Смекни!
smekni.com

Создание фотографии и развитие фотоаппаратуры (стр. 12 из 24)

Бывший губернатор Леланд Стэнфорд в 1872 году, как об этом рассказывают, поспорил с другом на 25000 долларов, утверждая, что у лошади во время скачки все четыре ноги одновременно отрываются от земли. Мьюбриджа, который считался хорошим фотографом, попросили сфотографировать Оксидента, известного рысака из конюшни Стэнфорда. Несмотря на быстродействующий затвор, изобретенный ранее Мьюбриджем, и белое полотно, которым покрыли дорожку, чтобы было больше света, фотопроцесс с мокрыми пластинами был в то время очень медленный, и не удалось получить убедительных доказательств, хотя можно было сказать, что бывший губернатор прав. Мьюбриджа попросили продолжить попытки. Ему не удалось, однако, продолжить эксперименты в последующие пять лет.

В июне 1878 года бывший губернатор Леланд Стэнфорд пригласил представителей прессы Сан-Франциско быть свидетелями, как Мьюбридж будет снимать бегущего рысью жеребца и скачущую галопом кобылу.

Были установлены двенадцать камер, каждая с падающим затвором, который приводился в действие пружиной. От каждой камеры поперек беговой дорожки были протянуты тонкие проволоки, соединенные с железным ободом колеса, которое замыкало эту удивительную цепь и, прокручиваясь, поочередно спускало затворы камер. Для фотографирования красивой кобылы по кличке Салли Гарднер поперек беговой дорожки были натянуты двенадцать тонких темных веревок, и, как только она грудью натягивала веревку, прокручивалось железное колесо и тут же срабатывал затвор на одной из камер. Получившиеся фотографии убедительно доказали, что все четыре ноги скачущей лошади оторваны от земли только тогда, когда она сгибает их под животом.

Фотографирование движений животных и человека — главная сфера интересов Мьюбриджа, и за работы в этой области он получал субсидию университета Пенсильвании, где он сотрудничал три года. Одиннадцать томов, опубликованных под эгидой университета в 1887 году — «Движение животных: электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных», — содержали все фотографические эксперименты Мьюбриджа с 1872 по 1885 годы, и в них было помещено более ста тысяч его фотографий. На фотографиях были не только домашняя собака, кошка и лошадь, но и американский лось, олень, медведь, енот, лев, тигр, обезьяна и птицы.

В 1901 году Мьюбридж выпустил книгу «Фигура человека в движении». Он возвратился в Англию и больше почти не занимался фотографией. Умер он в своем родном городе Кингстоне на Темзе в 1904 году.

Не все знают, что Томас Икинс (1844 — 1916), которого считают сегодня одним из великих художников Америки девятнадцатого столетия, был также страстным фотографом. И в фотографиях Икинс стремился достичь того же абсолютного реализма и той честности, которые помогали ему выявлять внутреннюю силу и характер людей, чьи портреты он создавал. Сильная воля и нежелание получать лишь четкое сходство удерживали его от простого копирования фотографии при работе над живописными портретами.

Друг Икинса однажды сказал, что он не позировал ему, так как Икинс «вскроет такие тайники характера, которые я скрываю годами».

Глубокий интерес Икинса к фотографии побудил его к переписке с Мьюбриджем. В 1879 году он порекомендовал более точный метод измерения бега лошади, который Мьюбридж, однако, не принял. В 1884 году Икинс, как президент Пенсильванской академии изящных искусств, старейшей художественной школы в Америке, пригласил Мьюбриджа читать лекции. Он помогал также в организации финансовой помощи Мьюбриджу, чтобы тот мог продолжать свои эксперименты в Пенсильванском университете. Вскоре Икинс был назначен членом контрольного комитета.

Будучи отличным знатоком анатомии (Икинс несколько лет изучал анатомию человека и животных в Джефферсоновском медицинском колледже), он с энтузиазмом отнесся к возможности сотрудничать с Мьюбриджем. Но вскоре каждый из них пошел своим путем. Научная подготовка Икинса позволила ему заметить, что двенадцать или двадцать четыре отдельные камеры не могли точно проследить за скоростью движения объекта. Он предпочел более простой и более точный метод с использованием одной камеры. Перед объективом камеры вращался диск с отверстием, которое позволяло получить целую серию различимых изображений на одной пластине. Икинс был убежден, что за одной фазой движения объекта, переходящей в следующую фазу, можно было проследить гораздо проще, чем за отдельными движениями, которые фотографировал Мьюбридж несколькими камерами.

Идущий, прыгающий, бегущий мужчина, натурщица, которая прыгает или поднимает какой-нибудь предмет, — все это стало предметом экспериментов Икинса в 1884 году. Он не публиковал свои фотографии. Профессор Э.Ж. Марей из Франции, чей способ использования вращающегося диска для получения снимков движущихся объектов Икинс модифицировал, опубликовал фотографии, сделанные на одной пластине, на которых были зафиксированы фазы движения обнаженной фигуры. Ни одна из опубликованных фотографий не вызвала ни малейшего замечания. В 1912 году Марсель Дюшан перевел подобные эксперименты на холст, создав картину «Обнаженная, спускающаяся с лестницы», которая вызвала бурю протестов и, как это ни странно, до сих пор о ней можно услышать нелестные высказывания.

Икинс продолжал свои эксперименты, фотографируя обнаженных атлетов и натурщиц, а также скачущих лошадей. В 1885 году он читал лекции в университете с использованием проектора, который он либо сам сделал, либо одолжил на время у Мьюбриджа. Успешно утвердив принцип использования одной камеры для фотографирования движущегося объекта с одной точки, Икинс прекратил свои эксперименты. Он стремился, как и Мьюбридж, проанализировать движение, и они оба добились в этом успеха. Своими экспериментами они внесли вклад в развитие кино.

Икинс, как художник-график, продолжал пользоваться камерой со штативом. Он утверждал, что к фотоотпечатку нужно относиться с уважением и сохранять его как художественную ценность, гравюру или литографию. Отличный рисовальщик, Икинс сравнивал фотографию с хорошим рисунком и полагал, что фотографии нужно делать на самой лучшей бумаге. Он и печатал соответственно свои фотографии на дорогой платиновой бумаге, передававшей самые тонкие и нежные тона.

Как художника Икинса стали признавать лишь в последние годы его жизни, как фотографа его начинают оценивать только сейчас.

Лучшие фото для иллюстрации этой страницы:

1. Эдвард Мьюбридж. Лошадь в движении. 1878 год. Фотографии с мокрых пластин. Первые успешные фотографии движущейся лошади по дорожке Пало Алто, Сан-Франциско, 19 июня 1878 года. Экспозиция каждого негатива составляла меньше 1/2000 секунды. Использовались 12 камер подобных камере снизу.

2. Эдвард Мьюбридж. Прыгающая фигура. 1887 год. Восемь этапов движения, сфотографированные одновременно многообъективными камерами с разных точек.

3. Томас Икинс. Портрет Уильяма X. Макдоуэлла. Холст. Масло.

4. Марсель Дюшан. Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Холст. Масло.

Фотографические студии

Только в Нью-Йорке к 1870 году насчитывалось более 300 фотографических студий. Брэди был еще там, хотя вскоре закрыл свое заведение на Бродвее, чтобы все внимание уделить работе в Вашингтоне. Процветала хорошо известная студия Гарнея, а также студия его бывшего партнера Фредерика. Но самыми элегантными студиями из всех действовавших в Нью-Йорке в семидесятых годах считались студии Наполеона Сарони, Уильяма Куртца и Хосе Мария Мора.

Все трое, подобно Фолку, который открыл свою студию десятилетием позже, в основном снимали известных актеров и актрис. Фотографии очаровательных представителей театра привлекали в студии, в свою очередь, женщин избранного общества и людей, впервые очутившихся в Нью-Йорке. Все студии имели приличные доходы от продажи кабинетных портретов (4 на 5,5 дюйма) и визитных карточек (3,75 на 2,25 дюйма) известных актеров страны, одетых в костюмы своих самых популярных ролей. Каждая студия собирала тысячи негативов и продавала несчетное количество фотографий в театрах, гостиницах, по почте и по другим каналам, выплачивая небольшой гонорар сфотографированным актерам и актрисам. Фотографии считались администрацией театров и актерами настолько хорошей рекламой, что они даже не взимали за съемки комиссионные сборы.

Из этих трех студий самой известной была студия Сарони, самой доходной — студия Мора, а самой художественной — Куртца. Уильям Куртц, родившийся в Германии в 1834 году, был художник — искатель приключений и еще мальчиком начал служить в германской армии, в рядах английской армии участвовал в Крымской войне, а в составе юнионистской армии — в гражданской войне в Америке. В Лондоне он получил профессию художника-литографа и давал уроки живописи. Открыв после окончания гражданской войны студию в Нью-Йорке, он разработал новый метод освещения, при котором лицо позирующего освещалось специально установленными рефлекторами, сделанными из оловянной фольги. Этот метод стал известен как «рембрандтовский». Как фотопортретист, Куртц, отличавшийся хорошим вкусом, обходился без заранее организованного или рисованного заднего плана, отказался от нелепых нарядов и пользовался контрастным, простым задним планом, чтобы с помощью мокроколлодионного процесса получить самый широкий диапазон тональности. Искусные «рембрандтовские» фотографии стали престижным делом компетентных фотографов, которые контролировали и улавливали все нюансы освещения и могли организовать съемки в соответствии с требованиями этого стиля. Куртц получил много наград за портретную фотографию, включая высшую награду международной выставки в Вене в 1873 году.