Смекни!
smekni.com

Ногайский этнос: прошлое и настоящее (стр. 7 из 7)

Этнополитические процессы, идущие на Северном Кавказе, безусловно, затронули все народы, но особенно они повлияли на ногайцев, живущих в Чеченской Республике. Ногайцы беспокоятся за будущее в случае выхода Чечни из России. В результате полнейшего развала сельхозпредприятий и в связи со сложившейся обстановкой ногайцы Шелковского района мигрируют в другие районы России. Немалая их доля осела в Республике Дагестан и легла дополнительной нагрузкой на социальную и без того слабую инфраструктуру ногайских сел. Точное количество ногайцев, уехавших из Чечни, неизвестно, известно лишь то, что на 1 января 1998 г. в ЧРИ было 6200 ногайцев. Многие обеспечивают себя занимаясь отходничеством. Главами администраций ногайских сел назначены все местные ногайцы. Создан ногайский избирательный округ, от которого в парламент Чеченской республики избирается депутат- ногаец. В руководящие органы Шелковского района также назначены ногайцы, в т.ч. зам. главы администрации. Ногайским селам возвращаются исконные наименования, открываются национальные школы. Ногайцам выделено 60 целевых мест для поступления в вузы ЧР и России.

Однако не все ногайцы, особенно в Дагестане и Ставрополье, стремятся к сближению с Чеченской Республикой. Сегодня на 55-м км главной дороги Терекли - Кизляр, по которой осуществляются все связи Ногайского района внутри республики и выход за ее пределы, на протяжении семи километров вклинивается административная граница Чеченской Республики, установлен блок-пост, таким образом, поездки внутри Ногайского района приходится осуществлять через блок-пост Чеченской республики с вытекающими отсюда последствиями.

Большую роль и влияние на политическое сознание жителей Ногайской степи оказывает то, что они находятся в информационном и коммуникационном вакууме. Ногайцы, живущие в республиках Дагестан и Ичкерия и Ставропольском крае, не имеют между собой нормального общения. Нет общей газеты, не говоря уже о современных средствах связи, межрегиональном телевидении и радиовещании. Между районами проживания ногайцев в указанных субъектах федерации нет хороших с твердым покрытием дорог. Все вышеперечисленное не способствует развитию и существованию ногайцев как единого этноса. Идеологический вакуум, как правило, заполняется идеологией национального возрождения в различных ее выражениях - от духовного возрождения до политического и культурного изоляционизма.

Отсюда и постановка ногайцами вопроса о политическом самоопределении и создании своего автономного образования в рамках Российской Федерации. Решение этого вопроса весьма проблематично, так как для этого необходимо, как минимум, согласие трех субъектов: Чечни, Дагестана и Ставропольского края. В Шелковском и Нефтекумском районах высок уровень совместного проживания, и ногайцы составляют там меньшинство, хотя села, граничащие с Ногайским районом республики, почти полностью ногайские. Поэтому в плане гражданского согласия проблематичность не меньшая, чем на властном уровне. Сегодня, с учетом политической обстановки на Северном Кавказе, вопрос автономизации ногайцев не стоит так остро, но и не снят вообще.

Проблему разделенности ногайского народа реальнее всего решить путем сближения народов трех вышеупомянутых субъектов РФ. Поэтому в последнее время среди ногайцев все чаще поднимается вопрос о создании единого информационно-культурного центра, который способствовал бы решению культурных, образовательных проблем ногайского народа, это укрепило бы в сознании ногайцев уверенность, что они являются неотъемлемой частью единой России. Осуществление системы мер по сохранению самобытности ногайского народа, решение многих культурно-образовательных проблем, безусловно, снимет остроту в межнациональных отношениях в регионах проживания ногайцев.

Заключение

Половцы, появившиеся в начале XI века на Северном Кавказе, поглотили в своем составе ослабевшие племена печенегов (канглы) и более древних жителей этих степей хазар. Даже появление монгол в XIII веке и подчинение Чингизидами половцев не дало желаемого результата по очень простой причине: количество монголов во вновь созданном государстве – Золотая Орда – было незначительно по сравнению с коренными жителями, половцами. По меткому выражению академика В.Жирмунского: «Земля одержала верх над поработителями, и все они стали говорить на половецком языке». В 1391 г. на обломках Золотой орды возникла наравне с другими Ногайская орда, просуществовавшая, видоизменяясь, до 1783 года. От того периода на Северном Кавказе осталось огромное множество исторических источников: ногайские кладбища в Пригородном районе Северной Осетии, на р. Лабе, Урупе и многих других местах. Но наиболее ярким свидетельством того, что ногайцы являются древнейшими жителями, является сохранившаяся топонимика. В названиях рек, озер, населенных пунктов: Егорлык – река, текущая в возвышенном месте, Ташла – каменистая, Чла – седой, Карамык – послен, Бешпагир (Бесбакыр) пять бедняков, Калаус – скалистая вода, Ашы – кулак – Горькая балка. Озер: Буйвола (Бий - Бала) – ребенок правителя, Сенгелевское (Казма) – копать, Китаевское, Бурлацкое сравните кытай и бурлак – название ногайских племен, Томузловке (Тамыз) – капля. Этот список можно продолжать до бесконечности.

На современном этапе ногайцы сохранили свою территорию в основном в Ногайской степи, где расположены более 60 ногайских аулов, из них 18 в Нефтекумском районе, это: Ачикулак, Бияш, Каратюбе, Новкус-Артезиан, Артезиан-Мангит, Каясула, Ямангуй, Бесей, Уч-тюбе, Тукуй-Мектеб, Зункарь, Абрам-Тюбе, Махмуд-Мектеб, Кунай, Мурзабек, Левопадинская, Найко, Согуляки, в Степновском районе: а.Али-кую за пределами Ногайской степи в Пятигорье: а. Канглы, на Кубани: а. Карамурза. В Ставропольском крае на своих этнических территориях расположены 22 ногайских аула. Численность ногайцев, по последним данным достигает 35 тыс. человек.

Экономический кризис переходного периода в России затронул остро регионы проживания ногайцев. Почти повсеместно упало производство сельского хозяйства. В Ногайском районе идет сильное сокращение поголовья скота, единственного источника жизнеобеспечения ногайцев. В 1996 году Правительством выделено товарного кредита 2,8 млрд. рублей на полевые работы, а в 1997 году всего лишь 80 млн. рублей. Долги совхозов и колхозов Ногайского района составляют 8 млрд. 400 млн. рублей.

Все вышеперечисленное не способствует развитию и существованию ногайцев как единого этноса. Экономический упадок в районах проживания ногайцев отражается на социальных отношениях, влечет за собой определенные политические требования к правительству, как края, так и России.

Идеологический вакуум, как правило, заполняется идеологией национального возрождения в различных ее выражениях - от духовного возрождения до политического и культурного изоляционизма.

Сложными историческими путями пришли к своему современному положению в ряду других этносов ногайцы. Проблема дальнейшего развития данного этноса на данный момент стоит как никогда остро, что определяет дальнейшую работу над данной темой.

Материалы курсовой работы имеют практическую значимость для преподавателей истории при изучении истории отдельных этносов, населяющих Россию, а также во время преподавания курса «Народы Северного Кавказа».

Литература

1. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы.// Словарь-справочник: «Academia», Москва, 2000 г.

2. Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Этническая история Северного Кавказа 16 - 19 века.- М., 1993.

3. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века.- М., 1974.

4. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.- М., 1973.

5. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в 19 - начале 20 века.- М., 1976.

6. Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.-М. Ногайцы: Историко - этнографический очерк. -Черкесск, 1988.

7. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. Мелодии оренбургских и ногайских татар.— ИОАИЭКУ, т. XIX, вып. 1-2, 1895.

8. Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб., 1852, с. 76-77.

9. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине 17 века.- М.; Л., 1948.

10. Путешествия в восточные страны..., СБРИО, т. 41, 1884.

11. Федеров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983;

12. Ферран. Путешествия из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.

13. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и ес­тественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. - СПб., 1809.

14. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны)// Этноконтактной зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения).- М., 1989.