Смекни!
smekni.com

Глубина эмоциональной передачи актёров и режиссёров классической школы (стр. 2 из 7)

Леонид Гайдай

В 1949 году Гайдай поехал в Москву. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Александрова). Гайдай на фоне остальных студентов был, пожалуй, одним из самых заметных. Он удивлял своим талантом признанных мэтров именно как актер. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха. Однажды Гайдай с приятелем выходили из института, а молодая сотрудница ВГИКа, боясь идти по темным улицам, увязалась с ними. Через несколько минут Леонид неожиданно остановился и, стараясь говорить как можно жестче и развязнее, обратился к девушке: "А ну, снимай шубу!.. Я что, непонятно сказал? Или тебе помочь?" Когда та, растерявшись, начала раздеваться, студенты рассмеялись. Однако преподавателям института подобные хохмы отчего-то не нравились - с первого же курса начинающий режиссер был отчислен за... профнепригодность. Осознавая всю несправедливость данного решения, Гайдай бросился обивать пороги начальственных кабинетов и вскоре был восстановлен во ВГИКе, хотя и с испытательным сроком.

Признанный мастер комедии

В 1971 году на экраны вышла комедия "12 стульев". Сам Леонид Иович не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин. Экранизировать роман Ильфа и Петрова режиссер решил еще в 1967 году, до своей знаменитой "Бриллиантовой руки". Однако руководители Госкино велели ему подождать, пока Михаил Швейцер поставит "Золотого теленка". В результате съемки начались лишь в 1970 году. Самой большой трудностью стали поиски актера на роль Остапа. Гайдай перепробовал 22 артиста, среди которых были В.Басов, В.Высоцкий, А.Баталов, О.Борисов, Е.Евстигнеев, А.Миронов, пока не остановился на ни кому неизвестном Арчиле Гомиашвили. Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.

В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино - "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) и "Не может быть!" (1975). Песня "Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь..." из кинофильма "Иван Васильевич…" стала визитной карточкой всех ресторанов страны 70-80-х годов. А фильм стал одним из лидеров проката в том году. В начале 80-х на экраны вышли комедии "За спичками" и "Спортлото-82". Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Прежде всего, это относится к фильму "Спортлото-82", где так замечательно сыграл Михаил Пуговкин.

Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), работал осветителем, актёром. В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, который закончил в 1955 году. В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая — "Долгий путь". Спустя два года на экраны вышла скандальная сатирическая картина "Жених с того света" едва не стоившая режиссеру карьеры. После этого Гайдай уходит в тень на три года. 1961 год отмечен двумя короткометражными фильмами "Пёс Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики". Эти работы приносят известность режиссеру, а также легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый. На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма "Деловые люди". Сделав перерыв в три года, Леонид выпускает три фильма, каждый из которых становится всенародно любимым произведением советской кинематографии. Кинокомедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года. Как и следующие два фильма Гайдая — "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (1966 года) и "Бриллиантовая рука" (1968 года) которые повторяют это достижение.

Детективная комедия Леонида Гайдая — "Бриллиантовая рука" в 1995 году была признана лучшим отечественным фильмом за 100 лет, победив в опросе телезрителей.

В 1970-х занимался экранизациями классических произведений (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М. Зощенко, Н. Гоголь). В 1981—1988 гг. Гайдай снимал сюжеты для киножурнала "Фитиль". Также на экраны вышло несколько новых картин Гайдая. Несмотря на высокое качество этих фильмов, для зрителей они были менее заметны, чем раннее творчество режиссёра. Последней работой Леонида Гайдая стал фильм "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" выпущенный в 1992 году. Был женат на актрисе Нине Гребешковой.

Скончался 19 ноября1993 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Баталов Алексей Владимирович - художественный руководитель актерского факультета, Народный артист СССР, профессор.

Всенародную любовь и международное признание завоевали выпускники актерских мастерских: Л.Соколова, С.Бондарчук, И.Макарова, К.Лучко, Н.Мордюкова, В. Тихонов, С.Гурзо, Р.Макагонова, Н.Рыбников, А.Ларионова, Н.Меньшикова, Р.Нифонтова, И. Извицкая, И. Арепена, Н. Крачковская, Н.Румянцева, Л. Гурченко, З. Кириенко, Г. Юхтин, Н.Фатеева, С.Дружинина, С.Чиаурели, Л. Куравлев, Н. Малявина, А. Шенгелая, Т.Семина, В. Ивашов, О. Видов, А. Будницкая, С. Светличная, Л.Лужина, Н. Губенко, Ж.Болотова, Е.Жариков, Н. Гвоздикова, Т. Нигматулин, Г.Польских, С.Никоненко, Л.Федосеева-Шукшина, И.Ясулович, Р.Нахапетов, В. Теличкина, Е.Васильева, Б.Токарев, В. Плотников, В.Носик, Е. Соловей, Н.Аринбасарова, Н. Еременко, И. Бразговка, Н. Белохвостикова, Н.Бондарчук, И.Шевчук, Н.Бурляев, З. Кипшидзе, Л. Полехина, Л. Удовиченко, Н. Андрейченко, А. Ростоцкий, Е.Цыплакова, Т.Акулова, О.Кабо, М. Левтова, Е. Иващенко, И. Нинидзе, В. Шевельков, Т. Лютаева, Дж. Файзиев, О. Машная, А. Тихонова, Ф. Махмудов, Е. Двигубская, К.Качалина, Е.Корикова, М.Миронова, В. Щегольков, В. Майсурадзе, Э. Кюрдзидис, Е. Никитина, А. Михалкова, С. Летуновская, Л. Толкалина, О. Коростышевская, А. Бухаров, А. Бабенко, А. Мерзликин, В. Капустин, А. Снаткина, В. Вдовиченков, Н. Уварова, Е. Стычкин и многие другие.

Государственный театр киноактёра организован в городе Москва в декабре 1943 года. За 65 лет существования театра на его сцене играли более 700 артистов. В составе труппы театра служат такие артисты, как Инна Макарова, Олег Стриженов, народные артисты России Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Наталья Фатеева, Тамара Семина, Геннадий Юхтин, Павел Винник, а также молодые артисты Екатерина Вуличенко, Мария Гузеева, Александр Пашков, Дарья Сагалова и другие. В репертуаре театра около 20 спектаклей.

В театре работали советские режиссеры театра и кино Борис Бабочкин, Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Эраст Гарин, Алексей Дикий. В 1992 году коллектив возглавил Олег Михайлович Бутахин.

2. Са́нкт-Петербу́рская государственная академия театрального искусства

СПбГАТИ — высшее учебное заведение Санкт-Петербурга, основано в 1779 году как Петербургская театральная школа. Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии (ЛГИТМиК).

Основные этапы истории Академии:

1779 – на базе Танцевальной школы создана Театральная школа разных специальностей.

1783 – учрежден Особый комитет по управлению театральными зрелищами и школой (Театральным училищем)

1809 – разработан Устав школы, правила приема, организация и программа обучения разным театральным профессиям.

1829 – принято новое положение о Театральном училище, которое разделяло его на мужскую и женскую половины и на два разряда: балетный и оперно-драматический.

1884 – драматическое и оперное отделения закрылись.

1888 – учреждены Драматические курсы, которые на основании нового положения об Императорских училищах представляли собой отделение театрального училища.

1900 – утверждено новое положение об Императорском училище, корректирующее программу обучения.

1913 – подано прошение в Министерство Императорского Двора об изменении статуса Драматических курсов и отнесению их к разряду высших учебных заведений (прошение отклонено)

1918 – на основе Драматических курсов открыта Школа актерского мастерства (ШАМ) во главе с Л.С.Вивьеном (на ул.Троицкой, 13, затем в доме 18, ныне ул.Рубинштейна).

1918 – при театральном отделе Наркомпроса В.Э.Мейерхольд организовал и возглавил Курсы мастерства сценических постановок (Курмасцеп), ул. Большая Подьяческая, 20

1922 – создан Институт сценических искусств (ИСИ) на основе объединения ШАМ, Курмасцепа, Института ритма, Драматической школы Сорабис и Хореографического техникума. Литейный проспект, 46.

1926 – ИСИ переименован в Техникум сценических искусств (ТСИ), открыто отделение эстрадного искусства и присоединен Фотокинотехникум в качестве киноактерского отделения. Гагаринская ул., 2.

1936 – средние театральные учебные заведения (при ТЮЗе, Новом ТЮЗе, при театре драмы им.Пушкина, при БДТ) Ленинграда объединены на базе ТСИ в одно учебное заведение – Центральное театральное училище (ЦТУ). Организовано 4 класса: Б.М.Сушкевича, Л.С.Вивьена, Л.Ф.Макарьева, Б.В.Зона.

1942-1944 – Институт работал в эвакуации: с апреля 1942 в Пятигорске, с августа 1942 в Орджоникидзе. Тбилиси, с октября 1942 в Томске, с октября 1943 в Новосибирске. В феврале 1944 Институт вернулся в Ленинград.

1945 – организована кафедра сценического движения.

1948 – институту присвоено имя А.Н.Островского.

1954 – открыт постановочный факультет. Начат набор по специальности "художник-технолог".

1959 – открыто отделение театра кукол. Начат набор по специальности "актер театра кукол".

1961 – начат набор по специальности "режиссер театра кукол".