Смекни!
smekni.com

Глубина эмоциональной передачи актёров и режиссёров классической школы (стр. 6 из 7)

Н.П.Алексеев

Затем Школу-студию возглавил Н.П.Алексеев, выпускник 1952 года. Это был глубоко интеллигентный человек, истинный москвич, прекрасный артист, замечательный организатор, человек, влюбленный в Школу-студию. При Николае Петровиче произошел переезд в новое здание вуза из дома номер 3-а в дом номер 1 по проезду Художественного театра.


О.В.Басилашвили

Олег Басилашвили, выпуск 1956 года:

"Нельзя забывать, что студий было и есть много, но МХАТа не было нигде, кроме проезда Художественного театра, и Школа-студия всегда была неотделимой частью этого сложнейшего и прекраснейшего организма. Уже одно то, что она расположена рядом с театром, что из широких окон Студии открывался вид на двор МХАТа, и мы видели, как в театр вносят декорации из спектаклей, что из Студии можно было попасть в сам театр - все это вселяло в наши сердца законную гордость, чувство единения с тем святым и великим, что именовалось тогда Московским художественным театром."

В.И.Гафт

Валентин Гафт, выпуск 1957 года:

"До поступления и боялся даже взглянуть в сторону двери с вывеской "Школа-студия МХАТ", из которой выходили счастливчики, избранные, особые!... И вот я студент!

В студии тогда учились Евстигнеев, Волчек, Казаков, Басилашвили, Доронина Броневой, Зимин, Сергачев, Табаков. Помню Володю Высоцкого. Он был на два курса младше...

Лишь полвека спустя я стал понимать, чему учили нас великие мхатовцы. Поздно, но чтобы понять это жизни не хватит... И так происходит и произойдет с каждым, кто здесь учился и будет учиться."

Е.Миронов Евгений Миронов, выпуск 1990 г.:

"Попав в Школу-студию, мне сразу захотелось здесь остаться. Я буквально всем был здесь потрясен. Меняются режиссеры, проходит время, ... Что остается в театре? Человеческие отношения, которые меня и поразили в Школе-студии. Не хочу сказать, что другие театральные институты хуже. Просто я - приверженец Школы-студии. Обучение здесь построено прежде всего на человеческих отношениях. Ничего лучше быть не может. Оттого сразу видно на этом камерном пространстве, где фальшь, а где правда.

Когда мы учились в школе, а Табаков был нашим мастером, он просто сдирал с нас кожу. И пока мы не нарастили свою, он от нас не отстал. Он всех нас учил ходить. Конечно, здесь есть доля жестокости, но этого требует профессия. До Школы-студии, как позднее я понял, я не знал, что такое театральное искусство."

8. Театр "Современник"

Московский театр "Современник" был основан группой молодых актёров в 1956 году. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина он стал первым в стране театром, рождённым свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ.

В 1956 году спектаклем по пьесе Розова "Вечно живые" в Москве, на площади Маяковского открылся театр "Современник". Молодые актёры, все без исключения выпускники МХАТовской школы, создали новую студию Художественного театра.

"Современник" попытался восстановить в своей практике образ старого МХАТовского дома, его художественно-этические идеалы. Был сочинён устав, с надеждой возродить новое товарищество актёров, которое коллективно решало, брать или не брать пьесу в репертуар, выпускать или не выпускать спектакль на публику (демократия). Всей труппой решали судьбу актёров. Со всей строгостью обсуждали деятельность Ефремова. "Современник" во многом определяется характером его лидера. Долгое время художественным руководителем театра оставался Олег Николаевич Ефремов, который окончил Мхатовскую студию в 1949 году. Он учился у Кедрова и Топоркова, непосредственных учеников Станиславского.

После окончания Ефремов остался педагогом при студии МХАТ, из выпускников которой потом сформировался "Современник". Ефремова в своё время не взяли в Художественный театр и он оказался в ЦДТ (Центральном Детском театре), там переиграл более 20 ролей, в том числе играл в "Коньке Горбунке". Как будто роль напророчила ему характер ловкий, хитрый, бесконечно русский. Иванушка попадал в немыслимо трудные ситуации и каким-то непостижимым образом находил из них выход.

Ранняя программа "Современника" — советский вариант неореализма. В нашей стране он питался собственной историей, но корни были общие: осмысление итогов Второй мировой войны и всех видов фашизма. Студийцы долго искали пьесу для дебюта и выбрали "Вечно живые" Розова (в ней недавняя война с фашизмом была не только местом действия, но и временем всеобщего нравственного выбора. Рассказывая о войне, студийцы сумели передать судьбу своего поколения. Ефремов сыграл в спектакле Бориса Бороздина, юношу, уходящего добровольцем на фронт. Именно Ефремов произносил фразу, которая стала крылатой и вошла в главный лексикон театрального времени: "Если я честен — я должен".

Отношение "Современника" и Ефремова к понятию "театральность" были довольно сложными. Студийцы выступили под знаменем "антитеатральность" как новой правды театра. От правды жизни студия стала двигаться к правде театра. Одним из самых блистательных спектаклей театрального направления стал "Голый король" по пьесе Шварца (1960). Там открылось дарование Евстигнеева, одного из основных спутников по всей творческой жизни Ефремова.

В 1964 году "Современник" перестал быть студией и стал нормальным советским театром. В 1966 году в театре была поставлена пьеса по роману Гончарова "Обыкновенная история". Спектакль стал во многих отношениях переломным. Поставила спектакль Галина Борисовна Волчек.

В 1967 году Ефремов решил осуществить на сцене своего театра трилогию, посвященную русскому революционному движению — от декабристов до большевиков. Время было подходящее, страна готовилась к полувековому юбилею Октябрьской революции. В "Современнике" хотели защитить, очистить идеи революции от накипи и искажений. На этом строилась идеология шестидесятников.

В "Декабристах" Зорина Ефремов как режиссёр и актёр открывал сложную этическую загадку декабризма. В "Народовольцах" Александра Свободина проблема цели и средств обретала новый поворот. Ефремов пытался показать изначальную трагедию народовольчества. Народ, именем которого они клялись, был не просто равнодушен, но и враждебен революционерам. "Большевики" Шатрова завершали трилогию и выносили её проблематику в новый исторический контекст. Власть оказывалась в руках большевиков, которые ощущали себя прямыми наследниками декабристов и деятелей "Народной воли". Этот стопроцентно революционный спектакль попытались закрыть. Главное цензурное управление запретило пьесу, но Ефремов успел пригласить на прогон министра культуры E. A. Фурцеву. Та на свою ответственность разрешила спектакль. Он был сыгран 7 ноября 1967 года, в день 50-летия революции.

Летом 1970 года Ефремов выпустил свой последний спектакль в "Современнике" — чеховскую "Чайку". Пьеса, когда-то открывшая Художественный театр, на этот раз закрыла одну из его лучших студий. Все внутритеатральные отношения, груз накопившихся разочарований и неприязни, были выплеснуты в чеховский текст, который Ефремов попытался превратить в памфлет. Он внес в "Чайку" идейный разброд конца 60-х гг.

В сентябре 1970 г. Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из "Современника" ушли многие ведущие актёры; в сложившихся условиях работать театру было трудно; пресса писала об исчерпанности миссии театра и предрекала скорый конец "Современника".

В 1972 году художественным руководителем театра стала Галина Волчек. Начался долгий и сложный процесс восстановления. Со временем в труппе появились новые яркие актёры: Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев.

Труппа театра за все годы его существования

· Аниканова, Мария Викторовна (1995 — наст. время)

· Ахеджакова, Лия Меджидовна (1977 — наст. время)

· Бурков, Георгий Иванович (1970—1971)

· Васильева, Екатерина Сергеевна (1970—1973)

· Вельяминов, Пётр Сергеевич (1972—1974)

· Вертинская, Анастасия Александровна (1968—1980)

· Ветров, Владислав Владимирович (2003 — наст. время)

· Вокач, Александр Андреевич (1971—1989)

· Волчек, Галина Борисовна (1956[1] — наст. время)

· Газаров, Сергей Ишханович (1980—1985)

· Гармаш, Сергей Леонидович (1984 — наст. время)

· Гафт, Валентин Иосифович (1969 — наст. время)

· Гурченко, Людмила Марковна (1964—1966)

· Даль, Олег Иванович (1968—1971, 1972—1975)

· Дворжецкий, Вацлав Янович (1978—1980)

· Добржанская, Любовь Ивановна (1972—1975)

· Дорошина, Нина Михайловна (1959 — наст. время)

· Дроздова, Ольга Борисовна (1989 — наст. время)

· Евстигнеев, Евгений Александрович (1956—1992)

· Ефремов, Олег Николаевич (1956—2000)

· Иванова, Людмила Ивановна (1957—наст. время)

· Ильенко, Капитолина Ивановна (1961—1977, 1990—1992)

· Кваша, Игорь Владимирович (1957 — наст. время)

· Козаков, Михаил Михайлович (1959—1970)

· Коренева, Елена Алексеевна (1975—????)

· Леонтьев, Авангард Николаевич (1968 — наст. время)

· Любшин, Станислав Андреевич (1959—1963)

· Майорова, Елена Владимировна (1982—1983)

· Мищенко, Василий Константинович (1981 — наст. время)