Смекни!
smekni.com

Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области (стр. 2 из 10)

Молодежный костюм для хоровода.

Женский и мужской костюмы.


5.ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ

5.1 «Русские хороводы»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАНЦА

В основу постановки танца «Русские хороводы» положены литературные и этнографические материалы по народным хороводам, бытовавшим во многих областях РСФСР.

Хороводы издавна были непременной составной частью всех весенних и летних гуляний и больших народных празднеств. Широкое распространение они имели в городах и деревнях Московской области и в самой Москве.

В праздничные дни рабочая молодежь Москвы уходила за город — в Сокольники, Покровское - Стрешнево или Ростокино. На полянах подмосковных рощ девушки и юноши водили хороводы и пели песни.

Содержанием танца «Русские хороводы» и является гулянье молодежи в весенний праздничный день.

Девушки в нарядных сарафанах, взявшись за руки, идут навстречу друг другу с двух сторон сцены. Неожиданно они изменили направление, и каждая группа девушек стала закручивать «улитку». Затем девушки незаметно раскрутили «улитки» и пошли навстречу друг другу.

Но встреча девушек опять не состоялась. Улыбнувшись друг другу, они снова расстались и закрутили «улитки», затем опять незаметно раскрутили их и пошли навстречу друг другу. Вот они, наконец, встречаются в глубине сцены и, соединив руки с платочками, идут пара за парой на передний план. Плавность, грация, благородство отличают их простые движения.

Дойдя до переднего плана, каждая пара поочередно взмахивает соединенными руками с платочками и отходит назад.

Пара за парой отходят девушки назад, взмахивая платками, точно выпуская стаю птиц из пышных белых рукавов.

Неожиданно пары разошлись по сторонам и соединились в кружочки. Обхватив друг друга за талию, девушки очень быстро закружились. Кружочки сменились вращающимися линиями: на сцене точно раскрываются большие веера. И вот все девушки, соединившись в один круг, величаво и гордо плывут по этому кругу.

Рисунок танца все время меняется: круг перестраивается в четыре линии, которые, словно весенние ручейки, текут, извиваясь, то в центр, то из центра. Наконец все девушки собираются в глубине сцены в квадратное построение, рассыпающееся затем по всей сценической площадке,

Быстро-быстро кружатся девушки, поднял высоко над головой платки. К нимприсоединяется группа юношей.

Еще стремительнее закружились танцующие, ещевеселее стала пляска.

Все танцующие разделились на два круга и, взявшись за руки, приплясывая, один за другим понеслись по этим кругам сначала в одну, потом в другую сторону.

Рассыпались круги, разошелся по сторонам народ. Танцующие образовали большой полукруг, оставив на середине сцены одного юношу. Притопывая, он стал приглашать других: кто хочет сплясать, чтобы показать всем свою удаль, ловкость и мастерство? С двух сторон полукруга выходят две девушки и двое юношей. Степенно и плавно танцуют девушки, а юноши выделывают перед ними замысловатые коленца.

На смену этим танцующим из центра полукруга выходят еще две девушки и двое юношей. Девушки, взмахнув платками, стремительно несутся вперед, лукаво посматривая на юношей, исполняющих рядом с ними сложные фигуры танца.

С одной стороны полукруга вышла еще одна девушка, с другой — юноша; приплясывая, пошли они по кругу, приглашая желающих плясать.

К пляшущим присоединяются вторая, третья, четвертая девушки, а также юноши.

Один из юношей (пятый) закружился волчком на присядке, то и дело взлетая вверх, точно мяч.

Четыре девушки и четверо юношей, повстречавшись, пляшут друг перед другом. Затем все танцующие соединяются в один большой круг и начинают кружиться в быстрой пляске: парни прыгают, кружатся перед девушками, а девушки, ласково улыбаясь и переводя рукис платками из стороны в сторону, двигаются быстро, но плавно, как лебедушки, чуть-чуть поводя плечиками то вправо, то влево.

Большой круг распался на три двойныхкруга (каждый из них состоит из двух кругов, соединенных наподобие звеньев цепи). Танцующие быстро кружатся в таком построении. Наконец кольца рассыпаются. Девушки и юношисоединившись в пары и тройки, пляшут, поглядывая друг на друга, и одни за другими уходят за сцену.

УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ

В танце «Русские хороводы» участвуют 16 девушек и 12 юношей.

Танец состоит из двух частей: первая часть исполняется одними девушками; во второй части к девушкам присоединяются юноши.

Музыка к танцу также состоит из двух частей.

Первая часть танца исполняется под музыку русской народной песни «Ты воспой! Ты воспой!», Музыкальный размер – 2/4

Вторая часть танца исполняется под музыку русской народной песни «Улицаширокая моя!». Музыкальный размер - 2/4.

КОСТЮМЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Костюм девушки. Шелковыйили шерстяной сарафан — синий, красный, зеленый дли желтый.

По покрою сарафан косоклинный. Вверху он начинается с небольшого лифа, кроящегося отдельно; к этому лифу пришивается юбка, книзу отдельно расклешенная. Спереди от лифанашивается(сверху вниз) «тяга» — продольная полоса материи, украшенная русским орнаментом, расшитая парчой, бусами, лентами. Подол сарафана расшивается в несколько рядов тесьмой, лентами разных оттенков. На одну из лент нашиты белые пуговицы. В верхней части сарафана на спине заложены две-три глубокие складки, книзу расходящиеся.

Под сарафаном— нижняя юбка из бязи такого же цвета, как сарафан, с двумя-тремя оборками.

Белая кофта (из чесучи, шелковогоили штапельного полотна) с широкими, пышнымирукавами, вышитыми на плечах тамбурным швом (рисунок — русский орнамент). Вшивной рукав, присборенный в плече, к манжету слегка суживается. На шее много бус.

На голове кокошник такого же цвета, как сарафан. Кокошник расшит бисером и парчой; сзади он навязывается шнурком, который прикрывается широким бантом с длинными спускающимися концами.

В косу вплетена лента.На ногах туфли на среднем каблучке.В руке цветной шелковый платок.

Костюм юноши. Рубашка — синяя, красная, зеленая или желтая — подпоясана красивым цветным поясом. Рукава, воротник и низ вышиты.

Черные брюки заправлены в черные сапоги.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Исходное положение: все девушки, разделившись на две группы (по 8 человек в каждой), выстраиваются цепочкой за третьей кулисой с обеих сторон сцены. (По цвету сарафаны чередуются в каждой группе так: синий, красный, синий, красный, желтый, зеленый, желтый, зеленый.)

Держа в правых руках платки, девушки берутся за руки и приподнимают их вверх, соединив друг с другом локти. Кисти рук — на уровне плеч. Головы девушек, стоящих с правой стороны, повернуты влево; головы девушек, стоящих с левой стороны, повернуты вправо.

После музыкального вступления (8 тактов) исполняется первая часть музыки («Ты воспой! Ты воспой!»).

Проигрывается музыкальное сопровождение№1

На 1—4-й такты обе группы девушек выходят на сиену «русским переменным шагом» (движение № 1), навстречу друг другу. Движение начинается с правой ноги (рис. 1).

Рис. 1.

На 5—8-й такты девушки, не дойдя друг до друга, меняют направление и закручивают «улитки», повернувшись в каждой группе лицом к центру своей «улитки».

На 9 —18-й такты первая девушка в каждой группе, а вслед за ней и остальные идут тем же «переменным шагом» в обратном направлении, раскручивая «улитку». Постепенно девушки одна за другой повертываются лицом к зрителям. Обе линии девушек идут в глубину сцены, навстречу друг другу (рис, 2).

Рис. 2.

Повторяется музыкальное сопровождение № 1

На 1–2-й такты девушки в обеих линиях, исполняя то же движение № 1, встречаются в глубине сцены и парами идут вперед.

На 3—4-й такты они опять расходятся в разные стороны, закручивая «улитки», только уже ближе к середине сцены.

На 5—8-й такты девушки продолжают закручивать «улитки» (как с правой, так и с левой стороны, повернувшись лицом внутрь «улитки»).

На 9—18-й такты, изменив направление, девушки раскручивают «улитки» и, повернувшись лицом к зрителям, направляются навстречу друг другу в глубину сцены.

Исполняется музыкальное сопровождение №2

На 1—4-й такты и их повторение девушки обеих групп встречаются в глубине (на середине заднего плана) сцены, становятся парами и идут на передний план сцены (рис. 3).

Рис. 3.

При этом они подают друг другу свободные концы своих платков и поднимают вверх соединенные руки с платками. Девушка с левой стороны поднимает правую руку с платком выше уровня плеча, подавая другой конец платка девушке, стоящей в паре с ней с правой стороны; левой рукой она берет конец чужого платка и держит эту руку на уровне пояса; девушка с правой стороны левую руку с чужим платком поднимает выше уровня плеча, а правую руку со своим платком держит на уровне пояса. Корпус немного повернут в сторону зрителей (см. рис. 4).


Рис. 4

Девушки на правой стороне сцены начинают движение с правой ноги, а девушки на левой стороне — елевой ноги.

На 5-й такт девушки первой пары, не опуская платков, взмахивают ими вверх (на первую четверть такта) и, образуя «воротца» из поднятых соединенных рук с платками, отходят боковым шагом в глубину сцены.

При этом девушки на левой стороне сцены на счет «раз» делают шаг в сторону правой ногой, а та счет «и» — шаг левой, ставя ее впереди правой.Девушки на правой стороне исполняют то же самое, только сначала делают шаг левой ногой, затем правой, ставя ее впереди левой. Одновременно вторая пара, чуть наклонив корпус и опустив руки с соединенными платками, проходит простыми шагамив «воротца» (рис. 5), становится на место первой пары и поднимает руки «воротцами».