Смекни!
smekni.com

История казахстанского кинематографа (стр. 5 из 10)

Проблема лежит на поверхности: остаточный принцип финансирования документального кино. Государство может и обязано поддержать кино.

Сегодня есть реальный инструмент опосредованно влиять на ситуацию: через образование путем тиражирования на DVD документального кино для распространения через школы, вузы, библиотеки, музеи.

В госпрограмме "Культурное наследие" документальное кино не выделены. Но именно хроника, и старая, и современная, являются летописью государства.

В настоящее время сфера документального кино предлагает государству формирование имиджа страны, ее единого социокультурного пространства как для ее граждан, так и для субъектов международных отношений. Ключевыми точками концентрации усилий в управлении сферой документального кино являются:

1. Позиционирование документального кино в качестве общенационального социокультурного проекта, реализуемого межпрофессиональным сообществом в рамках общественного диалога и партнерства, в государственных рамках - на государственном, региональном и муниципальном уровнях, в международных рамках - на уровне мирового социокультурного пространства.

2. Разработка при содействии Министерства культуры и информации Республики Казахстан и других субъектов Государственной целевой программы развития документального кино Казахстана, с акцентом на государственную политику в области поддержки актуального социального и имидже нового содержания, международного позиционирования и продвижения документальных фильмов.

3. Развитие теории и практики документального кино с учетом его специфики как средства общественных коммуникаций и экранной художественной культуры.

4. Создание новой институциональной структуры развития документального кино (Национальный центр "Документальное кино") в новых рыночных и социально-культурных условиях.

5. Реализация кадровой и молодежной программы документального кино.

Программа развития документального кино должна предусматривать создание системы управления отраслью, установления многоплановых отношений как с субъектами государственной власти, министерствами, так и с основными агентами казахстанского и глобального рынков, разработку и реализацию пакета проектных инициатив.

Документальное кино в силу своей специфики потенциально является одной из самых инновационных ветвей постсоветского кинематографа. При наличии творческого потенциала, а также с точки зрения мировых тенденций, все складывается наилучшим образом (мировой спрос на информационно-коммуникативные, образовательные продукты, архивные материалы, пригодные для интерактивного использования, растет), при этом инновационного бума в нашей стране не наблюдается. С точки зрения текущего положения дел, именно эта сфера остается наименее адаптированной к условиям современного казахстанского рынка. Очевидно, что это проблема, в том числе и управленческая. Сфера документального кино остается недооцененной. И вопрос не столько в том, что государство в недостаточных объемах финансирует документальный кинематограф. Проблема в том, что это финансирование продолжается в формах и схемах советского периода, в тех же схемах и "осваивается". Документальный кинематограф остается сферой наименее капитализированной, отстает по уровню технической оснащенности от документального кино на десятилетие. В итоге, документальное кино, вместо того чтобы стать инновационным ядром аудиовизуальной сферы, все более превращается в "музейное кино" - закрытое: для массового зрителя и обществённости направлением кинематографа.

Документальное кино во всем мире финансируется или из бюджета (так в Европе), или фондами (так в Америке). Казахстанских фондов нет, поэтому сегодня необходимо усиление роли государства в поддержке этой сферы деятельности.

Сегодня кинематографисты и продюсеры СНГ испытывают аналогичные проблемы государственного регулирования, повышения конкурентоспособности неигрового кино, документальных фильмов.

Решение политических и государственных задач в этой отрасли кинематографа - документального кино - это великолепная возможность сочетать государственные интересы с интересами развития отрасли.

В Казахстане был разработан Проект Закона "О государственной поддержке кинематографии Республики Казахстан" [], где пересмотрен комплекс мер, способствующих развитию неигрового кино. Особое внимание в этом законопроекте отводится хранению исходных киноматериалов национальных фильмов, фильмов совместного производства и кинолетописи. Важный аспект рассматриваемого законопроекта, а именно - создание Фонда поддержки национального кино. Для государственной поддержки производства национальных фильмов, осуществления проектов производства дебютных фильмов, приобретения национальных и некоммерческих фильмов, их дублирования (озвучивание) на государственный язык и субтитрования, распространения, для поддержки кинотеатров, кинозалов (видеозалов), демонстрирующих национальные фильмы, модернизации кинотехники, популяризации аудиовизуальной продукции, подготовки киноспециалистов, социальной защиты кинематографистов Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан учреждает Фонд поддержки национального кино.

К сожалению, закон до сих пор находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что складывающаяся ситуация требует от государства совершенно нового подхода в управлении исследуемой нами отраслью. Несмотря на всю болезненность этого процесса, очевидно, что без введения более совершенных инструментов государственного управления в сфере кинематографа наши желания останутся лишь благими намерениями.

Художественное кино. Художественные фильмы сыграли немаловажную роль в развитии культуры казахского народа и оказали влияние на рождение и развитие национального киноискусства республики. Прежде всего, их появление вызвало в Казахстане огромный интерес к кинематографу. Руководители республики стали больше заниматься вопросами кино, добивались создания все новых и новых фильмов о Казахстане, разрабатывали мероприятия по организации материально-технической базы кинопроизводства в Алма-Ате и подготовке творческих, инженерно-технических кадров кино. Писатели, актеры, композиторы, художники стали проявлять больший творческий интерес к киноискусству, изучать его историю и теорию, готовить себя для участия в создании произведений кино.

Первый художественный фильм на казахстанском материале был снят в 1928 году на киностудии "Совкино" по роману Фурманова "Мятеж" (реж. С.А. Тимошенко). В 1935 году на "Мосфильме" по роману И.П. Шухова "Ненависть" снят художественный фильм "Вражьи тропы" (режиссер И.К. Правов). Трест "Востоккино" выпустил художественные фильмы "Джут" (1931), "Тайна Каратау" (1932).

В 1934 году организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начат регулярный выпуск киножурнала "Советский Казахстан" и документальных фильмов. В Москве начато дублирование лучших советских фильмов на казахский язык.

В 1939 году на "Ленфильме" был снят первый казахский художественный фильм "Амангельды" (сценаристы: В. Иванов, Б. Майлин, Г. Мусрепов; режиссер М. Левин; исполнитель главной роли Е. Умурзаков). Этот фильм положил начало отечественному кинематографу.

С самого начала становления художественного кино в Казахстане основной задачей режиссеров являлось изображение жизненной судьбы человека, его духовного бытия, исканий, борьбы. Например, в фильме "Ботагоз" (1957 г., режиссер Е. Арон), показана судьба людей, вставших на путь революционной борьбы, за установление власти рабочих и крестьян, показан быт, обычаи казахского аула, использована национальная музыка и песни, есть естественная необходимость, вызванная детальной разработкой событий определенного исторического периода. В поведении главных героев фильма (Амантая и Ботагоз) в быту, в труде, в бою, в их взаимоотношениях отражено своеобразие национального характера казахов в той степени, в которой оно могло быть выражено в данных, конкретно взятых ситуациях.

О патриотизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны повествует фильм "Песнь о великане". В картине "На диком бреге Иртыша" перед зрителями развертывается сложная, самоотверженная борьба строителей гидростанции в Восточном Казахстане. Фильм "Мы здесь живем" повествует о формировании характера молодых покорителей целинных земель.

В целом, если рассматривать динамику развития образов казахстанского художественного кино начиная с 30-х гг. плоть до 60-х гг. ХХ века, то можно добавить следующее:

1. В советскую эпоху главными героями в казахстанских фильмах были либо революционеры-одиночки, борющиеся за установление советской власти, что соответствовало советской идеологии, либо историко-эпические герои - воины, батыры, ханы, что выходило за рамки советских установок. Показать сильного героя-мужчину как современника, если это не "Коммунист" или "Председатель", было практически невозможно;

2. Образ женщины сводился тоже к определенному клише: это должна была быть либо "освобожденная женщина Востока", либо боец - героическая дочь своего народа, либо ударница труда на производстве. Образ "прекрасной возлюбленной" воплощался также только в сказочных фильмах или картинах эпического плана.

3. Особая роль отводилась образу женщины во время Второй мировой войны. Так, например, устойчивый советский стереотип - образ матери, потерявшей сына на Гражданской или Великой Отечественной войне, а взамен ставшей матерью для всего многонационального советского народа был основным сюжетом в кино.