, сын Юсуфа Юнус-мирза) претендовали даже на Горную сторону, на Арские земли и земли по р. Вятке Казанского ханства, обосновывая свои претензии тем, что там живут родственные им племена. Имеется еще и должность тайбуги, возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами. Однако содержание этой должности в исторической науке не раскрыто.

Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители. Эта традиция сохраняется в Приуралье также во времена антиколониальных выступлений против угнетателей и захватчиков в XVII - XVIII вв. Аналогичное явление мы наблюдаем и в истории казахского народа.

При бие в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д.

Органом постоянного управления государственными делами при бие был карадуван. Возглавлял карадуван чиновник, носящий титул Кара-Дувана. Один из чиновников кара-дувана назывался Ток-Дуваном. Он занимался вопросами организации широкого круга хозяйства бия, сбором пошлин и др. Ток-Дуван не всегда давал отчет бию и был довольно самостоятельным.

В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидскими заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.

Хранителями литературных традиций обычно выступали так называемые «жырау», которые, как известно, были выходцами из городов Сарайчика, Астрахани, Азака и др. Наиболее известными жырау были Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шалкияз жырау (1465 - 1560), Досмамбет жырау (1493 -1523). Ногайскими жырау сложены прекрасные дастаны «Идегей», «Кобланды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и др.

Население Ногайской Орды медленными темпами развивало свое хозяйство: известно о наличии среди татар в небольшом объеме земледелия, существовало слабое рыболовство, а ведущей отраслью экономики было скотоводство. Татары занимались разведением коней, баранов. Они являлись главными статьями вывоза товаров на экспорт. Экономика Ногайской Орды до первой трети XVI в. была ориентирована на Среднюю Азию. Раздвоение экономики случилось при правлении Юсуфа-мирзы и Исмагила-мирзы. Восточная часть Орды во главе с Юсуфом продолжала держать хозяйственную ориентацию на Среднюю Азию, а западная часть - на Московское княжество.

Многочисленные ногайские родо-племенные объединения в конце XVII в. уже имели четко ограниченные кочевья и во всех районах Северного Кавказа, за исключением кубанского, продолжали в широких масштабах заниматься кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот, овец и коз, а также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). Птиц во время перекочевок перевозили в больших корзинах, покрытых сеткой.

Наряду с кочевым скотоводством ногайцы на Северном Кавказе занима­лись земледелием примерно в таких же масштабах, как и в Поволжье. По словам Феррана, пригодные для посева земли «отчасти обрабатываются ногайцами и засеваются просом. Ногайцы не долго живут на одном месте. Несколько дольше остаются они только там, где засеяли поля, но по окончании жатвы всегда перекочевывают в другие места» [7, С. 25 ].Выращиванием злаковых культур занимались только низшие сословия, которые обязаны были платить подать с урожая своим владельцам. Для ногайских мурз «возделывать землю... считается стыдом; имущество их заключается в рабах и стадах рогатого скота и лошадей»,— писал Черенков[9, С. 81]. Этот же автор отмечал, что «ногайцы почти никогда не обрабатывают два года подряд одни и те же земли». Для распашки земли ногайцы применяли соху с железным лемехом[9, С. 84] .

Коневодство было старинным занятием ногайцев. Об этом свидетельствует выведенная ими порода лошади, получившая впоследствии название «ногайской». Она приняла участие в формировании кабардинской лошади. Ногайская лошадь сформировалась в условиях кочевого хозяйства, исключительно на подножном корме, так как скудная растительность в районах расселения ногайцев не позволяла им содержать скот сосредоточенно в одном месте. Лошадь работала чаще под седлом и в упряжи, реже под вьюком. Уже в средние века ногайские коннозаводчики Северного Кавказа вывели несколько пород лошадей, названных впоследствии по родо-племенным подразделениям ногайцев. Физические качества ногайской лошади высоко ценились специалистами и конезаводчиками.

В конце XIX — начале XX в. зажиточные ногайцы начали уделять боль­шое внимание развитию коневодческого хозяйства. Это было вызвано прежде всего потребностями рынка, ростом цен на строевых армейских лошадей. Однако, несмотря на предпринятые крупными коннозаводчиками меры по улучшению породы ногайской лошади, коневодство продолжало носить экстенсивный характер. Лошадей продол­жали содержать табунным способом, и независимо от времени года они постоянно находились под открытым небом. Отсутствие стойлового содер­жания, утепленных помещений, нехватка кормов в зимний период, частые эпизоотии привели к резкому сокращению поголовья лошадей во всех районах Северного Кавказа с ногайским населением. Это сокращение началось уже в начале XIX в. и продолжалось вплоть до установления Советской власти.