Смекни!
smekni.com

Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области (стр. 8 из 10)

На повторение 9-го такта на счет «раз» ударить правой ладонью по наружной стороне голенища правого сапога.

На счет «и» с полуповоротом вправо опустить на пол правую ногу, одновременно левую ногу согнуть в колене и поднять назад.

На счет «два» ударить ладонью левой руки по наружной стороне голенища левого сапога.

На счет «и» опустить на пол левую ногу.

На повторение 10—12-го тактов исполнить движения, указанные ни повторение 7—9-го тактов.

Движение № 21

«Присядка с поворотом корпуса»

Исполняют .четверо юношей и л 1—6-й такты музыкального сопровождения № 2 второй части музыки Счет — 2/4.

1-й такт. На счет «раз-и» сделать полное приседание па полупальцах обеих ног, оба колена отвести в левую сторону, руки отвести в правую сторону, голову и корпус повернуть влево.

На счет «два-и» резко подняться с приседания, расставив широки в стороны ноги; при этом правую поставить на каблук, а левую, повернуть коленом вправо, — на полупальцы. Руки резко перевести влево, голову и корпус повернуть вправо.

Затем движение исполняется сначала в той же последовательности.

Юноши, стоящие на правой стороне сцепы, приседая, отводят оба колена в правую сторону, и ставит левую ногу влево на каблук. Юноши на левой стороне, приседая, отводят оба калена в левую сторону и ставят правую ногу вправо на каблук.

Дпижение № 22

«Прыжки но кругу с хлопками»

Исполняют все юноши на 1 —6-й такты музыкального сопровождения №3 второй части музыки. Счет - 2/4.

На счет «раз» с прыжка шагнуть назад на полупальцах правой ноги;

одновременно левую ногу, согнутую в колене, поднять высоко, до пояса, и взмахнуть левой рукой снизу вверх.

На счет «и» резко ударить сверху левой ладонью по колену левой ноги; одновременно вытянутой правой рукой сделать круговое движение и, как бы замахиваясь, поднять ее вверх.

На счет «два» с прыжка сделать шаг назад на полупальцах левой ноги; правую ногу, согнутую в колене, поднять перед собою до пояса.

На счет «и» резко ударить сверху правой ладонью по колену правой ноги; одновременно левой рукой сделать круговое движение.

Исполняя это, танцующий продвигается по кругу (спиной по направлению движения) против движения часовой стрелки.

Затем движение исполняется сначала.

5.2. КАДРИЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кадриль записана работниками Всесоюзного дома народного творчества у колхозников Московской области. В предлагаемой редакции танец несколько видоизменен: композиция, рисунок, порядок фигур, песенные мелодии остались те же, но движения несколько усложнены.

Кадриль начинается с выхода пар, которые идут одна за другой, как на деревенском гулянье. Впереди идет главный плясун, он является руководителем пляски, рядом с ним справа — девушка его пары, вслед за ними двигаются парами остальные исполнители.

Обойдя круг, танцующие делятся пополам на равное четное количество пар и выстраиваются в две линии, перпендикулярные авансцене, лицом к середине сцены. Это построение в две линии сохраняется в течение всех фигур: то пары линиями двигаются друг к другу, то девушки переходят в другую линию, к юношам противоположных пар, то парни в центре обходят друг друга, затем возвращаются на свои места.

Кадриль состоит из выхода и шести фигур. Каждая фигура исполняется под свою песенную мелодию.

Схема данного танца рассчитана на восемь пар.

Исполнители стоят в последней кулисе справа попарно: юноши —слева, девушки — справа.

Выход- 24 т а к т а.

Исполняется под мелодию русской песни «Камаринская». Музыкальный размер: 2/ь. Темп быстрый.

1-й—24-й Исполнители выходят пара за парой переменным ходом № 2. У каждой девушки такты в правой руке платочек, которым она взмахивает произвольно, левая рука или опущена, или лежит сбоку на талии. У юношей руки лежат сбоку на талии (положение № 1) или двигаются произвольно. Кто-то из юношей может во время хода отбить дробушку, кто-то может пройтись дробным ходом или пританцовывать перед девушкой.

Пары идут вначале по прямой, вдоль задника сцены,затем первая пара заводит по кругу против часовой стрелки, остальные пары двигаются за ней. Первые четыре пары, обойдя полтора круга, останавливаются в линию спиной к левым кулисам, следующие четыре пары образовывают линию спиной к правым кулисам. Обе линии расположены перпендикулярно к авансцене, в профиль к зрителю.

Пары в линиях справа и слева располагаются точно одна против другой, строго соблюдая интервалы. В дальнейшем описании танца пары, расположенные одна против другой в линиях справа и слева, будут называться «встречными» парами.

1-я фигура. 32 такта.

Исполняется под русскую песню «Чижик». Музыкальный размер: 2/4. Темп умеренный.

Правой рукой юноша держит левую руку девушки (положение № 8).

1-й—2-й- такты Встречные пары, строго соблюдая линии и интервалы, идут навстречу одна другой переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.

3-й—4-й - такты Девушки проходят тем же переменным ходом между девушкой и юношей встречной пары и продолжают двигаться в стороны противоположных кулис.

Юноши, пропуская девушек, выполняют движения переменного хода почти па месте и задерживаются на середине сцены, при этом гоноши встречных пар поворачиваются друг к другу левым плечом (руки лежат сбоку на талии).

5-й—8-й -такты Юноши встречных пар, повернув голову влево, обходят друг друга со стороны левого плеча. Девушки продолжают спокойно двигаться: одни — к правым,

другие — к левым кулисам.

9-й—12-й-такты. Юноши, обойдя полный круг, тем же переменным ходом № 2 двигаются за девушками своей пары.

Девушки тем же движением поворачиваются вправо и останавливаются лицом к юношам.

13-й—16-й - такты Каждая пара делает «крутку» вправо переменным ходом № 2, Правые руки переплетаются в локтях (положение № 13). Корпус прямой, головы повернутыодна к другой, исполнители смотрят друг на друга.

17-й—28-й такты Повторение движений 1-го—12-го тактов. Пары тем же движением возвращаются на свою сторону.

29-й—32-й такты Повторение движений 13-го— 16-го тактов. Каждая пара выполняет «крутку» вправо.

2-я фигура. 64 такта.

Исполняется под русскую песню «Как у наших у ворот». Музыкальный размер: 2/4, Темп умеренный.

1-й—4-й -такты Девушки каждой стороны лицом к зрителю, в затылок друг за другом плавно двигаются к середине сцены боковым ходом № 9 - «припадание»: стоящие справа — справой ноги, стоящие слева—елевой ноги, строго соблюдая линии и интервалы. Руки плавно раскрываются в стороны, в правой руке у каждой девушки платочек. Голова наклоняется к плечу по ходу движения. Юноши стоят на месте и на счет «раз» каждого такта хлопают в ладоши.

5-й—8-й такты Девушки встречных пар, дойдя до середины сцены, поворачиваются левым плечом одна к другой и переменным ходом № 2 обходят друг друга со стороны левого плеча, меняясь местами. Правые руки с платочком подняты над головой. На счет «раз» 5-го и 7-го тактов девушки взмахивают платочком друг к другу, на счет «раз» 6-го и 8-го тактов —друг от друга. Левые руки лежат кулачком сбоку на талии. Исполнительницы то смотрят друг па друга, то сопровождают взглядом взмах платка.

Сделав полкруга и поменявшись местами, девушки останавливаются спиной друг к другу, лицом к юношам встречной пары.

9-Й—12-й такты Девушки переменным ходом № 2 двигаются каждая к юноше встречной пары, корпус прямой, голова приподнята, руки лежат кулачком сбоку на талии (положение № 1). Юноши продолжают хлопать в ладоши.

13-й—16-й такты Девушки и юноши встречных пар делают «крутку» вправо переменным ходом № 2, начиная с правой ноги. Правые руки переплетены в локтях (положение № 13).

17-й—32-й такты Повторение движений 1-го—16-го тактов. Девушки двигаются друг к другу, обходят друг друга, возвращаются на свою сторону к юношам своей пары и делают с ними «крутку».

33-й—34-й такты Юноши лихо отбивают на месте дробную концовку (движение № 22) с правой ноги. Музыка играет громче, более звучно.

35-й—36-й такты Юноши четырьмя простыми шагами идут к середине сцены, навстречу юношам встречных пар.

37-й—40-й такты Юноши, повернувшись левым плечом друг к другу, переменным ходом № 2 с правой ноги обходят друг друга со стороны левого плеча. Головы задорно приподняты, исполнители смотрят друг на друга. Положение рук № 1. Сделав полный круг, юноши останавливаются спиной друг к другу, лицом к к девушке встречной пары.

41-й—44-й такты Юноши делают четыре раза присядку (движение № 40), начиная с левой ноги, двигаясь к девушкам. Положение рук № 1.

45-й—48-й такты Приблизившись к девушкам встречных пар, юноши делают с ними «крутку» вправо переменным ходом № 2, начиная с правой ноги. Положение рук № 13.

49-й—64-й такты Полностью повторяются движения 33-го—48-го тактов. Юноши, отбив на месте ключ (движение № 22), направляются друг к другу, обходят друг друга, делают присядку, возвращаются к девушке своей пары и закапчивают фигуру «круткой» вправо. К концу 64-го такта, закончив вращение, пары становятся в две линии, перпендикулярные авансцене, лицом друг к другу, спиной к кулисам, в профиль к зрителю.

3-я фигура. 48 тактов.

Исполняется под русскую песню «Ах ты, береза, ты моя береза». Музыкальный размер: 2/4. Темп оживленный.

1-й—6-й такты Исполнители, стоящие с правой стороны, взягашись за руки, стеной идут к парам, стоящим с левой стороны, переменным ходом №2, начиная с правой ноги.

7-й—8-й такты Девушки правой стороны перебегают к встречным парам и, повернувшись через левое плечо лицом к середине сцены, становятся каждая со стороны левого плеча юноши встречной пары. Юноши правой стороны остаются одни и делают дробную концовку (движение № 22).

9-й—14-й такты Юноши правой стороны спиной отходят обратно на свои места, делая шесть раз присядку (движение № 46). С первой присядкой исполнитель выбрасывает вперед левую ногу и правой рукой ударяет по голенищу сапога поднятой ноги.