Смекни!
smekni.com

Ногайский этнос: прошлое и настоящее (стр. 5 из 7)

Для кочевых ногайцев были характерны социальные объединения, имевшие определенные признаки территориального и экономического единства, т. е. кочевые (аульные) общины. Каждое из них консолидировалось отношениями родства. Подобные объединения в большинстве случаев представляли собой семейно-родственные группы, т. е. группы семей, находившихся в родстве и связанных сознанием происхождения от одного памятного предка. Объе­динение называлось «бир атадынъ балалары» — дети одного отца. Аналогии имеются у многих других народов. В этом отношении очень близки к ногай­цам тюркские народы Средней Азии.

В XIX — начале XX вв. у ногайцев существовали две формы семьи: болшая патриархальная и малая.

Главой большой семьи являлся обычно отец илидед, а в случае их отсутствия – дядя или старший брат. Глава семьи был представителем семьи и отвечал за своевременную уплату податей, выполнение повинностей и т.д. Семейная община могла включить в себя семьи умерших братьев, вдо­вых сестер и патриархальных рабов.

Большие семьи были больше присущи богатым людям, имевшим много скота, а иногда и патриархальных рабов. Большой могла быть также семья зажиточного крестьянина, стремившегося организовать как рабочую силу семьи своих близких родственников.

Существовавшее многоженство способствовало увеличению численности семьи и поддержанию большесемейных устоев. Ф. Капельгородский писал, что у ногайцев жен богачи имели по две, а иногда по три, а большая часть бедняков оставалась совсем неженатыми.

Быт большой семьи подчинялся строгой регламентации. Все хозяйственные обязанности были строго распределены между членами семьи. Уход за скотом, основные земледельческие работы были делом мужской половины семьи, ра­бота по дому — женской. Согласно домашнему регламенту, установленному главой семьи, сам он распределял все хозяйственные работы, а за женские ра­боты отвечала его сестра. Мужчины пахали землю, сеяли, убирали, пасли ко­ров, стригли овец, заготавливали сено. Женщины доили коров, готовили еду, изготовляли из шерсти изделия и т. д.

После смерти главы семьи его обязанности обычно переходили к старшему сыну. Если же тот имел какие-либо физические или психические недостатки, в частности, страдал слабоумием или имел плохую репутацию, то главой семьи мог стать и младший брат. При выделе из большой семьи кого-либо из сыно­вей, ему давали определенную часть имущества «энши»: скот, юрту, домашнюю утварь.

К концу XIX в. распад большесемейных общин ускорился. Уже в 1860-х годах наблюдалось увеличение малых семей за счет распада больших. Это было обусловлено ростом товарно-денежных отношений и проникновением в ногайские аулы элементов капитализма, в результате чего частная собственность окончательно одерживала верх над общесемейной. Внутри больших семей, в сознании их членов усилились частнособственнические тенденции. Сыновья, другие члены семьи были недовольны сосредоточением доходов семьи в одних руках. Каждый хотел жить обособленно и самостоятельно поль­зоваться собственными доходами. Семейная община должна была подчинить­ся общим закономерностям экономического развития. Брачный возраст мужчины зависел от наличия средств для уплаты калыма (къа-лынь). В состоятельных семьях встречались случаи вступления в брак юно­шей в 16 лет.

Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всю фамилию до шестого поколения. У степных ногайцев фамилии в современном понимании, вплоть до первого десятилетия Советской власти, образовывались от имен от­цов, и экзогамия у них была менее определенной —вообще родственной. Но бывали родовые подразделения с разными тамгами, которые брали друг у друга невест. Так, юноша из рода мойнапа-найман мог жениться на девуш­ке из рода бакай-найман. Браки были сословными. В высшем сословии они служили укреплению династических связей. В. М. Жирмунский писал, что «семейно-дипломатические связи ногайские властители старались завести и с другими мусульманскими династиями, прежде всего с крымскими ханами, нередко также с правителями Бухары и Ургенча»[11, С.73]. В период усиления Ногайской Орды многие прави­тели сопредельных государств старались посредством брака установить близкие отношения с ногайскими ханами.

Иван Грозный, женившись в 1561 г. на дочери кабар­динского князя Темрюка, стал свояком ногайского мурзы Тинахмета, жена­того на другой дочери Темрюка.

Сословные браки сохранялись вплоть до XX в. Запрещался брак между названным братом и сестрой (кардаш окъынган, карындас окъынган). Брак же родных братьев на родных сестрах разрешался.

Сродни отмеченной другая, правда, редко практиковавшаяся форма за­ключения брака — «белкъуда» (букв.: «поясные сваты»). Двое друзей в знак уважения друг к другу уже до рождения детей сговаривались об их обручении, если они окажутся мальчиком и девочкой. В этом случае, при рождении двух мальчиков они считались названными братьями. Подобная форма брака редко влекла за собой уплату калыма.

Существовали обменные браки (оьтелес). Женихи, за неимением средств на калым, обменивались сестрами. Бытовали также левират и сорорат.

Большинство ногайцев исповедуют ислам. Ислам распространился среди ногайцев во времена Золотой Орды, когда перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионер­ской деятельности. Ногайцы приняли ислам суннитского толка. Главным духовным лицом считался муфтий, затем шли помощники муфтия, эффенди, мулла, ахуны, кади (духовный судья). Службу отправляли в мечетях. Духовен­ство играло большую роль в жизни народа. Оно активно помогало эксплуата­торам и само эксплуатировало народ. Ногайцы едко высмеивали служите­лей культа в песнях и поговорках, например, «Моллага конъысы болсанъ, ялгыз койынъды соярсынъ» («Если будешь соседом муллы, то последнюю овцу зарежешь»).

Но, как отмечал Ф. Энгельс, «... религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен...»168. Ногайцы, приняв ислам, сохранили анимистические и тотемистические представления и культ предков.

Глава II. Современное положение ногайцев.

1. Территория расселения и положение ногайской диаспоры

в XX в.

В настоящее время ногайцы (ногъай) - один из тюркоязычных народов Северного Кавказа. Общая численность в России и странах СНГ составляет около 90 тыс. человек. Основная область расселения ногайцев - территория Ногайской степи; ныне она расчленена административно-территориальными границами между Дагестаном, Чечней и Ставропольем. В Республике Дагестан проживает 34,4 тыс. чел., или 37 % всех ногайцев. Сельское население ногайцев - около 87% всех ногайцев - расселено в четырех районах: Ногайском (82 % населения района), Бабаюртовском (16 %), Тарумовском (8 %) и Кизлярском (7,8 %). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте. В Ставрополье их количество насчитывает 18,5 тыс., Чечне - около 10 тыс., Карачаево-Черкесии- 13,5 тыс. и Астраханской области - около 10 тыс. За пределами страны они живут в Турции, Румынии и других государствах [1, С. 9].

В 1888 году Караногайское приставство вместе с Кизлярским уездом были переданы Терской области. С этого времени до 1920 года Ногайская степь находилась в составе Терской области. В 1922-1924 гг. Ногайская степь вошла в состав Дагестана.

В 1938 году районы проживания ногайцев вместе с Кизлярской зоной были переданы в состав Орджоникидзевского края (так назывался в то время Ставропольский край).

В 1944 году после упразднения Чечено-Ингушской АССР была образована Грозненская область, куда были переданы районы Ногайской степи. Последняя административно-территориальная реорганизация территории ногайцев произошла в связи с реабилитацией чеченцев и ингушей и восстановлением их республики. Указом ПВС РСФСР № 721/4 от 9 января 1957 года Ногайский, Кизлярский и Тарумовский районы вошли в состав Дагестана, Шелковской район - в состав восстановленной Чечено-Ингушетии, а Нефтекумский район оказался в Ставропольском крае. Так этническая территория ногайцев оказалась разделенной по разным субъектам федерации и возникла противоречивая общественно-политическая обстановка среди ногайцев региона.

Этнодемографическая ситуация в районах проживания ногайцев довольно-таки пестрая, и во всех районах, кроме Ногайского, ногайцы составляют меньшинство. Только в Дагестане ногайцы имеют административный район со своими национальными кадрами, администрацией, налаженной системой образования и культурного обеспечения - это Ногайский район. Стремления ногайцев других регионов к созданию национальных районов пока не дали никаких результатов.

В советский период мелкотоварные, в основном скотоводческие, хозяйства Ногайской степи постепенно сменились крупными многоотраслевыми хозяйствами, оснащенными современной техникой. Было поставлено на научную основу улучшение продуктивности животноводства. В госплемзаводе «Червленные буруны» были выведены местные породы тонкорунных овец.

В этот же период в духовной культуре ногайцев произошли значительные преобразования. Сложилась ногайская интеллигенция, развивается ногайская литература. Дагестанцам хорошо известны представители ногайской интеллигенции: А.Х. Джанибеков, Ф. Абдулжалилов, Б. Кулунчакова, Э. Аджигельдиев, К. Темирбулатова и др. Открылись школы, и преподается родной язык.