Смекни!
smekni.com

Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области (стр. 9 из 10)

15-й—16-й такты Вернувшись на свои места к правым кулисам, юноши отбивают дробную концовку (движение № 22) с правой ноги, как бы приглашая к танцу исполнителей, находящихся на левой стороне.

17-й—22-й такты Исполнители левой стороны с примкнувшими к ним девушками, взявшись все за руки или под руки, стеной, переменным ходом № 2, идут к юношам, находящимся напротив, у правых кулис.

23-й—24-й такты Все девушки перебегают к юношам, стоящим у правых кулис, и, повернувшись через правое плечо лицом к середине сцены, встают подвое около каждого юноши со стороны правого и левого плеча.Юношилевой стороны, оставшись одни, отбивают на месте дробную концовку (движение № 22) с правой ноги.

25-й—30-й такты Юноши левой стороны отходят спиной назад, делая шесть раз присядку (движение № 46), с ударами ладонью по голенищу сапога, начиная с левой ноги.

31-й—32-й такты Вернувшись на свои места к левым кулисам, юноши отбивают дробную концовку (движение № 22) с правой ноги, как бы приглашая исполнителей правой стороны пожаловать к ним.

33-й—38-й такты Исполнители правой стороны, взявшись все за руки, стеной двигаются вперед к юношам, стоящим у левых кулис, в профиль к зрителям, переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, и доходят до середины едены.

39-й—40-й такты Девушки левой стороны перебегают к юношам своей кары, девушки правой стороны остаются на месте.

41-й—44-й такты Все пары делают «крутку» вправо, по ходу часовой стрелки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги. Пары правой стороны во время «крутки» с середины сцены отходят обратно на свои места.

45-й—48-й-такты. Исполнители, перехватившись левыми руками, выполняют «крутку» в обратную сторону, т. е. влево, против хода часовой стрелки. К концу 48-го такта все пары останавливаются на своих местах в две линии, лицом к встречным парам, в профиль к зрителю.

4-я фигура. 64 такта.

Исполняется под русскую песню «Ах вы, сени, мои сени». Музыкальный размер: 2/4 Темп оживленный.

1-й—4-й такты. Переменным ходом № 2 Девушки, стоящие у левых кулис, и юноши, стоящие у правых кулис, двигаются навстречу друг другу и к концу 4-го такта подают правые руки друг другу, левые руки лежат сбоку на талии.

5-й—7-й такты Держась за руки, исполнители этим же ходом попарно вращаются вправо, по ходу часовой стрелки, делая полный круг.

8-й такт Девушки останавливаются спиной к зрителю, юноши — лицом к зрителю. Оставшиеся девушки и юноши подходят к середине сцены, поворачиваются: девушки — спиной к зрителю, юноши — лицом к зрителю и подают руки юношам и девушкам своей пары.

Все четыре линии двигаются переменным ходом № 2 к авансцене, начиная с правой ноги: юноши—лицом, девушки — спиной. Этим же ходом все линии двигаются назад, к заднику сцены.

9-й—12-й такты

13-й—16-й такты

17-й—20-й такты

Исполнители попарно, переплетая правые руки в локтях, делают «крутку» вправо, по часовой стрелке, переменным ходом № 2, начиная с правой ноги. Во время вращения пары расходятся на свои первоначальные места.

21-й—24-й такты Исполнители, перехватившись левыми рунами, делают «крутку» влево против часовой стрелки, движением переменного хода № 2, начиная с правой ноги. Закончив «крутку», пары останавливаются на своих местах, лицом к встречным парам, в профиль к зрителю.

25-й—27-й такты. Пары, соблюдая линии и интервалы, двигаются навстречу друг другу переменным ходом №2, начиная с правой ноги. Юноша правой рукой держит левую руку девушки {положение рук № 7).

28-й такт Исполнители на середине сцены делают три притопа, ударяя всей стопой левой, правой и опять левой ноги, слегка наклоняя корпус вперед, как бы кланяясь встречной паре.

29-й—31-й такты Все пары тем же ходом, начиная с правой ноги, спиной возвращаются назад на свои места.

32-й такт Пары повторяют три притопа, начиная с левой ноги.

Во второй половине 4-й фигуры, т. е. с 33-го по 64-й такт, полностью повторяются движения 1-го—32-го тактов, но начинают движение другие исполнители.

33-й—40-й такты Выходят навстречу друг другу девушки, стоящие у левых кулис, и юноши, стоящие у правых кулис. Они подают друг другу правые руки и вращаются вправо, делая полный круг.

41-й—48-й такты При построении в четыре линии девушки становятся лицом к зрителю, юноши — спиной; линии двигаются сначала к авансцене, затем — к заднику сцены.

49-й—56-й такты Пары, выполняя «крутку» вправо и влево, расходятся на свои места

57-й—64-й такты Пары двигаются навстречу друг к другу и обратно на свои места.

5-я фигура. 32 такта.;

Исполняется под русскую песню «Я на горку шла».

Музыкальный размер: 2/4. Темп оживленный.

1-й—4-й такты Нечетные пары левой стороны и четные пары правой быстро двигаются переменным ходом № 2 к своим встречным парам, как бы вызывая их на танец.

Положение рук № 8.

5-й—8-й такты Подошедшие пары спиной возвращаются обратно тем же ходом. Вызванные пары, как бы наступая, тем же переменным ходом двигаются вперед, за парами, отходящими назад. 9-й—12-й Пары, начавшие фигуру, опять двигаются вперед, вызванные пары тем же

такты ходом отступают назад. Положение рук № 8.

13-й—16-й такты Четыре пары на правой стороне сцены и четыре пары на левой стороне сцены, берясь за руки, образовывают два круга. Круги вертятся: правый — против часовой стрелки, левый — по часовой стрелке. К концу 16-го такта круги разрываются и образовываются опять две линии, в которых исполнители стоят лицом друг к другу, в профиль к зрителю.

17-й—20-й такты Обе линии, взявшись за руки и подняв руки вверх, двигаются переменным ходом №2 навстречу друг другу. На 20-м такте на середине сцены исполнители правой стороны разъединяют руки и проходят через «воротца» на левую сторону сцены. Линии меняются местами.

21-й—24-й такты Исполнители каждой пары, переплетая правые руки в локтях (положение № 13), делают «крутку» вправо переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.

25-й—28-й такты Обе линии, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются тем же ходом обратно.

На середине сцены исполнители правой стороны разъединяют руки и проходят в «воротца» левой стороны. Все пары возвращаются на свою сторону.

29-й—32-й такты Пары выполняют «крутку» вправо.

6-я фигура. 16 тактов.

Исполняется под русскую песню «Полянка». Музыкальный размер: г/4. Темп оживленный.

1-й—8-й такты Все пары одна за другой двигаются по кругу против часовой стрелки переменным ходом № 2. Девушки взмахивают платочками, юноши приплясывают около девушек, раскрывая руки, переводя их из стороны в сторону, и т. д. К концу 8-го такта пары выстраиваются в полукруг лицом к зрителю.

9-й—14-й такты Девушки боковым ходом № 9 — «припадание» с правой ноги вертятся на месте вправо, подняв правую руку вверх и взмахивая платочком. Юноши делают присядку, начиная с левой ноги.

15-й16-й такты Девушки продолжают вертеться и на счет «два» 16-го такта останавливаются около юношей, топнув левой ногой и подбоченившись. Юноши, задорно глядя на девушек, лихо отбивают дробную концовку № 22 с правой ноги и заканчивают ее крепким ударом всей ступней правой ноги об пол.



5.3. «ПЕРЕПЛЯС»

«Перепляс» относится к числу русских плясок импровизационного характера и строится на соревновании исполнителей. Может быть: парный «Перепляс» — соревнование между двумя исполнителями, групповой — соревнование между двумя группами, или массовый «Перепляс», состоящий из плясок, исполняемых поочередно многими участниками.

Танец очень жизнерадостен, исполняется с задором, танцующие стремятся превзойти один другого выдумкой «колен» и мастерством исполнения.

Исполняется «Перепляс» под гармонь, на которой обычно играется веселая русская песня.

Здесь приводится массовый «Перепляс». В нем юноши и девушки поочередно выходят в круг, показывая каждый свое мастерство. Этот пример следует рассматривать как схему «Перепляса», которая на практике может видоизменяться и усложняться в зависимости от количества участников и их подготовки.

Музыкальное сопровождение: русская народная песня «Барыня». Музыкальный размер: 2/4.

Исполнители стоят полукругом, лицом к центру.

1-й—6-й такты Начинает пляску девушка, стоящая крайней слева. Весело, задорно двигается она переменным ходом № 2 по кругу против часовой стрелки. Руки постепенно поднимаются невысоко в стороны.

7-й—8-й такты. Дойдя до середины полукруга, девушка этим же движением поворачивается лицом к зрителю.

9-й—16-й такты. Девушка двигается по диагонали к крайнему юноше слева, дробным ходом № 21 «в три ножки» с притопами с правой ноги, крепко отстукивая каблуками. Корпус прямой, руки лежат на талии (положение № 1).

На счет «два» 16-го такта девушка заканчивает дробпый ход ударом всей ступни об пол, вскинув голову вверх и взглядом вызывая крайнего юношу слева выйти на танец.

17-й—20-й такты. Юноша переменным ходом № 4, начиная с правой ноги, проходит перед вызвавшей его девушкой, двигается по авансцене от левой кулисы к правой. Руки в движении №7 или просто раскрыты в стороны. Девушка, приплясывая, возвращается па свое место, на левую сторону полукруга.

21-й—24-й такты. Юноша тем же ходом № 4 двигается по кругу против часовой стрелки, лицом к исполнителям, спиной к зрителю. Дойдя до середины полукруга, он поворачивается лицом к зрителю.

25-й—30-й такты. Юноша дробным ходом № 13, лихо отбивая дробь, двигается по диагонали к крайней девушке справа. Руки лежат на талии (положение № 1).

31-й32-й такты. Юноша делает концовку № 22 с хлопком в ладоши па счет «раз» 31-го такта, как бы вызывая крайнюю девушку справа на танец.

33-й - 40-й такты. Крайняя девушка справа боковым ходом № 9—«припадание» с правой ноги двигается по кругу по часовой стрелке, доходит до середины сцены и, повернувшись па месте вправо, останавливается лицом к зрителю. Руки во время хода раскрываются в стороны; в правой руке девушка держит платочек. Юноша переменным ходом провожает девушку и возвращается на свое место.