Смекни!
smekni.com

Памятные места Иерусалима (стр. 4 из 8)

Им нужно пространство страданий множество мест, где Он принимал муку за нас. Этого требовала также традиция католических театрализованных шествий с избивающими себя флагеллантами как основное средство мощного эмоционального давления на массы, создания атмосферы религиозной экзальтации.

В каждом городе Запада была своя "дорога страданий", по которой проходил маршрут этих процессий - модель той, главной, иерусалимской. Теперь же появилась возможность создать оригинал. Конец пути известен. Местонахождение Голгофы и могилы Иисуса определено еще в IV в. св. Еленой и не подлежит ни малейшему сомнению. Иное дело начало! Неясно, где именно находилась Претория, внутренняя городская крепость, в которой размещался римский гарнизон. В источниках нет ни звука о том, чтобы римляне сами строили что-нибудь для этого - значит, использовали одно из уже существовавших укрепленных мест. Например, огромный дворец Ирода, находившийся в наиболее высокой части города, рядом с цитаделью, позже названной христианами Башней Давида. Окруженный высокой стеной с башнями, комфортабельный и безопасный, он вполне мог служить резиденцией прокуратору во время его редких наездов в Иерусалим. Так и считалось в византийский период. При Юстиниане даже пробовали начинать оттуда пасхальные шествия к Голгофе, но затем вернулись к более раннему маршруту от Гефсиманского сада через Кидрон, восточные ворота (Гефсиманские) и далее почти через весь город к церкви Гроба Господня. Этот путь проходил мимо места, где находилась еще одна крепость Ирода, Антония, предназначенная для военного контроля над Храмовой Горой. Весьма удобное место для прокуратора: из своего окна он мог видеть бесчисленные толпы иудеев, пришедших к Храму, и точно выбрать момент, чтобы подать сигнал для их разгона. В эпоху Иерусалимского королевства пасхальные шествия изменили свой характер. Место медлительного и торжественного православного ритуала заняли эмоциональные и мрачноватые католические церемонии. Протяженность их пути сократилась, против прежней почти вдвое. Вместо Гефсиманского сада он начинался у новоопределенной Претории, откуда продолжался до церкви Гроба Господня по прежнему маршруту. Новые элементы представлений появились в XIII в., уже после потери крестоносцами Иерусалима. В это время возникло понятие Остановки - места, где произошел тот или иной эпизод казни, евангельский или из устного предания. На первых порах их количество было довольно велико (21), затем неоднократно менялось, то уменьшаясь, то увеличиваясь, пока в XVII в. не остановилось на числе 14.9 остановок находятся на VIA DOLOROSA, последние 5 внутри церкви Гроба Господня.

Скорбный путь начинается от Львиных ворот, рядом с которыми стоит католическая церковь святой Анны - матери Девы Марии, основанный во времена крестоносцев (ХII в) на месте предполагаемого рождения Святой Девы. Подземные помещения монастыря сохранились с более древних времен. По преданию, на этом месте Анна произвела на свет Святую Деву.

Перечислим остановки:

1. Осуждение

Первая остановка на Скорбном пути Христа скрыта во дворе медресе Эль-Омария - здесь Христос был осужден на смерть. Именно здесь был расположен римский преторий с башней Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат судил Христа. Отсюда каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие с несением Креста, чтением отрывков из Библии и песнопением. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона.

2. Бичевание.

На площади перед Преторией Пилат предлагает толпе выбор между Иисусом и Варравой, умывает руки, здесь же происходит избиение, надевание тернового венца и багряницы, положение креста на спину Иисуса. Теперь здесь находятся часовня Осуждения и монастырь Бичевания.

3. Первое падение.

В Евангелиях нет ни одного падения, на VIA DOLOROSA их три, каждое имеет свои нюансы. Первое происходит по физическим причинам: от боли и тяжести креста. Теперь за железной оградой стоят две гранитные колонны, сохранившиеся со времен крестоносцев.

4. Встреча с матерью.

В Евангелии от Иоанна это было на Голгофе, в остальных отсутствует вовсе. Простой, откровенный, сильный своей эмоциональной прямолинейностью эпизод. На этом месте стоит церковь Богоматери-великомученицы.

5. Симон из Киераники помогает нести крест.

В Евангелии он, собственно, и несет крест на Голгофу. Здесь солдаты заставляют его помочь Иисусу в начале долгого подъема. Здесь стоит церковь. Справа от церкви в стене выделяется большой камень, в котором есть углубление. Согласно христианской традиции, это след руки Иисуса.

6. Св. Вероника промокает платком лицо Иисуса.

И на белоснежной ткани отпечатывается "Лик Нерукотворный". Эпизод, хотя и отсутствующий в Евангелиях, но чрезвычайно важный - это латинская версия истории происхождения первой иконы. Здесь стоит часовня Св. Вероники.

7. Второе падение.

Оно происходит по эмоциональным причинам: пройдены городские ворота. Сделан еще один шаг.

8. Дщери иерусалимские.

Евангельский эпизод: Иисус отвечает сопровождающим его плачущим женщинам, в последний раз предсказывая близкий Конец Света и гибель Иерусалима. Здесь стоит часовня Св. Харлампия.

9. Третье падение.

Сделан еще один шаг: Иисус увидел Голгофу, место распятия. На этой остановке стоит колонна. Здесь когда-то находились ворота, называемые "Судные врата", на месте которых сегодня - русская православная церковь Александра Невского.

10. Снятие одежд.

Первый из трех эпизодов, происходящих непосредственно на Голгофе. (Придел разделения риз Христа).

11. Прибивание к кресту.

В этот момент Иисус говорит Марии, что вместо него сыном ей будет его любимый ученик. (Придел пригвождения к кресту).

12. Голгофа - место распятия.

Завершающий эпизод казни. Он сопровождается целой серией чудес: накануне смерти среди бела дня наступает кромешная тьма, Иисус умирает очень быстро, в этот момент со страшным грохотом разламывается скала и разрывается завеса Святой Святых Храма.

13. Снятие с креста и помазание.

Заботу над телом умершего Иисуса берет на себя Иосиф Аримафейский. Он снимает тело с креста, спускает с Голгофы и кладет на плоский камень, где умащает благовониями и заворачивает в плащаницу.

14. Положение в гроб.

Последняя четырнадцатая остановка - Гроб Господень представляет собой небольшую купольную часовню из розового мрамора, стоящую посреди храма Гроба Господня. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа. Часовня имеет два придела: придел Ангела (здесь находится Фигура сидящего на гробовом камне ангела, причем часть камня вделана в мраморную чашу) и собственно гробница, куда ведет низкий проход, проходя по которому, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами великолепной работы, имеет два метра в длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие. Здесь Иосиф Аримафейский уступает Иисусу собственный, еще не использовавшийся склеп, кладет туда его тело, а римляне закладывают вход огромным камнем. На следующий после субботы день здесь произойдет Воскресение.

1.6 Цитадель Давида

1.6.1 Могила Давида

За пределами Старого города, у Сионских ворот стоит скромное здание с минаретом. На первом этаже можно увидеть могилу царя Давида. Это место во времена Давида находилось за пределами Иерусалима и, как считают многие историки, не является местом захоронения легендарного царя. Но, согласно преданиям и тысячелетней традиции, принято считать, что Давид покоится здесь. В XVI в. стоявший здесь христианский храм превратили в мечеть Неби Дауд (пророка Давида) и возвели минарет. Могила Давида представляет собой огромный каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом. В день, когда празднуют годовщину независимости Израиля, на саркофаге можно увидеть небольшие серебряные короны. Число их соответствует числу лет существования современного Израиля.

1.6.2 Горница Тайной Вечери

Горница находится на втором этаже того же здания, где могила Давида. Христианские предания утверждают, что здесь происходила знаменитая Тайная Вечеря. От тех времен осталось лишь несколько колонн и свод, на котором еле видно изображение пасхального агнца, сохранившееся от церкви, стоявшей здесь с XIV по XVI в. Церковь эту построили монахи-францисканцы на месте разрушенной церкви крестоносцев. В XVI в. францисканцы были изгнаны, а христианский храм превращен в мечеть.

1.6.3 Город Давида

Эта старейшая часть Иерусалима находится на холма Офел за пределами Старого города напротив Сионских и Мусорных ворот. Здесь царь Давид основал город, ставший столицей Иудеи. Раскопки показали, что город строился на террасах, поддерживаемых мощными подпорными стенами - толщиной около 2,5 м. Раскопаны остатки сооружений VII в. до н.э. VIII в. н.э.

1.7 Бассейн Султана

Бассейн Султана расположен против Яффских ворот в Долине ада" (Геином). Бассейн, построенный при султане Сулеймане Великолепном в 1536 г., служил для сбора воды ручьев и источников долины Гихона. В наше время бассейн используют как огромный концертный зал под открытым небом. Многотысячная публика располагается на древних камнях, так как кресел и скамей здесь нет.

1.8 Иемин-Моше

К бассейну Султана примыкает городской район Иемин-Моше, основанный Мозесом Монтефиоре в середине XIX в. Ныне здесь живут люди свободных профессий. Их дома построены своеобразно, с большой изобретательностью. Отсюда открывается прекрасный вид на Старый город. Этот район привлекает туристов и иерусалимцев, которые часто прогуливаются по его узким улочкам.