Смекни!
smekni.com

Памятные места Иерусалима (стр. 2 из 8)

К концу XVIII в. в Иерусалиме проживали мусульмане, евреи и христиане. Мусульманское население Иерусалима оставалось почти целиком арабским. Иерусалим остается малозначительным городом как с точки зрения экономической, так и стратегической. И даже когда в 1799 г. Наполеон входит в Палестину, он не предпринимает ни одной попытки войти в Иерусалим.

В самом начале XIX в. Иерусалим был небольшим городом, окруженный стеной и разделенный на 4 квартала, которые назывались (и сейчас называются): Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. С 30-х гг. XIX в. в Эрец-Исраэль начались политические и экономические перевороты, которые привели к большим переменам.

В 1837 г. тяжелое землетрясение разрушило города Цфат и Тверию, и большая часть еврейского населения этих городов бежала в Иерусалим. В том же году европейские страны помогли туркам отобрать власть у египетского правителя Мухаммада-Али, но за это потребовали от них отменить дискриминационные меры по отношению к немусульманам. Поэтому христианам было разрешено строить церкви, евреям - синагоги, свидетельствовать в судах, но покупать землю можно было только турецким подданным.

Так начался тот период турецкой власти, который получил название реформ. Европейцам был открыт доступ в Палестину, их влияние проникает в страну. В Иерусалиме открывается 10 консульств, и среди них британское, французское, русское, прусское и американское.

В 1857 г. знаменитый филантроп сэр Моше Монтефиоре на свои средства и на пожертвования богатого еврея из Америки Йосефа Туро построил несколько домов и фабрику вне стен города. Район назвали Керем-Моше и Иехудит. Но евреи не приняли его начинание: они привыкли жить под защитой крепостных стен. Тогда иерусалимским нищим стали платить за то, чтобы они жили в этих домах. Но нищие жили там только днем, а ночью прокрадывались в город. Так продолжалось несколько лет. Иерусалимцы дали этому району второе название - Мишкот-Шаананим (пристанище бездомных).

В 1868г. в Иерусалиме разразилась эпидемия, которая унесла сотни жертв, а из обитателей Мишкот-Шаананима никто не пострадал, так как в этом районе были чистые водоемы. Люди восприняли это как чудо и знак того, что за пределами города можно уберечься от болезней. Вскоре был построен еще один район - Махане-Исраэль (лагерь Израиля) и квартал Нахалат-Шэва (надел семерых). Постепенно евреи перебираются в Новый город, как стали называть районы вне стен Иерусалима.

В конце 70-х гг. XIXв. Новый и Старый город слились в единый Иерусалим. Большинство евреев перебралось в Новый город, в старом осталось всего 2000, в основном старики, женщины и дети.

К концу XIX в. Иерусалим приобретает вид европейского города. Когда началась Первая мировая война, турки вошли в союз с Германией. Связь с Европой прервалась. Начался голод. Прекратилась алия (переселение евреев в Эрец-Исраэль). Население Иерусалима сократилось. Турки потерпели поражение, и Палестина стала по решению Лиги Наций подмандатной территорией Британии.

В ноябре 1917 г. английские войска под предводительством генерала Алленби вступили в Иерусалим. Город стал центром английской администрации. За 30 лет правления англичан площадь Иерусалима увеличилась в 3 раза, а население - почти в 8 раз. Еще в начале своего правления англичане издали знаменитую Декларацию Бальфура, в которой обещали евреям помощь в создании национального очага в Палестине. Арабы усмотрели в этом покушение на свои права, что привело к столкновениям.

29-го ноября 1947 г. в ООН было принято решение о разделе Палестины на два государства: еврейское и арабское. Иерусалим должен был находиться под международным контролем, а большая часть Иудейских гор - отойти к арабам.

На следующий день после принятия решения арабская толпа напала на еврейский торговый центр и принялась грабить и жечь магазины, при полном невмешательстве англичан. Через несколько дней арабские снайперы начали обстреливать городской транспорт и еврейские кварталы Нового города.14-го мая 1948 г., когда закончился срок английского мандата, Иерусалим превратился в поле боя. Почти никто не обратил внимания на спуск английского флага и на то, как потянулась колонна британских войск и чиновников по улице Пророков, покидая Иерусалим. Евреи и арабы остались один на один. 19 лет Иерусалим был разделен между евреями и арабами.

К 1967 г. военная угроза Израилю со стороны арабских стран стала настолько ощутимой, что пришлось нанести превентивный удар. Началась война, которая вошла в историю под названием Шестидневной. Через 3 дня после ожесточенных боев Иерусалим был освобожден.

Для всего еврейского народа это был великий день. Через 20 дней после победы декретом израильского правительства юрисдикция Государства Израиль была распространена на весь Иерусалим. Тогда же израильский премьер-министр пригласил к себе глав всех религиозных общин и заверил их, что израильское правительство гарантирует им сохранение всех прав. Разделявшие Иерусалим заграждения были уничтожены, и жители Иерусалима после 19-ти летнего перерыва смогли свободно передвигаться по городу. Правительственные учреждения стали размещаться как в западной, так и в восточной части города.

Цель данной работы - описать достопримечательности Иерусалима. Работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из тринадцати параграфов, вторая - из семи), заключения и приложения с иллюстрациями Иерусалима. На основании цели ставятся задачи - подробно описать памятные места Старого и Нового Города.

1. Старый город

1.1 Армянский квартал

Иерусалим можно разделить на Восточный и Западный. Восточный включает древнюю часть города, в том числе Старый город, Кедронскую долину, Масличную гору. Западный (или Новый) - в основном районы, возникшие во второй половине XIX в. и построенные в наше время.

С течением времени внутри Старого города сложились четыре квартала, заселенные по религиозному принципу. Мусульманский квартал на Храмовой горе с обеими великими мечетями и на базарной улице. Еврейский квартал западнее Стены Плача, где могут жить только евреи, Христианский квартал, где находится Храм Гроба Господня и несколько других храмов и церквей, а также Армянский квартал, окружающий церковь св. Якова.

Основные достопримечательности Армянского квартала - Армянская патриархия, монастырь и церковь св. Иакова и церковь Ангелов - Дом первосвященника Анны (Ханана).

Кафедральная церковь Св. Иакова принадлежит Армянской Патриархии и находится на ее территории. Церковь построена в XII веке на развалинах византийской церкви VI века. По преданию, в 44 году здесь был убит апостол Иаков. Однако посвящена она одновременно и другому Иакову - брату Господню и первому епископу Иерусалима. Вблизи к церкви - церковь Ангелов, музей истории армянской общины, библиотека Армянской Патриархии.

Церковь Ангелов принадлежит Армянской Патриархии и находится в глубине Армянского квартала. Древнейшая церковь Иерусалима построена на месте дома Первосвященника Анны (Ханании), к которому привели Иисуса перед тем, как отвести на допрос к Каиафе. Посвящена ангелам, закрывшим свои лица, чтобы не видеть поругательства над Иисусом. Вблизи к церкви - церковь Св. Иакова, музей истории армянской общины, библиотека Армянской Патриархии.

1.2 Стена плача. Еврейский квартал

Почти три тысячи лет, минуло с эпохи царя Соломона, второго поколения в жизни столицы. В те времена Ковчег завета (в котором хранились свитки с божественными заповедями), укрытый незатейливым навесом, был установлен на узкой вершине высокой горы. Царские архитекторы, решая задачу строительства храма в условиях гористой местности, выложили широкую белокаменную лестницу из тысяч каменных монолитов, доставленных сюда с западного и южного склонов горы.

Храм сиял как ожившее чудо. Великолепное сооружение было выстроено не во славу монарха, а как святилище Бога, способное приблизить божественное откровение к народу. Спустя несколько веков храм был разрушен, восстановлен и снова разрушен. Но время и разрушения оказались бессильны. Храм по-прежнему занимает самое святое место для сердце еврейского народа. В наши дни, символом прошлого и надеждой на будущее стала Стена плача. Первоначально она не обладала особой святостью. Это была всего лишь оборонительная стена вокруг Храмовой горы. Позже царь Ирод камень за камнем превратил ее в мощную крепостную стену, надежную опору Храмовой горы. Судьба творения царя Ирода превзошла самые смелые его ожидания. Сегодня, две тысячи, лет спустя, стена, возведенная по его приказу слезами и потом людей, продолжает оставаться символом надежды и возрождения. Воплощение мечты народа, который видит в этой стене свое прошлое, настоящее и будущее...

Со временем святость этого места все больше укреплялась. Поколения сменяли друг друга, а стена, сооруженная некогда для зашиты от врагов, стала духовным символом еврейского народа. Еще не так давно Стена плача была лишь частью одной из городских улиц, вдоль которой стояли лавки и дома. Никто не молился около нее. Даже после разрушения Второго храма верующие предпочитали собираться у более пышных стен восточной и южной части города.

И только в XVI веке, когда город оказался под властью Османской империи, святость Стены для еврейского народа получила всеобщее признание. С тех пор началась новая эра в истории этого места. Стена стала объектом паломничества для евреев, которые в соответствии с религиозной традицией должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму.

Население Старого города росло, строились новые дома, и улица подле Стены превратилась в узкий темный проулок, куда в праздничные дни на молитву могли попасть лишь немногие счастливчики.

Наряду с еврейской традицией развивалась и мусульманская, согласно которой именно с этого места пророк Магомет был вознесен на небо. В результате возникли серьезные разногласия по вопросу о контроле и уходе за этим историческим местом. Во время Войны за независимость 1948 г. Стена попала в руки Иорданского легиона. По условиям перемирия 1949 г. за евреями сохранялось право посещать ее, однако это соглашение никогда не соблюдалось. В ходе Шестидневной войны 1967 г. израильские парашютисты освободили город, а вместе с ним и Стену плача.