Смекни!
smekni.com

История казахстанского кинематографа (стр. 9 из 10)

Если же говорить о кинопроцессе в целом, то среди кыргызских кинематографистов более чем в других странах Центральной Азии ощущается сплоченность, желание вывести кинематограф страны на качественно другой уровень. У художников кино чувство персональной ответственности за производимые фильмы.

За годы независимости в Кыргызстане было произведено чуть больше десятка полнометражных игровых фильмов, но каждая из этих картин внесла осязаемый вклад в национальную кыргызскую культуру и сыграла важную роль в репрезентации страны за рубежом. Именно здесь появилась первая осознанная кинематографической общественностью стратегия развития киноотрасли - "Программа 10+".

Кыргызские кинематографисты, несмотря на отсутствие финансирования киноотрасли со стороны государственного бюджета, смогли не только сохранить кинематограф, но и создать в мире кино имидж новой оригинальной азиатской кинематографии. Активное участие кинематографистов как в созидании позитивных образов в кино, так и в выстраивании структуры киноотрасли в целом, думается, уже в ближайшее время даст свои положительные плоды. Кинематограф Кыргызстана станет ярким явлением не только в рамках постсоветского пространства, но и в арт-хаусном кинематографе Европы и Азии.

Таджикистан. Таджикское кино смогло выстоять в самые трудные годы в истории независимого государства - в годы Гражданской войны. Правда, выживало оно в условиях эмиграции. Многие кинематографисты покинули страну, и благодаря тому, что некоторым из них удалось снимать фильмы на деньги иностранных продюсеров, оставляя в фокусе Таджикистан, появился ряд значимых картин, имевших успех на международных кинофестивалях.

В основном два режиссера - Бахтияр Худойназаров и Джамшет Усмонов - в годы независимости создавали имидж таджикского кино.

В фильмах Бахтияра Худойназарова мы видим отчетливое движение от портрета индивида в фильме "Братан", через наблюдение над становлением молодой семьи в ленте "Кош ба кош", к обобщенному видению нации и народа в картине "Лунный папа". В первой картине показан слом эпох - период "перестройки", во второй - гражданская война в Таджикистане, а в третьей - послевоенное время, наполненное абсурдом и хаосом.

В фильмах Б. Худойназарова и Д. Усмонова, являющимися отражением переходного периода, преобладают мотивы бегства и несовершенства жизни таджикского общества. Такие настроения меняются в кинематографе только с появлением фильмов молодых режиссеров, снимаемых внутри страны. Эти изменения стали ощутимы только в последние 2-3 года с появлением таких картин, как "Статуя любви", "Овора", "Махди", и хотя они по профессионализму и мастерству уступают фильмам, снимаемыми их коллегами за пределами страны, в них видно больше оптимизма и надежды на возрождение нации. Показательно, что в этих картинах главные герои - дети.

Также как в Киргизии, в Таджикистане наблюдается достаточно высокая активность молодых, но нет такой мощной связки молодых с более старшим поколением кинематографистов. Обнадеживает тот факт, что в 2005 году правительством Таджикистана было издано Постановление о поддержке национальной кинематографии. Но важно, чтобы развивались частные киностудии, инициативные киношколы и объединения, наподобие таких организаций, как ООО "Киносервис" под руководством С. Хакдодова и С. Рахимова, в рамках которого ведется поддержка проектов молодых.

Если вслед за постановлением правительства последует дальнейшее укрепление материально-технической базы киностудии "Таджикфильм", то, думается, что через 5-7 лет в Таджикистане можно ожидать определенный бум таджикского кино, потому что имеется достаточно высокий творческий потенциал у молодых кинематографистов страны.

Узбекистан. Модель развития узбекской кинематографии отличается от всех стран Центральной Азии. Здесь работает сильная государственная политика в сфере кино, большие средства вкладываются в техническое развитие киноотрасли, ежегодно запускается от 10 до 12 полнометражных игровых фильмов. В отличие от казахстанской модели кинопрокат плотно связан с кинопроизводством, поэтому узбекские фильмы без проблем прокатывается в кинотеатрах и зритель с удовольствием ходит на отечественные фильмы. Достаточно большое население страны с высоким показателем демографического роста, политика в области развития государственного языка с учетом идеологической роли кинематографа создают хорошие предпосылки для развития национального кинематографа.

В марте 2004 года был издан очередной Указ Президента РК "О совершенствовании управления в сфере кинематографии", что привело к росту производимых картин. Количество фильмов растет, и они с энтузиазмом воспринимаются на внутреннем рынке, однако прорыва вовне на международные кинофестивали, увы, не происходит., Причина этого в первую очередь - инерция старой кинематографической системы, не только управленческой, но и эстетической.

Можно сказать, что кинопроцесс в Узбекистане строится по старой схеме советского кино. Фильмы снимаются в основном на государственной студии "Узбек-фильм", наличествуют цензура и тематически-жанровое планирование кинопроизводство. Совершенно очевидно, что в узбекских фильмах последних лет есть тенденция к излишнему идеологизированию кинематографа. Если в диалогии Зульфикара Мусакова "Мальчики в небе" эта тенденция практически не ощущается - просто показывается современный Узбекистан, звучат нотки патриотизма о том, что молодежь предпочитает жить у себя на родине, а не уезжать за границу, то уже в последней картине режиссера "Родина" чувствуется идеологический перебор.

Понятно, что без создания позитивного имиджа страны нациостроительство молодого государства невозможно. В этом плане узбекские кинематографисты уже давно работают без комплексов и без ограничений: в фильмах последних лет можно увидеть узбекских бизнесменов-предпринимателей, которые открывают свой бизнес и в Японии, и в Америке, в другой картине узбеки высадились на Луну и т.д. В определенном смысле это американский, голливудский подход, и, возможно, нам, казахстанцам, надо брать пример со своих соседей и наконец снимать фильмы современной тематики не только с социальной "чернушной" критикой, но и с позитивными сюжетами и персонажами.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать прогноз, что узбекское кино имеет все шансы стать региональным лидером в области кинематографии прежде всего благодаря прокатной политике, когда производимые фильмы не только доходят до зрителя, но и пользуются зрительским спросом.

Казахстан. На сегодняшний день казахское кино занимает ведущие позиции в регионе. В течение пятнадцати лет с момента установления независимости кино здесь финансировалось государством. Именно в Казахстане появился суперпроект "Кочевник". Здесь наравне с государственной киностудией "Казахфильм" начинают работать независимые продюсерские студии, на которых снимаются ленты в серьезной копродукции с ведущими западными продюсерами, такие, как "Тюльпан", "Рэкетир", "Айнур", "Монгол", "Ближний бой".

Благодаря работам режиссеров поколения так называемой "Казахской новой волны" кинематограф Казахстана узнаваем в мире кино, на международных кинофестивалях. Казахские фильмы принимали участие на самых престижных кинофестивалях в мире и завоевывали призы.

Однако не может не беспокоить наметившаяся в последние годы тенденция ухода из кинематографа наиболее оригинальных и творчески состоявшихся режиссеров казахского кино эпохи независимости. Серик Апрымов уехал в Америку, Абай Карпыков, Бахыт Килибаев, Александр Баранов живут и работают в Москве, поднимая престиж российского кинематографа. Амир Каракулов и Ардак Амиркулов ушли в частный бизнес. Почему они больше не снимают фильмов? Почему киностудия "Казахфильм" не прилагает все усилия для сохранения уже достигнутого высокого уровня национальной кинематографии? Ведь именно они открыли миру современный модернизированный независимый Казахстан. Именно они заставили заговорить о феномене казахского кино. К сожалению, в казахстанском киносообществе сегодня нет лидера такого уровня, каким был в эру зарождения "Казахской новой волны" Мурат Ауэзов. Нет стратегического видения роли кинематографа в становлении и развитии независимого государства, а отсюда и нет продуманных запусков, поиска хороших сценариев, открытия новых имен.

Увы, приходится констатировать, что кинопроизводство в Казахстане носит спонтанный характер: нет продуманного тематического плана, где было хотя бы равное соотношение фильмов исторических и о современности, нет планируемого фестивального или зрительского успеха, нет жанрового разнообразия картин и т.д. Поэтому у казахстанского кинематографа нет нациостроительного элемента, за исключением опять-таки единственной картины "Кочевник", которая позитивно сработала на имидж республики.

Другая важная проблема - казахстанские фильмы не доходят до зрителя, снимаются практически в корзину или для отчетности. В лучшем случае они попадают на кинофестивали. Происходит это от того, что кинопроизводство финансируется государством, а прокат находится в частных руках, и эти процессы никак не скоординированы на государственном уровне.

Таким образом, несмотря на то, что на сегодняшний день казахское кино занимает ведущие позиции в Центрально-Азиатском регионе, и вызывает определенный интерес в мировом сообществе, оно столкнулось с рядом важных проблем, которые требуют своего скорейшего решения.